Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 376

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как

справедливо отмечают отечественные социологи, «накапливая в себе

прошлый и настоящий социальный опыт, образование тем самым создает предпосылки социальных инноваций во всех сферах общественной жизни… Образование по своим функциям и содержанию является

сферой, системообразующей все общество»1

.

Понимание важной роли образования в процессе общественного

развития предопределило появление новой образовательной парадигмы в государственной политике западных стран: чем выше уровень

образования населения, тем богаче, демократичнее и цивилизованнее

общество, выше уровень жизни и ниже уровень социальной напряженности. Один из самых авторитетных политиков ХХ в., экспрезидент Франции Франсуа Миттеран сказал: «Бедность можно заставить отступать с помощью образования, научных исследований,

развития равенства возможностей, гуманизации условий жизни и труда»

2

. С этим сложно не согласиться, и потому вызывает удивление ситуация, когда с бедностью стараются бороться за счет экономии

средств на развитии образования.

В нашей стране определяющее значение и непреходящую ценность образования убедительно обосновывал академик Н.Н. Моисеев.

Он писал, что «будущее планетарного общества и каждой страны решающим образом будет зависеть от распространения знаний, общей

образованности, культуры … Уже в ближайшие десятилетия на переднем плане истории окажутся те страны, те народы, которые будут

способны обеспечить более высокий уровень образованности, воспитанности, мастерства во всех его проявлениях, способности к поиску

… Образованность людей — ключ к будущему»3

.

Огромную роль играет образование в инновационном развитии

российской экономики. Здесь ведущая роль принадлежит именно

университетам, призванным обеспечивать взаимовыгодный союз

науки и практики

4

.

Значение образования в современных условиях во многом определяется содержанием текущего этапа развития человеческой цивилиза-

1

Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Неклассическая социология образования

начала ХХI века. Барнаул : Изд-во АРНЦ СО РАО, 2000. С. 54.

2 Цит. по: Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М.: Изд-во МГСУ, 2001. С. 8.

3 Моисеев Н.Н. Цивилизация на переломе. Пути России. М.: ИСПИ РАН,


1996. С. 124–125.

4

Дорская А.А. Формирование инновационного развития России и участие в нем

университетов: правовое измерение // Право и образование. 2012. № 10. С. 22.

4

ции. Ученые, размышляющие в контексте постнеклассической научной

парадигмы, отмечают, что современная цивилизация переживает бифуркационный этап своего развития. Она исчерпала прежний потенциал развития и ищет новую систему ценностных координат

1

. Источником глобальных вызовов выступает сам человек и его система представлений, что позволяет говорить об антропологическом кризисе. Выход из этого кризиса может быть найден только в рамках более совершенной образовательной модели. Необразованный и малообразованный человек сегодня — это человек прошлого, а не будущего. В связи с

этим, проблема развития образования является не одной из проблем

развития человечества, а пожалуй, ключевой проблемой этого процесса.

О том, что система образования современной России находится в

глубоком кризисе, написано и сказано достаточно. Одна из причин этого кризиса кроется в характере проводимых в образовательной сфере

реформ: не всегда системных, без четко заявленной цели и определения

оптимальных путей ее достижения. Но любой кризис содержит в себе

определенный потенциал. Уместно вспомнить, что развитие происходит через снятие противоречий, и в этих условиях принятие правильных, научно обоснованных решений может привести к достижению

отечественной системой образования качественно нового уровня.

Управление системой образования в современных условиях стремительно меняется. Во всех сферах образовательной деятельности —

от содержания и качества образовательных программ до их кадрового

обеспечения — возникают конфликты. Все это повышает значение

правового регулирования образовательных отношений.

Немаловажным инструментом совершенствования и реформирования системы образования выступает законодательство об образовании. Его развитие сдерживается целым рядом объективных и субъективных факторов, в том числе теоретического характера. В книге, которую читатель держит в руках, представлен авторский взгляд на современные теоретические достижения в сфере образовательного права

с учетом практики применения законодательства, некоторые правовые проблемы, которые требуют безотлагательного решения.



Совершенствование действующего законодательства об образовании, равно как и подзаконного нормативного регулирования, должно

опираться на имеющиеся и перспективные теоретические разработки.

