ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
на тему: «Взаимоотношения Руси и Византии»
ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………………..2
ВВЕДЕНИЕ…….………………………………………………………..............3-4
1 ГЛАВА…………………………………………………………………………..5
История отношений Руси и Византии…………………………………………5-7
Появление православия на Руси……………………………………………….7-9
2 ГЛАВА…………………………………………………………………………..9
Внешняя политика Киевской Руси…………………………………………...9-12
Военная связь Руси и Византии……………………………………………..13-18
Торговые отношения Византии и Руси…………………………………….18-20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………21-22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….........23
ВВЕДЕНИЕ
Над изучением русско-византийских отношений немало потрудились как историки Византии, так и русские историки. Но ни те, ни другие не предложили, однако, схемы, которая охватывала бы эти отношения на всем их протяжении — от IX до XV в. — и которая раскрыла бы их существо и смысл. Несомненно, что затруднения, возникавшие здесь перед исследователями, объяснялись особого рода отражением этих отношений как в византийских, так и в русских источниках. Только уяснение характера и назначения такого основного для понимания русско-византийских отношений источника, как русское летописание XI—XV вв., дает возможность теперь предложить подобного рода схему. Последняя опирается на работы предшествующих ученых, с большим успехом потрудившихся над уяснением и разгадкой некоторых моментов русско-византийских отношений, частью же требует еще дополнительных исследований и пересмотра некоторых вопросов.
В истории русско-византийских отношений на протяжении шести с лишним веков можно отметить три основных этапа. Начавшись с того времени, «когда магические чары, которые влекли северных варваров к западному Риму, привлекали Русь к Риму восточному», русско-византийские отношения коренным образом видоизменяются при Ярославе, когда Киевское государство и реально и формально заключает с Византией прочный и длительный военный союз против степняков (1037 г.). Союз этот, то слабея, то усиливаясь, в зависимости от сложного международного положения Империи и от внутренних явлений феодального распада Киевского государства, не был поколеблен падением Константинополя в 1204 г. и даже пережил время татарского завоевания.
Подчинение русских княжеств золотоордынским ханам явилось третьим этапом в истории русско-византийских отношений. Никейская Империя, используя широкую веротерпимость ханов и трактуя русско-византийские отношения как отношения религиозные, сохраняет за собою значение главного распорядительного центра русских княжеств и не без успеха распространяет сферу своего влияния на Литовское великое княжение через те русские княжества, которые вошли в его состав.
Объект исследования: русско-византийские отношения.
Предмет исследования: основные направления взаимодействия Киевской Руси и Византии в IХ-ХI вв.
Цель исследования: проследить развитие отношений двух государств — Византии и Киевской Руси — в означенный период и выявить степень их влияния на международной арене.
Задачи исследования:
-
проследить эволюцию отношений Древнерусского государства с Византией; -
показать значение крещения Руси по византийскому обряду и влияние византийской духовности на исторический путь России; -
сформировать представление о влиянии культуры Византии на формирование христианской культуры Руси.
Методы исследования: Изучение литературы и других источников информации, анализ текста также теоретический анализ и обобщение научной литературы.
Практическая значимость индивидуального проекта: Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня при изучении тем по истории.
Степень разработанности: Данной теме посвящен огромный ряд научных статей. При работе над проектом были изучены были изучены научные труды отечественных ученых таких как: Рыбаков С.В., Цугба А., Приселков М.Д., Кецба Бата Игоревич, Николай Михайлович Зёрнов и др.
Глава 1. История отношений Руси и Византии.
Анализ цивилизационных особенностей любой страны невозможен без обращения к их корневым, базисным чертам.
Такими чертами являются, прежде всего, язык и культура, глубинно связанная с религиозными традициями. Фундаментальные «цивилизационные активы» России - это русский язык, относящийся к славянским языкам, и культура, опирающаяся на традиции православия, пришедшего на Русь из Византии.
Хотя феномен российской цивилизации определяется не только славянским и византийским компонентами, но именно они стали ее «несущими конструкциями». В своих истоках история России, как и история многих других славянских стран, прочными нитями соединена с историей Византии.
Перед взорами иностранцев Византийская империя представала олицетворением богатства и могущества. Огромными масштабами отличался Константинополь, население которого уже в XI веке превысило миллион жителей. О роскоши этого царственного города по миру ходили легенды. Мозаичное убранство собора Святой Софии в Константинополе своим великолепием поражало любого, кто переступал его порог. Архитектурными красотами славились также Антиохия, Александрия, Фессалоники, Херсонес. Роскошь Византии притягивала интерес и любопытство самых разных народов. Восточные славяне среди них не были исключением.
В исторических источниках содержится немало сведений об отношениях Византии с Русью. Судя по всему, поначалу эти отношения были далеки от дружеских. В IX веке россы совершали морские набеги на византийские владения в Крыму, на Кавказе, в Малой Азии и даже добирались до Царьграда-Константинополя, разоряя его окрестности.
Тенденция стала меняться, когда восточные славяне приступили к созданию государства. На процесс его формирования влияла экономическая география: через Русскую равнину проходил торговый транзит, связавший Скандинавию с Византией, - «путь из варят в греки». Вхождение Руси в систему международной торговли подготовило экономическую базу для возникновения русской государственности. Однако роль «пути из варяг в греки» не сводилась только к экономическим факторам. Он оказал на восточных славян культурно-цивилизующее воздействие, давая им возможность взаимодействовать с разными народами, знакомиться с опытом их исторического творчества. Наиболее ценным был опыт Византии - самой развитой и яркой державы того времени. Контакты с нею помогли восточным славянам получить представления о формах и средствах государственного строительства.
