ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Московский финансово-юридический университет МФЮА
Специальность Правовое обеспечение национальной безопасности 40.05.01
Специализация Уголовно-правовая
Практическое задание
По дисциплине:
Международное право
Автор:
Обучающийся 2 курса
Группы 02НБв2110
ИНС 29337539
Козева Виктория Павловна
Москва – 2023
Тема №2. «Источники международного права»
Вопросы для выполнения письменной работы:
-
Понятие источников международного права.
Источники международного права - это формы существования международно-правовых норм, в которых выражены согласованные самими субъектами международного права и признаваемые ими правила поведения.
Источники международного права - это формы воплощения конечного результата нормотворческого процесса по согласованию воли суверенных государств и других субъектов международного права, получившего выражение в договорных или обычных международно-правовых нормах.
-
Виды источников (международный договор, международный обычай, общие принципы права, значение резолюций-рекомендаций международных организаций).
Международный договор – это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного Суда ООН). Международный обычай становится источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика – это традиционное основание признания обычая как источника права. Возможно становление обычая в короткий промежуток времени.
К актам международных конференций можно отнести договор как результат деятельности конференции, созданной специально для разработки международного договора государств, который ратифицирован и введен в действие.
К актам международных организаций можно отнести акты Генеральной Ассамблеи ООН.
Общие принципы права:
1. Принцип суверенного равенства государств.
2. Принцип неприменения силы или угрозы применения силы.
3. Принцип невмешательства во внутренние дела других государств.
4. Принцип мирного разрешения международных споров.
5. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
6. Принцип международного сотрудничества государств
7. Принцип равноправия и самоопределения народов.
8. Принцип территориальной целостности государств.
9. Принцип нерушимости государственных границ.
10. Принцип уважения прав и свобод человека.
-
Нормы международного права, их особенности и виды.
Нормы международного права — это обязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов.
Нормы международного права – это правила поведения общего характера, рассчитанные на неоднократное применение и обеспечиваемые в процессе реализации соответствующими принудительными мерами.
Особенности:
1) предмет регулирования — межгосударственные отношения и связанные с ними отношения других субъектов;
2) порядок создания — согласование позиций государств и иных субъектов;
3) форма закрепления — соответствующая согласительному характеру содержания правил поведения (договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций);
4) обеспечение реализации норм, как правило, самими государствами - создателями индивидуально или коллективно, в том числе посредством созданных ими международных организаций и органов, при этом особое значение имеют меры, содействующие добровольной реализации норм.
+ нормативность, обязательность, формальная определенность
Виды норм международного права
К1. По форме:
- Документально закрепленные.
- Существующие без фиксации в каком-либо правовом документе.
К2. В зависимости от предмета регулирования различаются:
- Нормы относительно порядка заключения, реализации и исполнения международных договоров — право международных договоров;
- Нормы, определяющие правовое положение космического пространства, Луны и других небесных тел, — космическое право;
- Нормы, предусматривающие меры по обеспечению международного мира и безопасности, — право международной безопасности и т. д.
К3. По субъектно-территориальной сфере действия:
1. Универсальные (регулируют отношения всех или большинства субъектов МП, признаются большинством, составляют общее МП). Устав ООН, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Международные пакты о правах человека, Женевские конвенции о защите жертв войны
2. Партикулярные или локальные (действуют в отношении ограниченного числа субъектов МП, затрагивают интересы только определенных гос) = региональные, локальные.
А) Региональные - они связывают государства, расположенные в одном географическом районе;
Б) Нерегиональные - они регулируют отношения между несколькими государствами, находящимися в разных районах.
К4. В зависимости от функционального назначения:
- Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов.
- Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм.
К5. По характеру субъективных прав и обязанностей
- Обязывающие нормы, фиксирующие обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии);
- Запрещающие — предписывающие воздерживаться от совершения определенных действий (например, не производить бактериологическое оружие),
- Управомочивающие — предусматривающие возможность совершения указанных действий (например, право каждого государства на исследование и использование космического пространства).