Четкое понимание базовых принципов государственной образовательной политики и успешное воплощение их в нормах образовательного права — вот путь к более полной реализации конституционного

права на образование, к повышению качества образования, совершенствованию всей системы нормативного правового регулирования образовательных отношений.

1

Делокаров К.Х. Синергетика и новая образовательная парадигма // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-Традиция, 2007.

С. 162.

5

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ:

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1.1. Право на образование и проблемы его реализации

Права человека принадлежат к числу важнейших категорий современной юриспруденции, при этом институт прав человека развивается

уже на протяжении длительного времени.

Как справедливо отмечает Б.С. Эбзеев, «права человека и гражданина — сложное и многообразное общественное явление, прошедшее в

своем развитии ряд последовательно сменявших друг друга этапов»

1

. В

той или иной степени, права личности существовали в условиях всех

общественно-экономических формаций, но в полной мере нашли свое

воплощение с развитием мирового конституционализма, получили закрепление в первых и последующих конституционных актах.

Сегодня общепризнанно, что права человека играют важнейшую

роль во взаимоотношениях личности и государства. Они устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию; стабилизируют общественные отношения на основе общепризнанных

международных стандартов в области прав и свобод человека; определяют пределы деятельности государства по вмешательству в сферу

свободы человека; определяют ответственность государства перед

личностью и обществом2

.

Конституцией РФ закреплено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и

свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2).

Основной Закон устанавливает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17). «Современный перечень прав человека, который утвержден в международно-правовых
документах и конституциях современных государств,

в том числе в Российской Федерации, является результатом длительного исторического развития стандартов, ставших нормой современного демократического общества»3

.

1 Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 2005. С. 171.

2 Ильин Ю.Д. Право человека и государства на безопасность в современном

мире. М.: Норма, 2007. С. 55–56.

3 Ильин Ю.Д. Указ. соч. С. 51.

6

Основные права и свободы человека признаются российской Конституцией РФ неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Они являются непосредственно действующими, определяют

смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (ст. 18).

Право на образование может быть отнесено к числу наиболее значимых прав человека и гражданина. Это определяется прежде всего

той важной ролью, которую играет образование в современном мире.

Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования,

обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование

должно быть направлено к полному развитию человеческой личности

и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.

Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и

дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами…» (п. 2 ст. 26)1

.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (16.12.1966) также утверждает право каждого человека на

образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования; открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая среднее профессиональное образование),

высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе (ст. 13).

В Пакте детализированы цели образования, которое «должно быть

направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее

достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам». «Образование должно дать возможность всем

быть полезными участниками свободного общества, способствовать

взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и

всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию


мира»

2

.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (04.11.1950)

гласит, что «никому не может быть отказано в праве на образование»

3

. Данной формулировкой подтверждается право каждого человека на образование, налагается запрет на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование. Однако Конвенция не конкретизирует уровень получения образования.

Конвенция о правах ребенка (20.11.1989)4

закрепила общедоступность образования, бесплатность и обязательность начального образо-

1 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr

2

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

3 Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

4 Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

7

вания; право ребенка на доступность информации и материалов в области образования, возложив на государства-участников следующие

обязанности:

 обеспечивать доступность среднего образования, как общего,

так и профессионального на бесплатной основе;

 обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого;

 принимать меры для регулярного посещения детьми школ, а

также по снижению числа детей, покидающих школы.

Право на образование, таким образом, представляет собой одно из

важнейших естественных прав человека и относится к группе культурных прав.

Без права на образование другие культурные права, такие как право на пользование достижениями культуры, свобода культурного,

технического и научного творчества, не могут быть всесторонне реализованы.

Основными элементами права на образование являются: право на

получение образования каждым; право на получение знаний в объеме

различных уровней образования; установление не только права, но и

обязанности получения основного общего образования; право на получение образования в различных формах; свобода и плюрализм в образовании; право на свободный выбор языка обучения; приоритетное

право родителей в выборе формы получения образования для своих

детей. Оно гарантирует гармоничное духовное развитие индивида и

помогает ему стать полезным и полноценным участником социального, политического, духовного и культурного прогресса

1

.

Важное значение для реализации любого права имеет наличие соответствующих гарантий, а также механизма такой реализации. Это в