ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Единая религиозная система, пришедшая на смену разрозненным языческим верованиям, способствовала быстрому слиянию восточнославянских племен в единую этническую общность русский народ. Возрос международный авторитет Русского государства. Византийское православие позволило Руси приобщиться к лучшим достижениям тогдашней мировой культуры и вместе с тем развить собственную книжную культуру, открыть простор для просвещения на родном языке, чему способствовали кирилло-мефодиевские традиции, нацеленные на широкое распространение просвещения. На Руси продолжателями этих традиций выступили Киевский митрополит Иларион, летописец Нестор, проповедники Кирилл Туровский и Климент Смолятич. Гимном просвещению звучали слова Нестора-летописца, вписанные в текст «Повести временных лет»: «Велика, бывает польза от учения книжного. ... В книгах неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся».
Прорыв в культурном развитии Руси стал возможен благодаря помощи со стороны византийцев. Из Византии в Киев, Новгород, Смоленск, Полоцк приезжали священнослужители, иконописцы, мастера-строители, ремесленники. В русских городах развернулось храмовое строительство, появились новые для русичей ремесла, стали усваиваться православные этические и правовые нормы. Русские массово принимали христианские имена, распространенные у византийцев. Греческие священники налаживали на Руси благотворительную и медицинскую деятельность, перенастраивали семейную сферу, искореняя похищения невест, многоженство, близкородственные браки.1
Если варяги способствовали возникновению государственности в России, то своим духовным рождением русский народ обязан Православной Церкви. Она помогла объединить и слить в единое целое те разнородные элементы – славянские, финские, монгольские и скандинавские, – которые образовывали Южно-Русские княжества. Русская письменность, русская культура, даже сам русский язык, возникли под покровом Православия. Славяне, наложившие наиболее глубокий отпечаток на облик русского народа, были язычниками во время зарождения Киевского княжества. Они поклонялись божественному началу, открывающему себя в явлениях природы, в солнечной энергии, в ветре, в дожде и живительной силе земли, произрастающей растительность. Они почитали также и своих предков, веря в бессмертие человеческой души.
До обращения в христианство Восточные славянские племена находились в младенческой стадии своей культуры. Когда в IX веке они соприкоснулись, благодаря вновь открытым торговым путям, проходившим через их землю, с более развитыми народами, они оказались и в сфере их религиозного влияния. X в. стал поворотным в истории только что зародившегося русского государства, его будущее зависело от той религиозно-культурной группы, к которой оно решится примкнуть, и этот решающий выбор был сделан одним из его наиболее одаренных правителей, святым равноапостольным князем Владимиром (976–1015), воспеваемым в русских былинах под именем Владимира Красного Солнышка.
2
Таким образом можно сделать вывод о том, что принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.
Глава 2. Политические и торговые отношения Руси и Византии.
В течение долгого времени, а это около пяти столетий, Византия и Русь находились в тесных отношениях. Становление древнерусского государства происходило при разнообразных контактах и столкновениях с византийцами. Влияние византийской культуры и системы организации жизни прослеживается во всех сферах жизнедеятельности Руси. Русские заключали с греками договоры и иногда помогали Византии войсками. Русь переняла многие положения из межгосударственных договоров с Византией.
Множество обрядов перешло из культуры Византии в культуру Руси. «Самым значительным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия — одной из важнейших основ византийской культуры. Христианство пришло на смену древнерусскому язычеству, типичному для родового общества. Язычество являло собой страх перед могуществом природы, сознание бессилия человека перед стихийными силами. Христианство в своей богословской концепции мира ставило человека в центр природы, а природу воспринимало как служанку человека, открывало в природе «мудрость» мироустройства и божественную целесообразность».1 Киевская Русь не могла на тот момент стать в один ряд со странами Европы и Востока, не переняв у них ремесел, науки, культуру и т.д. Она могла с легкостью взять это в Византии. С принятием византийского христианства в Русь пришла и письменность, и многие другие недостающие развитию страны элементы. 3
Осуществление внешней политики было важнейшей функцией киевских князей. Прежде чем излагать подробности походов и сражений, следует кратко назвать и показать на карте важнейшие направления внешней политики Киевской
Руси.
