Файл: Конфликт понятие, функции структура конфликта. Подготовил Лоскутов А. Ю.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конфликт: понятие, функции структура конфликта . Подготовил Лоскутов А.Ю.


Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области

«Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Можно жить, обходясь без слова «конфликт», но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в любых современных языках все равно существовали бы такие слова, как «столкновение», «разногласие», «спор», «схватка», «борьба» и т. п. И, наверное, нашлось бы какое-то слово для обозначения общего смысла, который имеется в подобных словах. Только произносилось бы оно в каждом языке по-своему.

Понятие конфликта

Общение с людьми – неотъемлемая часть, необходимое условие полноценной жизни каждого человека. В процессе общения неизбежно возникают противоречия и различия во взглядах, действиях. Так же как и общение, конфликты являются частью нашей повседневной жизни. Вряд ли среди нас найдется тот, кто никогда не попадал ни в какие конфликты. Важно, чтобы человек умел правильно определить свою позицию в конфликте

В русском языке слово конфликт стало употребляться с XIX века. В классическом «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля его еще нет. А современный «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в XX веке оно имеет очень широкую область применения: «семейный конфликт», «вооруженный конфликт на границе», «конфликт с сослуживцами», «конфликтная комиссия».

В латинском языке conflictus означает буквально столкновение. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

80 % всех конфликтов возникают помимо желания участников

Противоположность конфликта — это согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире и согласии легко, просто, удобно. Поэтому все мы ценим возможность такой жизни. «Худой мир лучше доброй ссоры», — утверждает пословица

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух сторон.

Субъект конфликта

Объект конфликта

Субъект конфликта

Интересы

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены – слова, действия (или бездействия) могущие привести к конфликту.


Природу и коварность конфликтогенов можно объяснить так. Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.

Есть даже афоризм: «Люди не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами».

Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других и, потому не так строго следим за своими словами и действиями.

Формула конфликта

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ+ ИНЦИДЕНТ= КОНФЛИКТ

Типы конфликтогенных действий

I .Стремление к превосходству

1. Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная критика, обвинение, издевка, сарказм.

2. Снисходительное отношение: проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Не нервничайте», «Как можно этого не знать?», «Неужели Вы не понимаете?», «Вам ведь русским языком сказано», «Вы умный человек, а поступаете…», «Вы же педагог, психолог…». Народная мудрость гласит: «Если ты умный человек, то никому не говори об этом».

3. Хвастовство, т.е. восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна.

4. Категоричность, безапелляционность является проявлением излишней уверенности в своей правоте. Фразы: «Я считаю…», «Я уверен…».Более безопасно употреблять «Я думаю…», «Мне кажется…», «У меня сложилось впечатление, что…».Суждения о музыке, одежде, манере поведения.



5. Навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий занимает позицию превосходства.

6. Перебивание собеседника повышение голоса или когда один поправляет другого, тем самым показывает, что его мысли более ценны, его надо слушать.

7. Утаивание информации. Появляются домыслы, слухи, сплетни. Возникает недоверие к скрывшему информацию, ибо его действие вызвало состояние тревоги.



8. Нарушение этики: нечаянно толкнул, наступил на ногу, не извинился, не поздоровался и др.

9. Подшучивание, насмешки. Обычно объектом насмешек становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор. Осмеянный будет искать возможность поквитаться с обидчиком. Страдания, причиненные другому, отзвучит на причинившем его.



10. Обман или попытка обмана есть средство добиться цели нечестным путем и является сильнейшим конфликтогеном.



11. Напоминание о какой-то проигрышной для собеседника ситуации особенно в присутствии слушателей.

12.Перекладывание ответственности на другого человека. Это попытки управлять другим человеком против его воли.



II Проявление агрессивности

III Проявление эгоизма. Эгоист добивается чего-то для себя обычно за счет других и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.

Классификация конфликтов

Единой классификации конфликтов нет, т.к. каждый автор оценивает их по своим критериям. Тем не менее, большинство из них выделяют следующие типы конфликтов.

Виды конфликтов

Внутриличностные

Внутри одного человека

Межличностные

Социальные

Между группами людей

Между отдельными людьми

Внутриличностные – конфликты, которые происходят внутри нас. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира человека. При этом развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий.

