ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Переход с одного этапа психического развития на другой связан с развитием деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. Соответственно еще одним признаком перехода от одной стадии развития к другой будет являться смена ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.
Вопрос 4: Стабильные и критические периоды развития
Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, стабильные, а есть так называемые критические.
В относительно устойчивые, или стабильные, возрасты развитие совершается главным образом за счёт микроскопических изменений личности ребёнка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. В отличие от них в критические периоды на протяжении относительно короткого времени сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребёнка. Это поворотные пункты в детском развитии, принимающем иногда форму острого кризиса.
Для критических возрастов характерны следующие особенности:
-
Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, размыты. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение наблюдается в середине кризиса, в этой точке кризис достигает апогея. -
Трудновоспитуемость детей во время кризиса послужила отправной точкой их изучения. Наблюдаются строптивость, возрастание количества конфликтов с окружающими, капризность, у школьников – падение успеваемости. Внутренняя жизнь ребенка связана с мучительными переживаниями, внутренними конфликтами. -
Во время кризисов разрушаются приобретенные ранее связи. Прогрессивное развитие личности как бы затухает. На первый план выдвигаются процессы отмирания, свертывания того, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, сложившиеся формы отношений. Это имеют в виду, когда говорят о негативном характере критических возрастов. Однако развитие этим не исчерпывается. В критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития. Связаны они с появлением новообразований.
Таким образом, детское развитие – сложный процесс, включающий в себя необходимость отмирания старого для того, чтобы возникло новое.
Кризисы были открыты эмпирическим путем в случайном порядке: 7, 3, 13, 1 года.
Чтобы получить законченную цепь критических возрастов Выготский предложил включить в неё в качестве начального звена период новорожденности.
Таким образом, можно представить возрастную периодизацию Выготского в следующем виде.
Кризис новорожденности
Младенческий возраст (мес. – 1 год).
Кризис одного года.
Раннее детство (1 год – 3 года).
Кризис трёх лет.
Дошкольный возраст (3 года – 7 лет).
Кризис 7 лет.
Школьный возраст (8 лет – 12 лет).
Кризис 13 лет.
Пубертатный возраст (14 – 18 лет).
Кризис 17 лет.
Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Кризис трёх лет – переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Кризис семи лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис 13 лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту. Таким образом, складывается закономерная картина: критические периоды перемежают стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в развитии.
Принцип периодичности в применении к развитию ребёнка Выготский называет диалектическим принципом развития ребёнка, так как «оно совершается не путём медленных и постепенных изменений, но и скачками в известных узловых пунктах, где количество вдруг переходит в качество; и мы вправе различать качественные периоды детского развития».
Вопрос 5: Сензитивные периоды развития
Процесс индивидуального развития происходит неравномерно. Периоды стабилизации и плавного развития психических, физиологических, двигательных функций сменяются ускорениями. Те возрастные периоды, в которые организм наиболее чувствителен к определенного рода воздействиям, названы сенситивными, поскольку они оказывают существенное влияние на последующие этапы развития и весь жизненный цикл (Карсаевская Т.В., 1970).
Под сензитивными периодами развития понимаются периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям, например к обучению, игре и т. п.
В физиологии сензитивные периоды изучены на животных, в частности на материале импринтинга (запечатления). В довольно ограниченный отрезок онтогенеза животное сензитивно к определенным воздействиям, например, новорожденное животное в определенный период времени начинает следовать (реакция следования) за движущимся объектом определенного размера. В естественной обстановке таким объектом является мать; в искусственных ситуациях животное, например утенок или жеребенок, в сензитивный период начинает следовать за первым двигающимся мимо объектом определенных размеров (опыты К. Лоренца).
В психологии сензитивные периоды – это периоды повышенной возрастной чувствительности для развития психических процессов.
Так, например, сенситивный период развития речи – от 1 года до 3 лет. Если этот этап упущен, компенсировать потери почти невозможно (Бадалян Л.О., Миронов А.И., 1975).
Сенситивный период координации тонких и точных движений кисти и пальцев – 5-7 лет (Гальперин С.И., 1974), что очень важно учесть при подготовке ребенка к обучению в школе. Для развития точности движений при метании в цель благоприятным является возраст от 7 до 13 лет.
Установлено, что такие жизненно важные качества, как мышечная сила, быстрота, выносливость в разные периоды жизни развиваются гетерохронно (разновременно) и имеют свои сенситивные периоды:
– координационные способности имеют наибольший прирост с 7 до 12 лет;
– скоростные качества – развитие происходит с 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 9-13 лет;
– мышечная сила развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14-17 лет;
– выносливость – развитие происходит от дошкольного возраста до 30 лет, наиболее интенсивный рост наблюдается в возрасте 14-20 лет.
Для обучения двигательным действиям сенситивным периодом считается возраст 5-10 лет (Расин М.С., 1987), а возрастной интервал от 7 до 10-12 лет предпочтителен для развития всего спектра физических качеств и координационных способностей. Поэтому естественно считать его важным для организованной закладки потенциала двигательной активности человека (Бальсевич В.К., 1988). Это же время является оптимальным для формирования осознанной мотивации к телесному развитию и выработки привычки заботиться о своем здоровье (Щедрина А.Г., 1996).