Файл: Организация экстренного реагирования при ликвидации чс природного и техногенного характера.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20
федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении им полномочий координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
на региональном уровне (в пределах территории субъекта
Российской Федерации) – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации;
на муниципальном уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований;
на объектовом уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах» [9].
«Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
на федеральном уровне – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также образованные для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подразделения федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций;
на межрегиональном уровне – территориальные органы
Министерства Российской Федерации по делам гражданской
21
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, расположенные в субъектах Российской
Федерации, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов;
на региональном уровне – территориальные органы Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
на муниципальном уровне – создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» [6].
РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, который включает в себя территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней.
В 1992 было положено начало созданию данной организации, которая за долгое время своего существования внесла огромный вклад в ликвидации серьезных происшествий.
С целью предотвращения техногенных ЧС, снижение риска ЧС и смягчение их последствий на ПОО был проведен ряд мероприятий, а именно:
контроль хранения опасно химических веществ;
контроль наличия и исправности противопожарного инвентаря на предприятиях;
использование на предприятиях ОПО систем сигнализации и блокировочных устройств.
22
В качестве профилактических мер по обеспечению защиты населения и территорий от поражающих факторов техногенных ЧС на ПОО были выполнены мероприятия:
усовершенствование систем оповещения и связи в ЧС;
создание государственного резерва ресурсов, несущих материальный характер, которые необходимы для предупреждений и ликвидации последствий крупных аварий, катастроф и т.д.;
проведения тренировок с персоналом дежурно-диспетчерских служб по действиям при аварийной ситуации, знанию инструкций и схем;
проведений лекций и тренировок с персоналом ПОО.
С каждым годом наши системы Защищающие населения, проводят массу мероприятий с целью уменьшить количество ЧС и смягчить последствия от них. Система РСЧС постоянно усовершенствуется в теоретическом и практическом плане, а также постоянно создается новые системы, которые облегчают работы пожарных частей и т.д.
23
4 Прогнозирование и оценка последствий чрезвычайной ситуации
4.1 Расчёт зоны ЧС
Основными опасными последствиями аварий, возможных на площадке склада СУГ являются:
образование воздушной ударной волны при взрывных превращениях облаков газо-паровоздушных смесей (ГПВС);
образование осколочного поля;
образование зон токсического поражения токсичными продуктами сгорания;
образование зоны термического поражения при крупномасштабных пожарах (огненный шар) и пожарах пролива.
При анализе воздействия поражающих факторов оценке подвергалось:
воздействие на здания, сооружения и оборудование (степень разрушения);
воздействие на человека (тяжесть поражения).
Предельно допустимая доза теплового излучения при воздействии
«огненного шара» на человека:
Ожог 1-й степени – 1,2·10 5
Дж/м
2
;
Ожог 2-й степени – 2,2·10 5
Дж/м
2
;
Ожог 3-й степени – 3,2·10 5
Дж/м
2
Глубина дрейфа взрывоопасного облака, образующегося при разгерметизации емкостей хранения СУГ, принималась в соответствии с
Руководством по безопасности «Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ». При проведении расчетов оценивалась глубина распространения облака по направлению ветра и против ветра.
24
Количественная оценка параметров факельного горения СУГ проводилась по Методике определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах.
Основными поражающими факторами людей при взрыве ГВС в помещении приняты метательное воздействие взрывной волны и осколочное воздействие в случае разрушения оборудования и внутренних конструкций.
Оценка воздействия на персонал и материальные объекты поражающих факторов ударной воздушной волны, выходящей за пределы аварийного помещения производилась на основе критериев, заложенных в принципах оценки взрывов ГПВС в открытом пространстве.
При анализе поражающих факторов в случае пожара газа в помещении предполагалось, что зона прямого огневого воздействия ограничена геометрическими размерами аварийного помещения. При оценке размеров зон воздействия теплового излучения исходная площадь пожара принималась равной площади аварийного помещения по ГОСТ Р 12.3.047-2012.
В соответствии с рекомендациями данных материалов при оценке количества пострадавших были сделаны следующие допущения:
в случае пожара в зданиях зоны поражающих факторов не выходят за пределы аварийного помещения, поэтому опасному воздействию будет подвергаться только находящийся в нем персонал;
в случае взрыва ТВС в зданиях смертельному поражению от действия поражающих факторов подвергается персонал, находящийся непосредственно в аварийном помещении. За пределами здания персонал подвергается воздействию УВВ, связанному с санитарным поражением, и воздействию вторичных поражающих факторов (разлет частей конструкций поврежденного здания, осколочное поражение при разрушении остекления). В качестве показателя, характеризующего потери среди людей, находящихся в здании, принята вероятность получения людьми травм различной степени.