С образованием Русского государства его правящие слои стали стремиться к установлению прочных политических и торговых связей с Ромейской империей. По представлениям русских князей, для установления этих связей требовалось доказать грекам, что Русь обладает достойным государственным статусом. В 911 году князь Олег совершил военный поход на Царьград, заставив византийцев воспринять Русь как серьезную военную силу. Результатом похода стал торговый договор, по которому русские купцы получили право селиться в предместьях Царьграда и свободно торговать в нем.
В 941 году примеру Олега последовал князь Игорь, но его военно-морская экспедиция закончилась неудачей.
Через три года Игорь повторил попытку, добившись на этот раз желаемого: император Роман согласился подписать с Русью новый договор. От имени русских послов в нем говорилось, что и князь Игорь, и его бояре, и все русские люди полны стремления заключить «союз любви» с византийскими царями, знатью и со всеми простыми людьми «на все годы, пока сияет солнце и весь мир стоит»'. Византийский басилевс внес в договор пункт о взаимной военной помощи, призванной показать «другим странам, какую любовь имеют между собой Греки и русские».
Союз Руси с Византией укрепила вдова Игоря княгиня Ольга, в 955 году приехавшая в Царьград, чтобы принять право-славное крещение, «и наставил ее патриарх в вере»?. Крестница отцом Ольги стал император Константин Багрянородный. Вернувшись в Киев, Ольга позаботилась о создании условий для распространения на Руси византийского православия. Сын Ольги Святослав Игоревич, хотя и не принял христианство, продолжил сотрудничество с Византией. Ссылаясь на договоренности с Игорем, византийское правительство попросило у Святослава помощи в усмирении восставших болгар. Князь откликнулся, и в 967 году его рать заняла Болгарию.
Болгары, будучи славянами, проявили лояльность к славянскому князю, и Святослав решил остаться у них, сделав своей столицей Переяславец на Дунае. Басилевс Иоанн Цимисхий, увидев в таком поведении нарушение русско-византийского договора, попытался образумить Святослава, послав ему письмо о недопустимости «разрушать мир, доставшийся нам от отцов неоскверненным и неколебимым». Цимиский обращался к князю как к партнеру, советуя ему без промедления покинуть не принадлежавшую ему страну: «Если сами не уйдете, то изгоним вас против вашей воли». Святослав, всю свою жизнь посвятивший воинской службе, выковывал в своем характере качества настоящего воина - отчаянно храброго, непритязательного к земным благам, презирающего опасности, ищущего риска. С этой точки зрения он воспринимается сейчас как человек, ставший прообразом для будущих казаков. Казачество, выйдя на историческую сцену через несколько веков после походов Святослава, то ли благодаря легендам и преданиям, то ли по какому-то внутреннему наитию несло в себе заветы отважного князя, а запорожцы даже копировали его внешний облик, запечатленный византийским хронистом Львом Диаконом.
Святослав, выше всего ценивший воинскую храбрость, отказал Цимисхию: «Зря император ромеев принимает россов за изнеженных баб и тщится запугать нас угрозами». Такой ответ был воспринят в Константинополе как дерзкий вызов. Против Святослава было направлено сильное византийское войско. Русские воины не забыли вкус побед, одержанных недавно над хазарами, и бились с полной отдачей сил. Но победить византийцев они не могли: сказывалось отсутствие достаточных резервов. Смирив гордый нрав, Святослав признал поражение и попросил Цимисхия не препятствовать россам в возвращении на родину. Тот незамедлительно согласился. Мир между Византией и Русью был восстановлен, и договор, подписанный в 944 года князем Игорем и басилевсом Романом, остался в силе.
Политический союз Руси с Византией дополнялся разнообразными связями в культурно-религиозной сфере. Мощный импульс развитию этих связей придало создание византийскими просветителями Константином и Мефодием славянской письменности. Переработанный учениками братьев-просветителей славянский алфавит был назван «кириллицей» - в честь Константина, в монашестве получившего имя Кирилл. Сначала кириллица закрепилась у болгар, македонцев и сербов, затем ее узнали и на Руси.
Появление на Руси книг, написанных по-славянски, облегчило и ускорило ее переход от первобытных культов к христианству. Крещению Руси предшествовала политическая акция князя Владимира, связанная с русско-византийским договором о взаимопомощи. Выполняя этот договор, Владимир помог басилевсу Василию II подавить вооруженный мятеж полководцев Варды Склира и Варды Фоки. Удостоверяя признательность Владимиру, Василий II согласился отдать ему в жены свою порфирородную сестру Анну. Для этого Владимир должен был креститься и объявить христианство официальной религией Руси, что он и сделал летом 988 года, находясь в византийском Крыму, в Херсонесе. Этот древнегреческий город стал колыбелью русского православия.
Христианское вероисповедание пришло на Русь не только как религиозный культ, а как гармоничная мировоззренческая система, как «учение об истине», ставшее для русичей источником жизнеутверждающей духовной энергии. С принятием христианства Русь вступила на путь целенаправленного исторического творчества: все происходящее стало оцениваться с позиций нравственных заповедей, вменявших людям ответственность перед историей, появились представления о смысловом векторе истории, тогда как языческое сознание воспринимало историю в виде движения по замкнутому кругу.