Файл: Практическая работа 3 Разработка технологической карты урока по истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа № 3

«Разработка технологической карты урока по истории»
Практическая работа в себя включает проектирование этапов учебного занятия по истории на основании федеральной рабочей программы (ФРП) (или примерной рабочей программы (ПРП) для углубленного уровня) в соответствии с технологической картой урока и разработку учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.
Инструкция по выполнению практической работы:выберите класс, тему урока в соответствии с ФРП / ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Горюшкина Наталья Юрьевна

Место работы

Ливенский район

МБОУ «Ливенская СОШ»



2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

6

Место урока (по тематическому планированию ФРП / ПРП)

2 четверть

Тема урока

Мир восточных славян

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ФРП / ПРП):

Личностные Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


Метапредметные Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

формировать у учащихся научное мировоззрение о народностях, проживавших в VI-IX вв. рядом со славянами; воспитывать нравственные качества уважения к другим народам; формировать навыки и умения работать в коллективе. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного


ПредметныеНаучатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. С помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о соседях славян; сформировать представление о взаимоотношениях и взаимовлиянии этих племен; учить формировать собственный взгляд на исторические события

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Рассказать о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях со славянами.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Ты видишь то, что пращуры былые

 сполна сумели сами испытать,

 когда во имя будущей России

 от плуга поднимались воевать.

 Они любить учились не по книгам

 свою семью, родную Русь свою -

 своей закалкой в бесконечных битвах

 они  обязаны великому труду.

 Покуда помнил синеглазый воин,

 в чём честь его и слава на века,

 бежали вспять по выжженным дорогам

 от его гнева полчища врага...

 1.О ком говорится в стихотворении?

2.Какими показаны  славяне в стихотворении?

3.Чтобы вы еще хотели узнать о славянах?

4.А можете ли вы показать на карте возможные места расселения восточных славян?

5.Предположите, почему именно эти территории.

6.А кем заселены занятые территории?

создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

        актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Учитель обобщает ответы обучающихся, помогая сформулировать тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения

  1. - С какими племенами мы познакомились на прошлом уроке?

  2. - Кто такие праславяне?

  3. - Когда и где проживали праславяне?

  4. - К какой языковой группе относились народы Восточной Европы?

  5. - Когда и на кого разделились балтославянские племена?

  6. - Какую территорию занимали славяне?

  7. - На какие ветви разделились славяне в Восточной Европе?

  8. - Покажите на карте территорию заселения славянами в VI-VIII веках н.э.

- Покажите на карте племенные союзы славян поляне – р.Днепр; ильменские словене – оз.Ильмень; древляне, дреговичи; полочане – р.Полота; кривичи, родимичи, вятичи; северяне, волыняне; уличи, тиверцы
Беседа, фронтальный опрос, работа с картой , занятия славян, религия. Беседа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Научатся определять термины: индоевропей­цы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, ве­че, идолы, волхвы, ку­десники, народное ополчение.

Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, их соседей, на­зывать восточнославян­ские племена, их заня­тия и верования

- поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о истории и событиях восточных славян;

- описание характерных, существенных черт общественного устройства, религиозных верований, видов занятий, быта и нравов    

восточных славян;

- определение и использование исторических понятий и терминов;

- высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей.




БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Работа с документами по группам, Работаем с картой. Работа ведется по документам, которые раздаются по рядам. Первый ряд получают раздаточный материал (документы № 1,2,3). Второй ряд получает раздаточный материал (№ 4). Третий ряд получает раздаточный материал (документы №5)
Документ №1

« … А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами, А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь,меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корь, нарова, ливонцы- эти говорят на своих языках».
Документ № 2

Контакты славян с финноугорскими народами. В скобках указаны даты, когда данное слово впервые появляется в письменных источниках, которые сохранились до наших дней.

Народы

Слова, заимствованные русским языком

финны

Мойва (1550 г.), хижи (мелколесье)

саамы

Морж (1526 г.), тундра (1631 г.)

карелы

Пурга, нодья (лесной костер)

коми

Нарта (1526 г.), пимы (валенки)

(Народы России: энциклопедия, М.,1994,с.125)
Документ № 3

Контакты финноугорских народов со славянами.

«Основу экономики вепсов издревле составляло земледелие (с пережитками подсечной системы), главными орудиями которого служили топор (кирвез), соха (адр), борона-суковатка (ягез), зубчатый серп (сирп), цеп для молочения зерна (чеп)». (Народы России: энциклопедия, М., 1994, с.125)
Документ №4

Контакты славян с балтийскими народами (балты). Балты- это литовцы, латыши. А также ныне существующие пруссы, ятвяги. От балтийских народов к славянам пришли названия:

Русское слово

Народ

Литовское слово

дёготь-темная густая жидкость из древесины

белорусы, поляки, русские, украинцы,словаки

Лит: дегугцас, дегти-«гореть»

толока – работа общиной
за угощение, взаимопомощь

белорусы, поляки, русские,
украинцы

Лит: тэлкти - «набирать, нанимать»

янтарь - окаменевшая
древесная смола желтого цвета

белорусы, сербы, русские, украинцы, хорваты

Лит: гинтарас

баланда – жидкое кушанье
(чаще плохое)

белорусы, русские,
украинцы

Лит: баланда «лебеда»

кувшин – глиняный сосуд,
с ручкой, носиком

белорусы, русские

Лит: каушинас

Возможно, от балтийских народов нам достались слова: зубр – самбрис (на ятвяжском), рука – ранка (на литовском), десять – дэшимтас (на литовском), жив – гивас (на литовском), озеро – эжэрас (на литовском).

Документ № 5
Геродот о народах Северного Причерноморья

«Восточнее скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут… За рекой Герой идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таври (Крымский полуостров), а на восток- до рва, выкопанного потомками слепых рабов (на Керченском полуострове)»

В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс».
Вопросы к документу:

- Назовите народы, перечисленные в документе?

Учитель: Эти народы проживали на территории от Балтийского моря до Уральских гор.
- О каких контактах с финноугорскими племенами мы можем узнать из документов?

- Чем они занимались?

- Почему эти слова поздно попали в письменные источники?
Самостоятельная работа с самопроверкой . Задайте вопросы своему соседу по парте по изучаемой теме.
Кто такие славяне?

Почему восточные?

Кто были предками славян?

Какую территорию занимали?

Перечисли занятия?

Кто управлял ими?

В кого верили?
Заполнение таблицы на сравнение племен:

1.Территория

2.Занятия

3.Верования

4.Управления


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).




Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания



Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.