25
На основе анализа частоты отказов оборудования и вероятности исходов аварий по принятым сценариям, с учетом данных по территориально-временному распределению персонала по объектам площадки, особенностям размещения оборудования и природно- климатических условий проведена оценка потенциального
(территориального) риска площадки, индивидуального, коллективного и социального рисков гибели людей.
Оценка потенциального (территориального) риска. При оценке потенциального риска в расчете учитывались только аварийные ситуации, связанные с катастрофическим разрушением оборудования.
Расчет коллективного риска выполнен для аварий с наиболее опасными последствиями. При расчете использовались данные по вероятности реализации указанных аварий и данные о количестве погибших.
Коллективный риск смертельного поражения персонала площадки склада СУГ составит 1,9810
–3 1/год.
Коллективный риск смертельного поражения персонала смежных цехов составит 3,3910
–5 1/год.
Коллективный риск смертельного поражения персонала сторонних организаций от аварий на складе СУГ составит 1,7510
–6 1/год. Риск поражения населения от аварий на складе СУГ отсутствует. Расчёт зон ЧС наиболее опасной аварии для склада СУГ: Авария, связанная с катастрофическим разрушением емкостей хранения СУГ с образованием взрывоопасного облака ГПВС, дрейфующего по направлению ветра.
Для оценки количественных показателей возможных последствий развития аварий по принятым сценариям использовались математические модели и методы расчета, изложенные в руководстве по безопасности
«Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ».
Данное руководство утверждено приказом Ростехнадзора от 20.04.2015
№158. Предложенные в документе модели расчетов позволяют оценить зоны
26
поражения при выбросе токсичных веществ и параметры взрывоопасных облаков ПВС.
С помощью методики рассчитывались как возможные зоны поражения
(окружности с радиусами, на которых достигаются смертельное поражение или пороговое воздействие), так и фактические зоны поражения (области, соответствующие смертельному поражению или пороговому воздействию).
Основными исходными данными являются физико-химические и токсикологические характеристики ОХВ, количество и технологические параметры ОХВ, параметры оборудования, вероятный сценарий выброса
ОХВ, топографические характеристики территории вблизи аварийного объекта, метеоусловия на момент аварии, время экспозиции.
Для расчётов и моделирования развития чрезвычайной ситуации с взрывом СУГ использовался программный комплекс ТОКСИ+Risk 4.3.
При возникновении данной аварии в окружающую среду мгновенно может значительная масса СУГ, которая будет участвующего в формировании облака ГПВС.
Оценки зон ЧС по результатам моделирования развития чрезвычайной ситуации с взрывом СУГ, представленного программным комплексом
ТОКСИ+Risk 4.3 сведены таблицу 4.
Таблица 4 – Результаты оценки зон ЧС
Наименование сценария
Отн ос ит ель ны й эн ерге ти че ск и
й п отен ци ал
Qв
(
кдж)
К
ат егори я вз рыв ооп ас нос ти блок а
Радиусы зон разрушения, опасности, м
R0
R1
R2
R3
R4
R5 1
2 3
4 5
6 7
8 9
Авария при приеме, хранении и отпуске изобутановой фракции
(шаровые резервуары)
103,4
I
36,6 139 205 351 1025 2050
27
Продолжение таблицы 4 1
2 3
4 5
6 7
8 9
Обозначения:
Qв – относительный энергетический потенциал; m – общая масса паров взрывоопасного блока, приведенная к единой удельной энергии сгорания, равная 46000 кдж/кг;
R0 – базовый радиус зон разрушения, м;
R1 – радиус зоны полных разрушений зданий, м;
R2 – радиус зоны сильных разрушений зданий, м;
R3 – радиус зоны средних разрушений зданий, м;
R4 – радиус зоны слабых разрушений зданий, м;
R5 – частичное разрушение остекления.
Зоны ЧС аварии при приеме, хранении и отпуске изобутановой фракции (шаровые резервуары) представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Зоны ЧС аварии при приеме, хранении и отпуске изобутановой фракции (шаровые резервуары)
Дальность дрейфа облака при наиболее неблагоприятных погодных условиях (состояние атмосферы – инверсия, скорость ветра – не более 1
28
м/сек) составит до 793 м. Максимальная ширина зоны загазованности – 662 м.
При появлении источника зажигания по маршруту дрейфа облако будет сгорать в дефлаграционном режиме с образованием ударной воздушной волны.
В случае реализации западного ветра в зоне действия аварии могут оказаться подъездные ж/д пути промышленного узла Центрального района г.о. Тольятти.
В зоне действия поражающих факторов помимо ж/д путей промышленного узла Центрального района г.о. Тольятти окажется значительная часть производственных предприятий промплощадки.
Количество пострадавших среди третьих лиц прогнозируется на уровне
19 человек, из которых 7 человек могут получить смертельное поражение.
Частота возникновения данной аварии с учетом реализации опасных метеоусловий и западного направления ветра составит 3,34×10
–10 1/год.
