Файл: Экологическая безопасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Экологическая безопасность»

3 класс А.

(программа «Школа России», предмет «Мир вокруг нас», Плешаков А.А.)

Цели: узнать, как человек влияет своей деятельностью на природу, какие существуют экологические проблемы, и как нужно выполнять правила личной экологической безопасности.

Задачи:

Образовательная: создать условия для обобщения, конкретизации, углубления и систематизации знаний о природе; установления взаимосвязи между природой и трудовой деятельностью человека; обучения анализу материала, формулировке выводов; ознакомления учащихся с терминами: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр».

Развивающая: способствовать развитию стремления глубже познавать окружающий мир и совершенствованию во всех видах экологической деятельности; расширению круга знаний о защите организма от поступления загрязняющих веществ; развитию речи, мышления; обогащению словарного запаса.

Воспитательная: содействовать воспитанию гуманной, творческой личности; бережного отношения к окружающей природе, к своему краю.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать и объяснять употребление в пищу полезных продуктов питания,высказывать своё мнение, доказывать его.

Формируемые УУД

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;

  • установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

  • умение формулировать свою позицию;

  • развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;

  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • анализ объектов с целью выделения их признаков;

  • синтез;

  • решение учебных задач по аналогии;

  • подведение под понятие, выведение следствий.


Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • формирование умения слаженно работать в паре, в группе.



Используемые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование:бытовой фильтр, вата, песок, воронка, промокательная бумага, стакан с «грязной» водой, пустой стакан; карточки для индивидуальной работы, для работы в группах, презентация PowerPoint «Экологическая безопасность».

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок окружающего мира. Настраиваемся все на плодотворную работу. На уроке понадобится ваше внимание, помощь и активная работа, т.к. предстоит многое сделать.

II.Актуализация знаний.

Я – природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастие

Подарить – в моей всё это власти –

Гриб в лесу, ромашку на лугу.

Небо в час восхода и захода,

Иву над рекой… И наконец…

– Что может подарить нам природа ещё? (опасности.)

– Сейчас проверим, как вы поняли домашнее задание.

Фронтальный опрос:

– Как уберечься от удара молнии?

– Как избежать отравления растениями и грибами?

– Как избежать укуса змеи? Что делать, если она всё-таки укусила?

– Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с собакой и кошкой?

- Вспомним формулу безопасности:

1.Предвидеть опасность.

2.По возможности избегать опасность.

3.При необходимости действовать решительно и чётко.

4.Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому её оказывать.
III. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи.

- Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Откройте глаза. Это – Земля.Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.

Только ты мой дар, моё ученье. Не забудь, ты сам моё творенье!

Не прими за дань: я не раба. И у нас с тобой одна судьба!

– Почему природа связывает свою жизнь с жизнью человека?

(Ответы учащихся.)

– Без чего невозможно жить на Земле? (Учащиеся приводят примеры.)

– Отгадав загадки, мы узнаем, над какой темой будем сегодня работать на уроке. И как человек и природа взаимосвязаны между собой.
• Он прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим,

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим. (Воздух.)
• Тебя невозможно описать,

Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!

Мало сказать, что ты необходима для жизни:

Ты сама жизнь! (Вода.)
• Меня бьют, колотят, режут –

Я всё терплю, всем добром плачу. (Земля, почва.)
– Воздух, вода, почва, зелёные растения, солнце как источник энергии являются основой существования человека на планете Земля. В повседневной жизни необходимо постоянно помнить об этом и беречь окружающую нас природу.Человек с каждым годом всё активнее влияет на природу. В результате его деятельности образуется много токсичных (ядовитых) веществ. Когда они попадают в почву, воду, воздух, происходит загрязнения.
- Сегодня у нас последний урок из раздела «Наша безопасность». О каком же виде безопасности пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Экологическом)

- Правильно, тема урока «экологическая безопасность». Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой?(Узнать, как человек влияет своей деятельностью на природу, и как природа влияет на человека, какие существуют экологические проблемы, и как нужно выполнять правила личной экологической безопасности.)

