Файл: Лекция 1 Возрастная периодизация развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 1: Возрастная периодизация развития.


План:

1. Понятие возраста.

2. Проблема возрастной периодизации в психологии.

3. Основные критерии периодизации детского развития Л.С.Выготского.

4. Стабильные и критические периоды развития.

5. Сензитивные периоды развития.
Вопрос 1: Понятие возраста

Возраст (психологический) – это относительно замкнутый  цикл развития человека, имеющий свою  структуру  и  динамику.  Продолжительность возраста  определяется  его внутренним содержанием: есть периоды развития и в некоторых случаях "эпохи", равные одному  году,  трем, пяти годам.

Хронологический  и  психологический возраста  не  совпадают. Хронологический  или  паспортный  возраст –  лишь координата отсчета,  та внешняя  сетка,  на  фоне которой происходит процесс психического развития человека, становление его личности.

Каждый возраст характеризуется специфическими жизненными задачами освоения окружающего мира и культуры. При решении этих задач формируются новые виды поведения  и деятельности.

Возрастные особенности (ВО) – специфические свойства личности, свойства психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. ВО образуют определенный комплекс многообразных свойств (эмоциональная, когнитивная, волевая, мотивационная и др. сферы личности) и отражают изменения, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях.

Таким образом, возраст – это еще понятие культурное, историческое.

Необходимость исторического подхода к пониманию возраста отмечают многие исследователи. Так, например, великий отечественный ученый, занимавшийся изучением вопросов возрастного развития, Д. Б. Эльконин свои лекции в Московском университете  неизменно начинал с характеристики двух основных парадоксов детского  развития, заключающих  в себе необходимость исторического подхода к пониманию детства. Рассмотрим их.

Человек,   появляясь   на  свет,  наделен  лишь  самыми   элементарными механизмами для  поддержания  жизни.  По физическому  строению,  организации нервной  системы,  по типам деятельности и способам ее регуляции  человек – наиболее совершенное существо в природе.

Однако  по состоянию  в момент  рождения  в  эволюционном ряду  заметно падение  совершенства  –  у  ребенка  отсутствуют какие-либо готовые  формы поведения. Ребенок  при рождении – совершенно беспомощное существо. Поэтому детство человека, в отличие от детства детенышей животных, длится гораздо дольше.


Кроме того, продолжительность периода детства  (как возрастного этапа развития)  –  зависит от уровня развития общества и культуры. Детство заканчивается в момент достижения ребенком психологической   зрелости;   это  период становления ребенка  полноценным  членом  человеческого  общества. При  этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна  продолжительности детства  в  эпоху  средневековья или в наши дни. Этапы  детства  человека – продукт  истории,  и они  столь  же  подвержены изменению, как и  тысячи лет назад. Продолжительность   детства  находится  в   прямой   зависимости  от  уровня материальной и духовной культуры общества.

На самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий для  сбивания плодов  и  выкапывания съедобных  корней,  ребенок очень  рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы  добывания пищи  и употребления   примитивных   орудий.   При   таких   условиях  период детства заканчивался очень рано, не  было  ни необходимости, ни  времени  для стадии  подготовки детей  к будущей трудовой деятельности.

В  литературе  XIX  века  многочисленны  свидетельства  отсутствия детства у  пролетарских  детей. Дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, еще чаще  с  семилетнего,  но  почти  все  дети  неимущих  родителей  работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14-16 часов.

 Таким образом, возраст – категория не столько биологическая, сколько историческая и культурная. Достижение определенного возраста связывается  не с биологическим созреванием,  а  с  определенным  социальным   статусом,  с  кругом  прав   и обязанностей,  присущих каждому периоду  жизни, с  набором доступных для  него видов  и  форм  деятельности.
Вопрос 2: Проблема возрастной периодизации в психологии

Разделение жизненного пути человека на отдельные периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов. Однако существуют определенные трудности в выявлении конкретных возрастных этапов, и основная из них – нахождение точного критерия, отделяющего один период развития от другого, один возраст от следующего.

Существует множество периодизаций развития человека, в основе них лежат разные критерии. Например, Л.С. Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному признаку и по нескольким признакам детского развития.



I группа – по внешнему критерию – периодизация Рене Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей.

0-3 – стадия раннего детства

3-6 – стадия дошкольного детства (основное содержание – воспитание в семье или в дошкольном учреждении)

6-12 – стадия начального школьного образования

12-16 – стадия обучения в средней школе

после 16 – стадия высшего или университетского образования.
II группа – используется не внешний критерий, а внутренний. Но этим критерием становится лишь одна сторона развития, например, развитие костной ткани у П.П.Блонского. Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению признак – появление и смену зубов. Детство делится на три эпохи:

Беззубое детство – до 2,5 лет

Детство молочных зубов – примерно до 6.5 лет

Детство постоянных зубов – до появления зубов мудрости.

Периодизации, основанные на одном признаке субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.
В III группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе нескольких существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С.Выготского и его последователя Д.Б.Эльконина. В них используются три критерия – социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Вопрос 3: Основные критерии периодизации детского развития Л.С.Выготского и его последователей

В основу периодизации психического развития ребенка Выготский, а затем Эльконин положили три критерия: Ведущая деятельность, Социальная ситуация развития и Центральные новообразования.

Ведущая деятельность (далее ВД) – деятельность, которая обуславливает изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития (Леонтьев А.Н.).

ВД – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность которой ребенок отдает больше всего времени.


Признаки ведущей деятельности:

  • В форме данной деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые виды деятельности (обучение появляется в игре)

  • Деятельность, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы (в игре формируется процесс активного воображения)

  • Деятельность, от которой зависят психологические изменения личности ребенка (в игре осваиваются общественные функции, приобретаются роли, познаются смыслы человеческой деятельности).

На каждом из этапов психического развития ВД имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, существуют параллельно, но не являются главными для психического развития. Например, игра является ВД для дошкольников, но она не исчезает у школьников, хотя уже не является ведущей.

Именно в контексте ведущей деятельности возникают, выкристаллизовываются специфические для данной возрастной стадии психологические новообразования, имеющие первостепенное значение для всего последующего развития ребенка.

Возрастные новообразования – «новый тип строения личности, деятельности и сознания, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (Л.С. Выготский).

Возникшие новообразования приводят к тому, что изменяется сама личность ребенка, структура его сознания. Ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста (Л.С. Выготский).

Вокруг центрального новообразования располагаются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов (Л.С. Выготский).

Поскольку новообразования приводят к перестройке сознания и изменяют всю систему отношений его к действительности и к самому себе, изменяется и социальная ситуация развития.


Социальная ситуация развитияособое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно новые психологические образования, возникающие к концу каждого периода (Божович Л.И.).

Социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности. Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка (Л.С. Выготский).

И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно перестраиваются отношения ребенка с окружающей средой. Изменяется в первую очередь, то реальное место, которое занимает ребенок в системе общественных отношений. Прежнее место начинает осознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится изменить его.

Возникает противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста. Происходит переход к новой стадии развития его психической жизни.

В результате возрастного развития возникающие к концу данного возраста новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания ребёнка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе. Ребёнок к концу данного возраста становится совершенно иным существом, чем тот, которым он был в начале возраста. Это означает, что необходимо должна измениться и социальная ситуация развития, сложившаяся в основных чертах к началу какого-то возраста. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребёнка. И столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста.

Таким образом, согласно закону динамики возрастов, силы, движущие развитие ребёнка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени.