Файл: Спор рационализма и эмпиризма в истории Новой философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Заключение

В Новое время перед философами на одно из первых мест выдвинулась задача создания и обоснования методов научного познания. Усилия ученых концентрируются на собирании, описании и классификации фактов.

Философы пытаются найти ответ на вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в нём, может ли человек познать окружающий мир и что представляет собой это познание?

Философы Англии и Франции пошли разными путями в решении проблем познания природы и мира. Возникли два направления в теории познания человека и мира - рационализм и эмпиризм.

Эмпиризм – направление в теории познания, согласно которому чувственный опыт является единственным источником знаний, все знания обосновываются в опыте и посредством опыта.

Английский философ, основатель материализма Фрэнсис Бэкон был родоначальником английского эмпиризма – учения об опыте. Он считал, что познание начинается с чувственных данных, которые нуждаются в экспериментальной проверке и подтверждении, следовательно, судить о явлениях природы следует лишь на основе опыта.

Бэкон поставил вопрос о необходимости единства чувственного и рационального. Однако он недооценивал роль теоретического мышления, полагался на индуктивный метод (движение мысли от частного к общему).

Бэкон дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал новые принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм «Знание – сила» в течение трех веков является символом науки

Рационализм – направление в теории познания, согласно которому безусловная всеобщность и необходимость, являющиеся признаками достоверного знания, не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения или в виде задатков.

Французский философ, математик, физик, физиолог, рационалист Рене Декарт – представитель рационалистического подхода к изучению явлений природы считал, что основой познания и поведения людей является разум. В процессе познания главенствующую роль играет дедукция, в которой порядок движения мысли – от общего к частному.

Основная противоположность взглядов между рационализмом и эмпиризмом состоит не в вопросе о происхождении или об источнике знаний: рационалист Декарт был согласен с тем, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях.


Главный пункт разногласия рационалистов и эмпириков состоит в том, что:

1. эмпирики (Бэкон, Гоббс, Локк):

- выводят всеобщий и необходимый характер знаний из опыта;

- преувеличивают роль чувственного опыта;

- недооценивают роль научных теорий в познании;

- отрицают активную роль и относительную самостоятельность мышления.

2. рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц):

- на первый план в получении знаний выводят психические функции, врожденные задатки;

- мотивы и принципы сводят к нравственной деятельности;

- верят в силу разума;

- отрицают опыт происхождения всеобщности и достоверности знания.

Новое время считается мощным цивилизационным скачком истории. Развитие техники, естествознания, науки в целом обусловило изменение форм бытия человека и способствовало формированию новой системы ценностей, появлению новых тенденций развития. Это прежде всего – ослабление роли религии в общественной жизни и усиление роли науки, ориентация на науку как высшую ценность.

Эти процессы предопределили изменение философского знания: развитие науки и опытного знания способствовали замене схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру.

Философия перестала быть «служанкой богословия», и главная заслуга в этом принадлежит англичанину Ф.Бэкону и французу Р.Декарту.

Список литературы

1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: Учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин, - М., 1996

2. История философии: Запад – Россия – Восток. / Под ред. Н.В. Моторошиловой, -М., 1997

3. История философии в кратком изложении // Пер. и ред. И.И. Богута, - М.: Мысль, 1991


2022 г.