- Правильно. Кроме того, мы узнаем, что такое «цепь загрязнения», «экологическая безопасность», «бытовой фильтр» и в каком будущем вы хотите жить. Мы будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Для достижения цели, необходим план работы на уроке.

Коллективно разрабатываем план, опираясь на цель урока.

1. Узнаём новые термины.

2. Узнаём, как человек влияет своей деятельностью на природу, и как природа влияет на человека.

3. Обсуждаем экологические проблемы.

4. Ищем пути решения экологических проблем.

5. Разрабатываем правила поведения в природе

6. Подводим итог.
V. Реализация построенного проекта. Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний.


1. Работа с новыми терминами.

– Как вы понимаете слово «экология»?

- Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова. (Наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания или окружающей среде.)

– Экология изучает растения и животных, включая людей, которые живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду. Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос» - наука. Поэтому можно сказать, что экология – это наука о доме. Для человечества домом является вся наша планета Земля.

- Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а учеными-экологами.

- Кто из вас знает, а чем занимается эколог? (Ответы учащихся)

- Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.

- У нас работать будут три группы экологов.Но прежде, чем начать работать вспомним правила сотрудничества. (Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.)

– Иногда в средствах массовой информации (по телевидению, в газетах, по радио) можно услышать фразы: «Плохая экология», «В этой местности хорошая экология». А раз экология – наука, может ли она быть плохой? (Правильно будет сказать: «Хорошая или плохая экологическая обстановка».)

2. Рассказ учителя.

– В последние годы, когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды, человечество начало осознавать серьёзность встающих перед ним экологических проблем. Человек, благодаря своим интеллектуальным способностям, создал для себя искусственную среду обитания, весьма удобную, но порой вредную для всего живого.

Рассмотрите фотографии нашей планеты, посмотрите, она очень красивая (показывает фотографии Земли).

А вот и другие фотографии. Посмотрите на них (показывает фотографии):

  • Кит, выбросившийся на берег, – последствия загрязнения моря отходами химического производства.

  • Водоемы, покрытые нефтью, – последствия аварий на нефтепроводе.

  • Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.

  • Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.

  • Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.

  • Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

  • А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.


– Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет.)
3. Самостоятельная работа.

– На столе конверты с заданиями для работы групп экологов. Вам нужно будет коллективно на них ответить. Найдите задание №1.

1. как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? Докажите. (Да, загрязняется окружающая среда.)

2. Отчего загрязняется окружающая среда? Объясните. (Фабрики и заводы выбрасывают сточные воды в реку – загрязняется вода; вырубаются леса – грязнее становится воздух; выброс выхлопных газов, дым заводов – загрязнение воздуха и т. д.)

3. Почему мы говорим, что «Природа в опасности!»? Объясните. (Исчезают растения, погибают животные; создана Красная книга и т. д.)

4. Как вы понимаете пословицу: «Судьба природы – наша судьба»? Объясните. (От нас зависит состояние природы, а от природы – наше здоровье и наша жизнь.)

4. Проверка самостоятельной работы.

Учащиеся предлагают свои ответы на вопросы.
VI. Физкультминутка

– А сейчас немного отдохнём на берегу реки.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз,

Это брасс.


Одной, другой –

Это кроль.

Все, как один,

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой,

Но не отправимся домой.

VII.Продолжение решения учебной задачи.

– Ребята, мы с вами ответили на основные вопросы урока: «Как человек влияет на природу: воздух, воду, почву?».(Да)

– А как влияет природа на жизнь человека?

1. Работа по учебнику (с. 31–32).

– Рассмотрите иллюстрацию на странице 31. Расскажите, что произошло?

– Как называется передача отравляющих средств из организма в организм? (цепь.)

– Почему её назвали цепь? (последовательно передаётся от одного к другому.)

– Прочитайте текст на странице 31–32.

– Каким образом в организм человека попадают вредные вещества?

Демонстрирует схему поступления вредных веществ в организм человека.

– Получается, что человек обречён на медленное отравление.

– Подумайте, что можно сделать, чтобы спасти положение. (мнения учащихся.)

- Необходимо выработать экологическую безопасность