-Южное - отношения с Византией, политическим и культурным центром Восточной и Южной Европы
-Восточное - отношения с Хазарским каганатом и кочевниками (со Степью)
-Западное - отношения со странами Западной и Северной Европы.
Первые известные набеги славян на Византию произошли в 60-х гг. IX в. при князе Аскольде. Наиболее известны походы при Олеге и Игоре.
Олег организовал поход в 907 г. Греки замкнули бухту цепью, но русские вытащили ладьи на берег и на катках подкатили к городским стенам. Греки капитулировали, уплатили дань и заключили с Олегом договор.По условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счет казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии.
В 911 г. условия договора были дополнены обязательством сторон наказывать за преступления, совершенные против другой стороны, помогать друг другу при кораблекрушениях, выдавать беглых рабов. Допускалась возможность найма русских на военную службу в Византии.
Игорь организовал поход в 941 г. Поход не удался, так как византийцы сожгли русские ладьи "греческим огнем". В 944 г. Игорь повторил поход, собрав большое войско, в которое входили не только славяне, но и печенеги. Однако греки предложили русским большую дань с тем, чтобы они не ходили к Константинополю. Дружинники предпочли взять дань и не биться.
В 945 г. был заключен новый русско-византийский договор. Условия его оказались менее выгодны, чем в 907 г. Русь утратила право беспошлинной торговли, русские купцы не могли больше зимовать в Византии, зато Русь вынуждена была принять на себя односторонние обязательства: не нападать на Корсунь (греческая колония в Крыму) и не пускать туда болгар.
При Ольге Русь и Византия сблизились. Ольга побывала в Константинополе, крестилась, но на Руси христианства не ввела. Набеги на Константинополь прекратились.
Святослав первоначально выступал союзником Византии. В 967 г. он вторгся в Болгарию, воевавшую тогда с империей, и разбил болгар под Доростолом. Святослав хотел даже перенести свою столицу в г. Переяславец на Дунае, выгодно расположенный на пересечении торговых путей. Набег печенегов на Киев вынудил Святослава возвратиться домой. Вскоре он вновь явился на Дунай. Но обстановка изменилась. Наказав болгар, византийцы опасались теперь усиления Святослава. Новый император Иоанн Цимисхий потребовал от Святослава покинуть Болгарию. Князь отказался и, по утверждению греческого хрониста
, сам предложил грекам уйти из Европы в Азию. Русско-болгарская война перешла в русско-византийскую. Несмотря на значительное численное превосходство греков, русские сражались успешно. Во время одного сражения князь говорил дружине: "Не посрамим земли русской, но ляжем костьми, мертвые сраму не имут. Если же побежим, будет нам срам" .
После ряда сражений Святослав был осажден в Доростоле и вынужден заключить мир.По условиям договора русские уходили из Болгарии и обязывались впредь оказывать империи помощь против любого вторжения. Греки беспрепятственно пропускали русских на Днепр.
Греки не выполнили своих обязательств. Они сообщили печенегам о том, что Святослав идет "с малой дружиной". Печенеги устроили в днепровских порогах засаду и убили Святослава. Печенежский князь Куря сделал из его черепа чашу, чтобы пить из нее и тем приобрести доблесть погибшего врага.
Окончательная нормализация отношений с Византией произошла лишь при Владимире I, в результате крещения Руси.
Крупнейшим восточным соседом Руси являлся Хазарский каганат. Это тюркоязычное полукочевое государство, в котором господствующей религией был иудаизм.
Длительное время хазары брали дань с ряда славянских племен (северян, радимичей). Олег заставил эти племена платить дань не хазарам, а Киеву. Отношения Руси с каганатом ухудшались также под влиянием Византии (союзник Руси с 907 г.). Византия и каганат враждовали из-за столкновения интересов на Черном море и религиозных распрей.
