Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 376
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как
справедливо отмечают отечественные социологи, «накапливая в себе
прошлый и настоящий социальный опыт, образование тем самым создает предпосылки социальных инноваций во всех сферах общественной жизни… Образование по своим функциям и содержанию является
сферой, системообразующей все общество»1
.
Понимание важной роли образования в процессе общественного
развития предопределило появление новой образовательной парадигмы в государственной политике западных стран: чем выше уровень
образования населения, тем богаче, демократичнее и цивилизованнее
общество, выше уровень жизни и ниже уровень социальной напряженности. Один из самых авторитетных политиков ХХ в., экспрезидент Франции Франсуа Миттеран сказал: «Бедность можно заставить отступать с помощью образования, научных исследований,
развития равенства возможностей, гуманизации условий жизни и труда»
2
. С этим сложно не согласиться, и потому вызывает удивление ситуация, когда с бедностью стараются бороться за счет экономии
средств на развитии образования.
В нашей стране определяющее значение и непреходящую ценность образования убедительно обосновывал академик Н.Н. Моисеев.
Он писал, что «будущее планетарного общества и каждой страны решающим образом будет зависеть от распространения знаний, общей
образованности, культуры … Уже в ближайшие десятилетия на переднем плане истории окажутся те страны, те народы, которые будут
способны обеспечить более высокий уровень образованности, воспитанности, мастерства во всех его проявлениях, способности к поиску
… Образованность людей — ключ к будущему»3
.
Огромную роль играет образование в инновационном развитии
российской экономики. Здесь ведущая роль принадлежит именно
университетам, призванным обеспечивать взаимовыгодный союз
науки и практики
4
.
Значение образования в современных условиях во многом определяется содержанием текущего этапа развития человеческой цивилиза-
1
Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Неклассическая социология образования
начала ХХI века. Барнаул : Изд-во АРНЦ СО РАО, 2000. С. 54.
2 Цит. по: Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М.: Изд-во МГСУ, 2001. С. 8.
3 Моисеев Н.Н. Цивилизация на переломе. Пути России. М.: ИСПИ РАН,
1996. С. 124–125.
4
Дорская А.А. Формирование инновационного развития России и участие в нем
университетов: правовое измерение // Право и образование. 2012. № 10. С. 22.
4
ции. Ученые, размышляющие в контексте постнеклассической научной
парадигмы, отмечают, что современная цивилизация переживает бифуркационный этап своего развития. Она исчерпала прежний потенциал развития и ищет новую систему ценностных координат
1
. Источником глобальных вызовов выступает сам человек и его система представлений, что позволяет говорить об антропологическом кризисе. Выход из этого кризиса может быть найден только в рамках более совершенной образовательной модели. Необразованный и малообразованный человек сегодня — это человек прошлого, а не будущего. В связи с
этим, проблема развития образования является не одной из проблем
развития человечества, а пожалуй, ключевой проблемой этого процесса.
О том, что система образования современной России находится в
глубоком кризисе, написано и сказано достаточно. Одна из причин этого кризиса кроется в характере проводимых в образовательной сфере
реформ: не всегда системных, без четко заявленной цели и определения
оптимальных путей ее достижения. Но любой кризис содержит в себе
определенный потенциал. Уместно вспомнить, что развитие происходит через снятие противоречий, и в этих условиях принятие правильных, научно обоснованных решений может привести к достижению
отечественной системой образования качественно нового уровня.
Управление системой образования в современных условиях стремительно меняется. Во всех сферах образовательной деятельности —
от содержания и качества образовательных программ до их кадрового
обеспечения — возникают конфликты. Все это повышает значение
правового регулирования образовательных отношений.
Немаловажным инструментом совершенствования и реформирования системы образования выступает законодательство об образовании. Его развитие сдерживается целым рядом объективных и субъективных факторов, в том числе теоретического характера. В книге, которую читатель держит в руках, представлен авторский взгляд на современные теоретические достижения в сфере образовательного права
с учетом практики применения законодательства, некоторые правовые проблемы, которые требуют безотлагательного решения.
Совершенствование действующего законодательства об образовании, равно как и подзаконного нормативного регулирования, должно
опираться на имеющиеся и перспективные теоретические разработки.
