Файл: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города РостованаДону Школа 115 имени Юрия Андреевича Жданова.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
Лабораторная работа №3: Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
7.
Глава 6.
Основы
селекции и
биотехнологии
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
Формы организации
учебного процесса: классная, групповая, индивидуальная.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, работа по карточкам, Устный опрос.
8.
Глава 7.
Возникновение
и развитие
жизни на Земле
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Формы организации
учебного процесса: классная, групповая, индивидуальная.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, проект с использованием ИКТ.
Устный опрос.
9.
Глава 8.
Взаимосвязи
организмов и
окружающей
среды
Окружающая среда - источник веществ, энергии и информации.
Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы.
Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Формы организации
учебного процесса: классная, групповая, индивидуальная.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, работа по карточкам, проект с использованием ИКТ,
12
Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель- аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
Лабораторные работы:
№4 Изучение приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах)
№5 Строение растений в связи с условиями жизни.
№6 Описание экологической ниши организма
№7 Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).
Практические работы:
№3 Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.
№4 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Экскурсия: Среда жизни и ее обитатели. ресурсов интернета.
Устный опрос.
ВСЕГО
Лабораторных -7
Практических - 4
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Разделы
личностные
предметные
метапредметные
Введение. Биология в системе
наук
Воспитание российской гражданской идентичности:
Формирование системы научных знаний о
Умение самостоятельно
13
Глава 1. Основы цитологии -
науки о клетке.
Глава 2.
Размножение и
индивидуальное развитие
(онтогенез) организмов
Глава 3. Основы генетики
Глава 4. Генетика человека
Глава 5. Эволюционное
учение
Глава 6. Основы селекции и
биотехнологии
Глава 7. Возникновение и
развитие жизни на Земле
Глава 8. Взаимосвязи
организмов и окружающей
среды патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
Приобретение опыта использования методов биологической определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей
14 профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
15
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- местообитаний видов растений и животных;
Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Смысловое чтение;
Умение организовывать учебное
16 исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
17 владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использовании.
4. Формы контроля
Наименование темы
Виды контроля
Введение. Биология в системе наук
Глава 1. Основы цитологии - науки о клетке Лабораторная работа №1 «Строение клеток».
Обобщающий урок по главе «Основы цитологии – наука о клетке».
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов
Обобщающий урок по главе «Размножение и индивидуальное развитие
(онтогенез).
Глава 3. Основы генетики
Практическая работа №1
«Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».
Лабораторная работа №2 «Изучение фенотипов растений. Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой».
Обобщающий урок по главе «Основы генетики».
Глава 4. Генетика человека
Практическая работа № 2 «Составление родословных».
Обобщающий урок по главе «Генетика человека».
Глава 5. Эволюционное учение
Обобщение материала по главе «Эволюционное учение».
Глава 6. Основы селекции и биотехнологии Лабораторная работа №3
«Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
18
Глава 7. Возникновение и развитие жизни на
Земле
Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Лабораторная работа № 4 «Изучение приспособлений организмов к определённой среде обитания».
Лабораторная работа № 5 «Строение растений в связи с условиями жизни».
Лабораторная работа № 6 «Описание экологической ниши».
Лабораторная работа № 7 «Выявление пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума».
Практическая работа № 3 «Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме».
Практическая работа № 4 «Составление цепей питания»
Обобщение материала за курс 9 класса. Итоговый тест
Лабораторная работа, практическая работа и самонаблюдение не являются формой контроля, так как являются частью урока или домашнего задания и носят обучающий характер. Оценивание их может производится как фронтально (у всех учащихся класса), так и выборочно.
5. Календарно- тематическое планирование 9 А, 9 Е классы, учитель Назарова Т.А.
№
п/п
Дата Тема урока
Домашнее
задание
Введение. Биология в системе наук - 2ч
1 02.09 Биология как наука.
§ 1 2
06.09 Методы биологических исследований. Значение биологии.
§2
Глава 1. Основы цитологии – наука о клетке - 10ч
3 09.09 Цитология – наука о клетке.
§3 4
13.09 Клеточная теория.
§4
19 5
16.09 Химический состав клетки
§5 6
20.09 Строение клетки.
§6 7
23.09 Особенности клеточного строения организмов. Вирусы.
§6-7 8
27.09 Лабораторная работа №1 «Строение клеток».
§7 9
30.09 Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез.
§8 10 04.10 Биосинтез белков
§9 11 07.10 Регуляция процессов жизнедеятельности в клетки. Обобщающий урок по главе «Основы цитологии – наука о клетке».
§10
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов- 5ч
12 11.10 Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз.
§11 13 14.10 Половое размножение. Мейоз.
§12 14 18.10 Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
§13 15 21.10 Влияние факторов внешней среды на онтогенез.
§14 16 25.10 Обобщающий урок по главе «Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез).
§11-14 повт
Глава 3. Основы генетики - 10ч
17 28.10 Генетика как отрасль биологической науки.
§15 18 08.11 Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип.
§16 19 11.11 Закономерности наследования.
§17 20 15.11 Решение генетических задач.
§18 21 18.11
Практическая работа №1
«Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».
§17-18 повт
22 22.11 Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.
§19 23 25.11 Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость
§20 24 29.11 Комбинативная изменчивость.
§21 25 02.12 Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа №2 «Изучение фенотипов растений. Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой».
§22
20 26 06.12 Обобщающий урок по главе «Основы генетики».
§15-22 повт
Глава 4. Генетика человека - 3ч
27 09.12 Методы изучения наследственности человека.
Практическая работа № 2 «Составление родословных».
§23 28 13.12 Генотип и здоровье человека.
§24 29 16.12 Обобщающий урок по главе «Генетика человека».
§23-24 повт
Глава 5. Основы селекции и биотехнологии - 3ч
30 20.12 Основы селекции.
§25 31 23.12 Достижения мировой и отечественной селекции.
§26 32 27.12 Биотехнология: достижения и перспективы развития.
§27
Глава 6. Эволюционное учение - 15ч
33 10.01 Учение об эволюции органического мира. (урок-лекция)
§28 34 13.01 Эволюционная теория Ч. Дарвина.
§28 35 17.01 Вид. Критерии вида.
§29 36 20.01 Популяционная структура вида.
§30 37 24.01 Видообразование.
§31 38 27.01 Формы видообразования
§31 39 31.01 Обобщение материала по темам «Учение об эволюции органического мира. Вид.
Критерии вида. Видообразование».
§28-31 40 07.02 Борьба за существование и естественный отбор – движущиеся силы эволюции.
§32 41 10.02 Естественный отбор.
§32 42 14.02 Адаптация как результат естественного отбора.
§33 43 17.02 Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. конспект
44 21.02 Лабораторная работа №3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». Отчет о лаб раб
45 28.02 Урок семинар «Современные проблемы теории эволюции».
§34