ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
При изучении разделов курса «Практическая биология» учащиеся смогут почувствовать себя в роли ученых из разных областей биологии. Ботаника — наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микология — наука о грибах. Физиология — наука о жизненных процессах. Экология — наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология — наука о бактериях. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография — наука, которая изучает закономерности географического распространения и распределения организмов.
Введение.
Знакомство с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (5 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.
Практические и лабораторныеработы:
-
Устройство микроскопа; -
Приготовление и рассматривание микропрепаратов; -
Зарисовка биологических объектов.
Проектно-исследовательскаядеятельность:
-
Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника (16 часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Новгородской области.
Практическиеилабораторныеработы:
-
Морфологическое описание растений; -
Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии; -
Монтировка гербария.
Проектно-исследовательскаядеятельность:
- Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»;
- Проект «Редкие растения нашего края».
Раздел 3. Практическая зоология (7 часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп.
Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.
Практическиеилабораторныеработы:
- Работа по определению животных;
- Составление пищевых цепочек;
- Определение экологической группы животных по внешнему виду;
- Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных».
Проектно-исследовательскаядеятельность:
- Мини – исследование «Птицы на кормушке»;
- Проект «Красная книга животных Новгородской области».
Раздел 4. Биопрактикум (6 часов)
Учебно - исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет- ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.
Практическиеилабораторныеработы:
- Работа с информацией (посещение библиотеки);
- Оформление доклада и презентации по определенной теме.
Проектно-исследовательскаядеятельность:
Модуль «Физиология растений»:
-
Движение растений. -
Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений. -
Прорастание семян. -
Влияние прищипки на рост корня.
Модуль «Экологический практикум»
-
Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации. -
Определение запыленности воздуха в помещениях.
Раздел III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кружок «Практическая биология»
№ п/п | Темы уроков | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Введение (1 час) | ||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. | 1 | | |
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов) | ||||
2 | Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование. | 1 | | |
3 | Знакомство с устройством микроскопа. | 1 | | |
4 | Техника биологического рисунка и приготовление микропрепаратов. | 1 | | |
5 | Мини-исследование «Микромир». | 1 | | |
Раздел 2. Практическая ботаника (16 часов) | ||||
6 | Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений». | 1 | | |
7 | Техника сбора, высушивания и монтировки гербария. | 1 | | |
8 | Техника сбора, высушивания и монтировки гербария. | 1 | | |
9 | Виртуальная экскурсия «Изучение растений леса». | 1 | | |
10 | Виртуальная экскурсия «Изучение растений луга». | 1 | | |
11 | Виртуальная экскурсия «Изучение растений водоема». | 1 | | |
12 | Виртуальная экскурсия «Изучение растений степи». | 1 | | |
13 | Определяем и классифицируем. | 1 | | |
14 | Морфологическое описание растений. | 1 | | |
15 | Морфологическое описание растений. | 1 | | |
16 | Определение растений в безлиственном состоянии. | 1 | | |
17 | Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории». | 1 | | |
18 | Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории». | 1 | | |
19 | Редкие растения Новгородской области | 1 | | |
20 | Редкие растения Новгородской области. | 1 | | |
Раздел 3. Практическая зоология (7 часов) | ||||
21 | Система животного мира. | 1 | | |
22 | Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных». | 1 | | |
23 | Виртуальная экскурсия «Животные на земле и в воздухе» | 1 | | |
24 | Определяем и классифицируем. | 1 | | |
25 | Определяем животных по следам и контуру. | 1 | | |
26 | Определение экологической группы животных по внешнему виду. | 1 | | |
27 | Практическая орнитология. Мини- исследование «Птицы на кормушке». | 1 | | |
28 | Проект «Красная книга Новгородской области». | 1 | | |
29 | Проект «Красная книга Новгородской области». | 1 | | |
Раздел 4. Биопрактикум (6 часов) | ||||
30 | Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач. Источники информации | 1 | | |
31 | Как оформить результаты исследования. | 1 | | |
32 | Физиология растений. | 1 | | |
33 | Экологический практикум. | 1 | | |
34 | Оформление доклада и презентации по определенной теме. | 1 | | |