Авария, связанная с катастрофическим разрушением цистерны с СУГ вследствие попадания транспортной емкости в очаг пожара (при возникновении первичной аварии на соседней цистерне) и резкого вскипания паров перегретого СУГ.
При возникновении данной аварии в окружающую среду мгновенно может поступить до 40,0 т СУГ в диспергированном состоянии.
При попадании выброшенного СУГ в очаг пожара, облако сгорает по модели «огненный шар» Эффективный диаметр огненного шара составит 170 м., время существования огненного шара – 22 сек.
Глубина зон действия поражающих факторов от теплового излучения от места аварии составит:
безвозвратные потери (ожог 3 степени) – до 295 м;
санитарные потери (ожог 1 степени) – до 440 м.
В зону действия поражающих факторов аварии попадает вся площадка склада СУГ.
29
В зоне действия поражающих факторов окажутся до 27 чел. дневной смены склада СУГ (в том числе – персонал цехов ООО «Тольяттикаучук»).
Возможное количество пострадавших составит:
до 4 чел. погибшими;
до 10 чел., получивших обратимое поражение.
4.2 Расчёт сил и средств для ликвидации вероятной чрезвычайной
ситуации
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте используются формирования гражданской обороны, пожарно-спасательное формирование
ООО «Сервис-Безопасность» (в состав которого входит ПЧ № 28 с отдельным постом ПЧ № 28 и газоспасательный отряд (ГСО)), ООО ЧОП,
Медсанчасть № 2, рабочие и служащие производств.
Расчёт сил и средств для ликвидации вероятной чрезвычайной ситуации производится для работ по тушению возникших пожаров на территории склада отделения Д1-а.
Определяем площадь горящего резервуара по формуле 1.
S
гор.рез.
= 4
R
2
,м
2
. (1) где R – радиус резервуара, м
2
S
гор.рез.
= 2
3,14
5 2
= 314 м
2
Определяем площадь несущих опор горящего резервуара по формуле 2.
S несущих опор
= 2
RL. м
2
, (2) где R – радиус резервуара, м
2
L – длина опоры, м.
S несущих опор
= 2
3,14
0,2
4 = 5,025 м
2
30
Определяем количество воды для защиты горящего резервуара. С наружной стороны шарового резервуара для защиты принимаем лафетный ствол с насадкой НРТ-10 по формуле 3.
Q в.
= S
J
т-р.с.
(3) где S – площадь пожара, м
2
;
J
т-р.с
– требующаяся интенсивность подачи средств, л/м
2
Q в.
= 100
0,2 = 20 л/с.
Остальную площадь защищаем компактными струями
Q в.
= (314 – 100)
0,5 = 107 л/с.
Определяем количество лафетных стволов для защиты горящего резервуара по формуле 4.
N ст.
= Q нрт-10 в.
/q ст.
+ Q комп. в.
/q ст.
(4) где Q нрт-10
– расход стволов с насадкой НРТ-10, л/с
Q комп
– расход стволов защиты компактными струями, л/с q ст.
– количество стволов, шт.
N ст.
= 1 + 5,35 = 6,35
7 стволов
Для защиты горящего резервуара принимаем 6 лафетных стволов с компактными струями и 1 лафетный ствол с насадкой НРТ-10.
Определяем площадь защиты соседних резервуаров по формуле 5.
S
сос.. рез.
= (4
R
2
)/2, м
2
. (5) где R – радиус резервуара, м
2
31
S
сос.. рез.
= (4
3,14
5 2
)/2 = 471 м
2
Определяем площадь защиты несущих опор соседних резервуаров по формуле 6.
S несущих опор
= 2
RL
6, м
2
(6) где R – радиус резервуара, м
2
L – длина опоры, м.
S несущих опор
= 2
3,14
0,2
4
6 = 22,608 м
2
Определяем общую площадь защиты.
S
защ.
= S
сос.рез.
+ S
нес. опор
= 471 + 22,608 = 493,608 м
2
Определяем количество лафетных стволов на защиту соседних резервуаров по формуле 7. С наружной стороны (юго-западной) резервуара
3/2 для защиты принимаем лафетный ствол с насадкой НРТ-10 Sзащ.= 100 м
2
Остальную площадь защищаем компактными струями.
N ст.
= (S
защ.
J
т-р.с.
) / q ст.
(7) где S
защ
– площадь защиты, м
2
;
J
т-р.с
– требующаяся интенсивность подачи средств, л/м
2
q ст.
– количество стволов, шт.
N ст.
= (100
0,2)/20 + (493,608 – 100)/20 = 4,933608
5 стволов
Принимаем для защиты соседних резервуаров и несущих опор 4 лафетных ствола с компактными струями и 1 лафетный ствол с насадкой
НРТ-10.