Четкое понимание базовых принципов государственной образовательной политики и успешное воплощение их в нормах образовательного права — вот путь к более полной реализации конституционного
права на образование, к повышению качества образования, совершенствованию всей системы нормативного правового регулирования образовательных отношений.
1
Делокаров К.Х. Синергетика и новая образовательная парадигма // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-Традиция, 2007.
С. 162.
5
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ:
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1. Право на образование и проблемы его реализации
Права человека принадлежат к числу важнейших категорий современной юриспруденции, при этом институт прав человека развивается
уже на протяжении длительного времени.
Как справедливо отмечает Б.С. Эбзеев, «права человека и гражданина — сложное и многообразное общественное явление, прошедшее в
своем развитии ряд последовательно сменявших друг друга этапов»
1
. В
той или иной степени, права личности существовали в условиях всех
общественно-экономических формаций, но в полной мере нашли свое
воплощение с развитием мирового конституционализма, получили закрепление в первых и последующих конституционных актах.
Сегодня общепризнанно, что права человека играют важнейшую
роль во взаимоотношениях личности и государства. Они устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию; стабилизируют общественные отношения на основе общепризнанных
международных стандартов в области прав и свобод человека; определяют пределы деятельности государства по вмешательству в сферу
свободы человека; определяют ответственность государства перед
личностью и обществом2
.
Конституцией РФ закреплено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2).
Основной Закон устанавливает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17). «Современный перечень прав человека, который утвержден в международно-правовых
документах и конституциях современных государств,
в том числе в Российской Федерации, является результатом длительного исторического развития стандартов, ставших нормой современного демократического общества»3
.
1 Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 2005. С. 171.
2 Ильин Ю.Д. Право человека и государства на безопасность в современном
мире. М.: Норма, 2007. С. 55–56.
3 Ильин Ю.Д. Указ. соч. С. 51.
6
Основные права и свободы человека признаются российской Конституцией РФ неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Они являются непосредственно действующими, определяют
смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (ст. 18).
Право на образование может быть отнесено к числу наиболее значимых прав человека и гражданина. Это определяется прежде всего
той важной ролью, которую играет образование в современном мире.
Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования,
обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование
должно быть направлено к полному развитию человеческой личности
и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.
Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и
дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами…» (п. 2 ст. 26)1
.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (16.12.1966) также утверждает право каждого человека на
образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования; открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая среднее профессиональное образование),
высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе (ст. 13).
В Пакте детализированы цели образования, которое «должно быть
направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее
достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам». «Образование должно дать возможность всем
быть полезными участниками свободного общества, способствовать
взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и
всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию
мира»
2
.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (04.11.1950)
гласит, что «никому не может быть отказано в праве на образование»
3
. Данной формулировкой подтверждается право каждого человека на образование, налагается запрет на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование. Однако Конвенция не конкретизирует уровень получения образования.
Конвенция о правах ребенка (20.11.1989)4
закрепила общедоступность образования, бесплатность и обязательность начального образо-
1 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr
2
Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
3 Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
4 Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.
7
вания; право ребенка на доступность информации и материалов в области образования, возложив на государства-участников следующие
обязанности:
обеспечивать доступность среднего образования, как общего,
так и профессионального на бесплатной основе;
обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого;
принимать меры для регулярного посещения детьми школ, а
также по снижению числа детей, покидающих школы.
Право на образование, таким образом, представляет собой одно из
важнейших естественных прав человека и относится к группе культурных прав.
Без права на образование другие культурные права, такие как право на пользование достижениями культуры, свобода культурного,
технического и научного творчества, не могут быть всесторонне реализованы.
Основными элементами права на образование являются: право на
получение образования каждым; право на получение знаний в объеме
различных уровней образования; установление не только права, но и
обязанности получения основного общего образования; право на получение образования в различных формах; свобода и плюрализм в образовании; право на свободный выбор языка обучения; приоритетное
право родителей в выборе формы получения образования для своих
детей. Оно гарантирует гармоничное духовное развитие индивида и
помогает ему стать полезным и полноценным участником социального, политического, духовного и культурного прогресса
1
.
Важное значение для реализации любого права имеет наличие соответствующих гарантий, а также механизма такой реализации. Это в