Файл: Разработка урока География По теме Горные породы, минералы и полезные ископаемые.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Учебный проект: Разработка урока:
«География»
По теме:
«Горные породы, минералы и полезные ископаемые»
Исполнитель:
Архипов Эдуард Игоревич
Москва, 2023 год
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | география |
Класс | 5 класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников « Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина- М: Просвещение, 2011. |
Тема учебного занятия | Литосфера |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Горные породы, минералы и полезные ископаемые |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | № 2 в теме « Литосфера- твердая оболочка Земли» |
Учебная задача
| Открыть способ описания горных пород и разработать критерии их классификации. Вовлечь учащихся в образовательную коммуникативную . деятельность по обсуждению характеристик различных видов горных пород. Создать условия для организации дискуссии по свойствам горных пород. Вовлечь уч-ся в рефлексивно-оценочную деятельность. Овладеть теоретическими знаниями в области литосферы, горных пород. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | |||||||
| Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») | | |||
| Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся формулировать основные понятия по теме горные породы, литосфера. | Обучающиеся получат возможность научиться различать горные породы по составу. , свойствам и происхождению или научиться устанавливать причинно-следственные связи между происхождением и свойствами горных пород. …. | | |||
| Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся откроют (овладеют, получат и т.п.) способ работать в группах по видам горных пород. Овладеют умением выделять основные признаки горных пород. | Обучающиеся получат возможность составлять таблицу свойств горных пород в практической работе.…. | | |||
| Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся осознают ценность горных пород для человека, сформируют представление о значимости полезных ископаемых в жизни человека и необходимости их рационального использования. | Обучающиеся получат возможность для формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознания необходимости сохранения горных пород и минералов и рационального их использования. | | |||
| Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт работы с учебником, в парах, составлению таблиц.…….; - знают понятия литосфера, минералы, горные породы, мантия, магма, земная кора, внутренние и внешние силы Земли- могут определять элементы внутреннего строения Земли…….; - могут сравнивать различные образцы горных пород по внешним свойствам , ; - могут оценивать работу в группах . | | | ||||
| Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | | ||
| тестирование | | | | |||
| Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | | | | |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | ||||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы | | |
: базовый учебник География 5-6 «Полярная Звезда» Алексеев А.И., Николина В.В., и др.,Тренажер 5 | | | | | ||
Техническое обеспечение | -необходимое оборудование: настенная карта физическая карта мира, коллекция горных пород и минералов, презентация. -техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран | |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. Ребята, мы продолжаем изучать Особенности строения Земли. Давайте вспомним: -Что такое литосфера? -Что называется внутренними си Лами Земли? -Какие процессы происходят под воздействием внешних сил? Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их. -Подумайте, почему земная кора сложена разными горными породами? | Учащиеся приветствуют учителя. Контролируют готовность к уроку. Настраиваются на работу. Отвечают на поставленные вопросы Предлагают свои варианты ответов, вступают в диалог, проговаривают и осознают цели урока |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | |||
1.3. Создание проблемной ситуации | |||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока- «Горные породы, минералы и полезные ископаемые» Теперь с помощью учебника выясним, что называют горными породами и минералами. - Как вы думаете, ребята, почему породы названы горными? -Где еще можно встретить горные породы? - Сколько минералов может входить в состав горных пород? - Чтобы более точно ответить на эти вопросы, обратитесь к тексту учебника стр.71 Ребята, сейчас вы будете в роли геологов, которые открыли большие залежи горных пород и полезных ископаемых. Сейчас каждая группа получит коллекцию горных пород и минералов и выполнит практическую работу. Организует деятельность по применению новых знаний. Объясняет алгоритм выполнения практической работы. Учитель задает вопрос: - какие горные породы образовались на поверхности Земли и почему? - какие образовались в земной коре - какие горные породы появились из магмы? - какие процессы действуют на них на Земле ? (Ответы пишутся на интерактивной доске ) Учитель подводит к выводу: все горные породы делятся на группы, в зависимости от того, где они образовались. Учитель формулирует задания для учеников, корректирует их работу: - выберите и рассмотрите горные породы и минералы вашей группы Заполните с помощью учебника таблицу Демонстрирует слйды с образцами горных пород Формулирует вопросы и корректирует ответы: - на какие три группы делят все горные пород -какими свойствами обладают горные породы вашей группы -на ваш взгляд, в чем еще их отличия - А кто из вас знает, как человек использует горные породы и минералы в своей хоз. Деятельности? Обратимся к тексту учебника на стр. 72-73. Запишите в тетрадь что называют полезными ископаемыми, месторождением полезных ископаемых и какие бывают полезные ископаемые. Выполните задание № 8 на стр. 73 учебника. Сделаем вывод.: Почти все горные породы человек использует в хозяйственной деятельности. Добывая их, человек должен помнить:1-полезные ископаемые исчерпаемы- их нужно бережно использовать.2- после добычи полезных ископаемых в природе все нужно привести в порядок- засыпать шахты, карьеры. Учитель подводит итог, загадывая загадки. Ребята должны определить какие горные породы можно отнести к осадочным, магматическим и метаморфическим. -Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги, а сделать миску или вазу- она понадобится сразу. - Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? - Кто сперва в воде родится, а потом воды боится? -Белый как сахар, но не сладкий, пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься -Росли на болоте растения- стали топливом и удобрением | Учащиеся проговаривают тему урока, работают с текстом учебника на стр. 71, выясняют: что такое минералы, горные породы, записывают тему урока и определения в тетрадь. Учащиеся читают текст, предлагают ответы на заданные вопросы. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Общее- это горные породы, а различие- в их происхождении. Работают в группе, совещаясь, заполняют таблицу. Предлагают свои варианты ответов: Излились из вулканов , разрушились водой, ветром. Просматривают, сравнивают горные породы, предложенные для работы Выполняют практикум при помощи учебника, образование горных пород по группам:
Рассуждения учеников, выявление причинно-следственных связей. Формулируют ответ, применяя знания. Выполняют задание № 8 на стр. 73, формулируют выводы и записывают их в тетрадь Ребята отгадывают загадки, обобщают и закрепляют полученные знания. Выполняют тестовые задания самостоятельно, оценивают себя по данным критериям. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | |||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | |||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | |||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Учитель задаёт вопросы: О чем мы говорили на уроке? Все ли было понятно на уроке? Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно? Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке? С каким настроением вы уходите с урока? За урок все учащиеся получают по 1 оценке за характеристику горной породы в практической работе, некоторые дополнительно за ответы и за загадки. Учитель задает домашнее задание: Составить синквейн о любой горной породе Найти в любых источниках информацию о полезных ископаемы нижегородской области. | Отвечают на вопросы в тетрадях Ребята записывают дом. Задание в тетрадь. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
Список литературы:
1.Под редакцией Н.В. Бордовской «Современные образовательные технологии», издательство «Кнорус», М. 2013 год
2.В.П.Бондарев «Геология» практикум Москва «Форум –Инфа -М», 2002год
3.Н.И.Корнилов «Ювелирные камни» М. «Недра»,2007год
4.И.В.Никишина «Инновационные педагогические технологии», издательство «Учитель»,2008 год
5.М.М.Поташник «Требования к современному уроку», Центр педагогического образования, М 2011год