Решающий удар каганату был нанесен Святославом в 964-966 гг. Он захватил столицу каганата Итиль (в дельте Волги), города Семендер (в Прикаспии), Саркел (на Дону). Не выдержав этого удара, каганат вскоре распался. Господами в степях стали тюркоязычные кочевники-печенеги.
Печенеги нападали на русские торговые караваны на Днепре, устраивали набеги на Русь. Но иногда они выступали и союзниками русских (например в 944 г. во время похода Игоря). В 969 г., во время пребывания Святослава на Дунае, печенеги осадили Киев и едва не взяли его. Лишь срочное возвращение Святослава заставило их отступить. В 972 г. печенеги все же убили Святослава.
При князе Владимире I границы Руси были укреплены по речным рубежам, отделявшим Русь от степей. Это стало необходимо из-за непрерывных печенежских набегов. Сооружение укрепленных линий затруднило набеги и позволило расширить территорию Руси. В середине Х в. печенеги кочевали в одном дне пути от Киева, в начале XI в. - в двух днях пути.
В 1036 г. князь Ярослав Мудрый нанес печенегам решительное поражение. После этого многие печенеги перешли на русскую службу, главными же противниками Руси с востока стали на два столетия половцы.
Отношения со странами Европы стали активно развиваться в конце X-XI вв., после крещения Руси. Став христианской, Русь включилась в единую семью европейских государств. Началось заключение династических браков. Уже внуки Владимира были женаты на польской, византийской и немецкой принцессах, а его внучки стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.
В Х-XI вв. Русь воевала с поляками и древнелитовскими племенами, начала утверждаться в Прибалтике, где князь Ярослав Мудрый основал город Юрьев (ныне - Тарту).
Сделав вывод о вышесказанном можно сказать о том, что, Киевская Русь осуществляла активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию, ведя войны и заключая торговые и дипломатические соглашения со своими соседями. Внешнеполитическая деятельность Киевской Руси типична для раннего государства.4
Изучив внешнюю политику, мы можем плавно перейти к военным связям, которые были немаловажным звеном для улучшения(ухудшения), как внешней, так и внутренней политики Руси.
Во время правления киевского князя Олега (882-912), создателя древнерусского государства, внешняя политика Киевской Руси по отношению к Византии отличалась довольно легко прослеживаемой двойственностью: вражды и мира. Эта двойственность пройдет через всю историю дипломатии Руси и Византии.
Князь Олег дважды предпринимал походы на Византию — в 907 г. и в 911 г. И последующие великие киевские князья также будут либо совершать походы, либо возглавлять (или снаряжать) посольства в Византию. В результате этих походов подписывался двусторонний договор, в который включались торговые, военные и политические статьи.
Договоры, заключенные в результате походов князя Олега, были выгодными для Руси. По договору 911 г. Русь получала право беспошлинно торговать на рынках Константинополя. Византийская сторона обязывалась содержать за свой счет купцов и послов Руси во время их пребывания на территории империи, а также снабжать их всем необходимым для обратного пути в Киевскую Русь.
После заключения договоров 907 и 911 гг. руссы стали принимать активное участие в византийских военных экспедициях, в частности, против Хазарского каганата, печенегов, половцев и арабов. Византия вела многочисленные войны и остро нуждалась в русских воинах.
После походов Олега Русь и Византия, разделенные морем, стали как бы ближе друг другу — по крымским и причерноморским владениям Византии. Торговые связи Византии и Руси приобретают регулярность. Ежегодно, летом флотилия руссов появлялась в Босфорском проливе. Купцы поселялись не в самом Констатинополе, а в пригороде, но торговать они имели право и в самой столице. Особенно высоким спросом у русских купцов пользовались богатейшие шелковые ткани, которые Византия получала из Китая и Средней Азии.