К6. По методу регулирования:
- Императивные нормы, содержащие категорические предписания (таковы помимо известных норм jus cogens договорные положения о нераспространении ядерного оружия).
- Диспозитивные.
К7.
- Материальные - устанавливающие права и обязанности участников правоотношений.
- Процессуальные - регламентирующие организационно-процедурные аспекты реализации материальных норм (например, порядок деятельности международных органов, судебных учреждений, согласительных комиссий и т. п.).
-
Нормотворчество в международном праве.
Международное нормотворчество (правотворчество) – это процесс создания норм международного права. В основе любой международно-правовой нормы лежит соглашение субъектов. Другими словами, международное правотворчество – это формирование соглашения и его закрепление в правовой форме, происходящее в определенном процессуальном порядке.
Создание норм международного права происходит в два этапа: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) выражение согласия на обязательность данного правила поведения.
В соответствии с этим порядком согласованное правило приобретает юридическую силу, воплотившись в форму обычая или договора, резолюции международной организации или акта международной конференции.
В зависимости от формы выражения международно-правовой нормы определяются особенности международного нормотворчества (правотворчества).
Обычная и договорная норма, различаются не по сути, не по юридической силе, а по способу достижения соглашения. Обычай создается молчаливым соглашением. Подготовка договоров осуществляется в ходе переговоров, если речь идет о двусторонних договорах. Универсальные многосторонние договоры готовятся в рамках международных организаций.
-
Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила.
Решение межд. организации – это волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации. Акты или итоговые документы межд. организаций могут иметь разноплановый характер и различную юридическую силу.
С точки зрения процесса нормотворчества они подразделяются на юридически обязательные и рекомендательные. Так, Совет Безопасности (СБ) ООН может принимать юридические акты двоякого рода: рекомендации, т. е. акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми государству предлагается сообразовывать свои действия, и юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Основной формой принимаемых СБ рекомендаций и обязательных решений являются резолюции, которых принято более 700. Все более заметную роль в последнее время стали играть заявления председателя СБ (их число превысило 100).
Принимаемые межд. организациями заключительные акты или итоговые документы в зависимости от их содержания и политико-правовой значимости сами могут непосредственно служить источником МП.
Рекомендательные резолюции становятся часто первоначальными правилами, которые в итоге превращаются в обычные нормы общего права. Кроме того, декларированные положения рекомендательных резолюций входят в МП, трансформировавшись в договорные нормы. Например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН сыграли первостепенную роль в
создании комплекса договоров по правам человека, Договоры о нераспространении ядерного оружия и т. д. Сказанное относится и к специализированным учреждениям ООН - Межд. организации труда (МОТ), ЮНЕСКО и т. д. К тому же они могут сопровождать открываемый для подписания межд. договор, который по вступлении его в силу явится полноценным источником МП.
-
Вспомогательные средства образования норм международного права (акты международных конференций и организаций, решение международного Суда ООН и международных арбитражей, доктрина международного права, внутригосударственное законодательство.).
Акты международных организаций
Источниками международных обязательств государств являются, акты-предписания государствам — членам международных организаций или органов, имеющие для таких государств обязательный характер в силу учредительных актов этих организаций или органов или приобретшие такой характер в силу четко установившейся практики данной организации или органа.
Далеко не все заключительные акты конференций содержат международно-правовые нормы и, соответственно, являются источниками международного права. Иногда в международный документ включается окончательный вариант текста договора, разработанного на этой конференции. В этом случае источником будет считаться не сам акт конференции, а включенный в него договор, после того как государствами будет дано согласие на его юридическую обязательность. Включение же текста договора в заключительный акт совещания в данном случае представляет собой один из способов установления подлинности текста (аутентичности) договора.
В качестве источников международного права следует рассматривать лишь те акты конференций и совещаний, в которых зафиксированы международно-правовые нормы.
Решения Международного Суда ООН, его консультативные выводы могут повлиять только на правосознание и практику государств, если они отвечают принципам и нормам международного права. То есть источником международного права в таком случае также не является решением и консультативные выводы, а договорные и обычное нормы международного права.