Файл: Программа Практическая биология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.

При изучении разделов курса «Практическая биология» учащиеся смогут почувствовать себя в роли ученых из разных областей биологии. Ботаника — наука о растениях. Зоология наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микология наука о грибах. Физиология — наука о жизненных процессах. Экология — наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология — наука о бактериях. Орнитология раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография — наука, которая изучает закономерности географического распространения и распределения организмов.

Введение.

Знакомство с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.

Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (5 часов)

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.

Практические и лабораторныеработы:

  • Устройство микроскопа;

  • Приготовление и рассматривание микропрепаратов;

  • Зарисовка биологических объектов.


Проектно-исследовательскаядеятельность:

  • Мини исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).

Раздел 2. Практическая ботаника (16 часов)

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Новгородской области.

Практическиеилабораторныеработы:

  • Морфологическое описание растений;

  • Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии;

  • Монтировка гербария.

Проектно-исследовательскаядеятельность:

- Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»;

- Проект «Редкие растения нашего края».

Раздел 3. Практическая зоология (7 часов)

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп.

Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.

Практическиеилабораторныеработы:

- Работа по определению животных;

- Составление пищевых цепочек;

- Определение экологической группы животных по внешнему виду;

- Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных».


Проектно-исследовательскаядеятельность:

- Мини исследование «Птицы на кормушке»;

- Проект «Красная книга животных Новгородской области».

Раздел 4. Биопрактикум (6 часов)

Учебно - исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет- ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.

Практическиеилабораторныеработы:

- Работа с информацией (посещение библиотеки);

- Оформление доклада и презентации по определенной теме.

Проектно-исследовательскаядеятельность:

Модуль «Физиология растений»:

  • Движение растений.

  • Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений.

  • Прорастание семян.

  • Влияние прищипки на рост корня.

Модуль «Экологический практикум»

  • Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.

  • Определение запыленности воздуха в помещениях.

Раздел III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кружок «Практическая биология»




п/п

Темы уроков

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Введение (1 час)

1

Вводный инструктаж по ТБ.

1







Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)

2

Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование.

1







3

Знакомство с устройством микроскопа.

1







4

Техника биологического рисунка и приготовление микропрепаратов.

1







5

Мини-исследование «Микромир».

1







Раздел 2. Практическая ботаника (16 часов)

6

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений».

1







7

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария.

1







8

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария.

1







9

Виртуальная экскурсия «Изучение растений леса».

1







10

Виртуальная экскурсия «Изучение растений луга».

1







11

Виртуальная экскурсия «Изучение растений водоема».

1







12

Виртуальная экскурсия «Изучение растений степи».

1







13

Определяем и классифицируем.

1







14

Морфологическое описание растений.

1







15

Морфологическое описание растений.

1







16

Определение растений в безлиственном состоянии.

1







17

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории».

1







18

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории».

1







19

Редкие растения Новгородской области

1







20

Редкие растения Новгородской области.

1







Раздел 3. Практическая зоология (7 часов)

21

Система животного мира.

1







22

Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных».

1







23

Виртуальная экскурсия «Животные на земле и в воздухе»

1







24

Определяем и классифицируем.

1







25

Определяем животных по следам и контуру.

1







26

Определение экологической группы животных по внешнему виду.

1







27

Практическая орнитология.

Мини- исследование «Птицы на кормушке».

1







28

Проект «Красная книга Новгородской области».

1







29

Проект «Красная книга Новгородской области».

1







Раздел 4. Биопрактикум (6 часов)

30

Как выбрать тему для исследования.

Постановка целей и задач. Источники информации

1







31

Как оформить результаты исследования.

1







32

Физиология растений.

1







33

Экологический практикум.

1







34

Оформление доклада и презентации по определенной теме.

1