Межличностные - самый распространенный тип конфликта. Он может возникать между участниками процесса одного или разных статусов: руководитель – подчиненный; подчиненный - подчиненный

Конфликт между личностью и группой (внутригрупповой) – столкновение различий в интересах большинства и одного из членов группы. Конфликт между группойи преподавателем, между участниками неформальной молодежной группы и 1 ее участником.

Межгрупповой конфликт - любая организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между группами.

Возникновение конфликта (появление противоречия);

начальная фаза- 92%

Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон

Конфликтное поведение

Исход конфликта: конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта

фаза подъема - 46%

пик конфликта - 5%

фаза спада - 20%

Стадии прохождения конфликта

Возможность

разрешения конфликта

Стили поведения и решения конфликтных ситуаций

Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас выделяет 5 способов выхода из конфликтной ситуации:

  • Соревнование (конкуренция) – действие только в своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
  • Уклонение (избегание) - уход от ответственности, при этом отсутствует внимание интересам обеих сторон.
  • Компромисс достижение половинчатой выгоды для каждой стороны за счет взаимных уступок.
  • Приспособление полное признание правоты другого в ущерб собственным интересам.
  • Сотрудничество позволяет учесть интересы обеих сторон.

Невербальные проявления конфликта

Сигналами внутреннего конфликта могут быть: подавленная или смущенная улыбка, покашливания, покачивания тела из стороны в сторону.

Внутренние противоречия могут повергнуть человека в крайнюю степень утомления или печали, и он сядет, облокотившись на стол локтями, в отчаянии зажав голову ладонями. Отчаяние часто смешивается с гневом, и человек колотит себя кулаком по голове, бедру, сжимает пальцы рук.

Невербальные проявления конфликта

Еще одно характерное невербальное действие - похрустывание суставами пальцев. Подобное щелканье не просто дурная привычка или дань моде. Человек при этом переживает острые противоречивые чувства (например, агрессию и вину), часто вытесненные глубоко в подсознание. Налицо лишь факт, что подавляющие чувства обращаются против себя самого.

Типично женский знак внутреннего конфликта - игра с кольцом или с сумочкой. Женщина крутит колечко на пальце, передвигая его сверху вниз и обратно, снимает с одного пальца, надевает на другой - и так до бесконечности. Все эти действия ослабляют напряжение и помогают найти выход из противоречивой ситуации. Той же цели служат беспрестанное открывание и закрывание сумочки, особенно если она с застежкой или молнией.

Беспроигрышная методика разрешения конфликта
  • Определить проблему. Каждый из участников должен определить свои интересы, используя «Я – высказывания». Можно задать себе следующие вопросы: Что произошло? В чем проблема? Какие чувства я при этом испытываю?

2. Придумать возможные решения. Этот шаг похож на метод «мозговой атаки», важно найти выход из создавшегося конфликта, насколько это возможно, здесь главное – количество. Могут быть любые, сумасбродные идеи. Никакое из предложенных решений не критикуется.


Беспроигрышная методика разрешения конфликта

3. Исключить решения, которые не удовлетворяют какую-либо сторону или такие, которые невозможно претворить. Здесь исключается любое решение, которое отвергается хотя бы одним человеком. Поощрять тех, кто дает аргументы «за» и «против» различных решений.

Беспроигрышная методика разрешения конфликта
  • Выбрать подходящие решения. Необходимо идти по направлению к согласию. Не голосовать, так как голосование всегда имеет проигравших и победивших. Не допускать давления группы.
  • Определить, как и когда решение будет выполнено. Составить детально, что будет делать каждая сторона.

Беспроигрышная методика разрешения конфликта
  • Проверить, насколько хорошо решение. После некоторого периода времени данная проблема поднимается вновь, ставится вопрос, насколько принятое решение удовлетворяет каждого. Возможно внести в решение ряд изменений

Беспроигрышная методика разрешения конфликта

Функции конфликта

Конструктивная


  • оппоненты не выходят за

  • рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов;
  • разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей - источник развития).

Деструктивная
  • одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;
  • когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.

Последствия конфликтов
    • Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.
    • Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
    • Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.
    • Эффективное разрешение конфликтов между преподавателями и учащимися разрушает так называемый «синдром покорности» - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от других.
    • Улучшаются отношения между людьми.



Позитивные последствия:

Негативные последствия