Файл: Разработка урока География По теме Горные породы, минералы и полезные ископаемые.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Учебный проект: Разработка урока:
«География»
По теме:
«Горные породы, минералы и полезные ископаемые»
Исполнитель:

Архипов Эдуард Игоревич
Москва, 2023 год

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

география

Класс

5 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников « Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина- М: Просвещение, 2011.

Тема учебного занятия

Литосфера


Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

2 в теме « Литосфера- твердая оболочка Земли»

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Открыть способ описания горных пород и разработать критерии их классификации.

Вовлечь учащихся в образовательную коммуникативную . деятельность по обсуждению характеристик различных видов горных пород. Создать условия для организации дискуссии по свойствам горных пород. Вовлечь уч-ся в рефлексивно-оценочную деятельность.

Овладеть теоретическими знаниями в области литосферы, горных пород.



Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты




Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)







Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся формулировать основные понятия по теме горные породы, литосфера.

Обучающиеся получат возможность научиться различать горные породы по составу. , свойствам и происхождению или научиться устанавливать причинно-следственные связи между происхождением и свойствами горных пород. ….







Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся откроют (овладеют, получат и т.п.) способ работать в группах по видам горных пород.

Овладеют умением выделять основные признаки горных пород.

Обучающиеся получат возможность составлять таблицу свойств горных пород в практической работе.….







Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся осознают ценность горных пород для человека, сформируют представление о значимости полезных ископаемых в жизни человека и необходимости их рационального использования.


Обучающиеся получат возможность для формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознания необходимости сохранения горных пород и минералов и рационального их использования.







Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт работы с учебником, в парах, составлению таблиц.…….;

- знают понятия литосфера, минералы, горные породы, мантия, магма, земная кора, внутренние и внешние силы Земли- могут определять элементы внутреннего строения Земли…….;

- могут сравнивать различные образцы горных пород по внешним свойствам ,

;

- могут оценивать работу в группах .










Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат







тестирование













Комментарии учителя к учебному занятию или уроку















Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы




: базовый учебник География 5-6 «Полярная Звезда» Алексеев А.И., Николина В.В., и др.,Тренажер 5














Техническое обеспечение

-необходимое оборудование: настенная карта физическая карта мира, коллекция горных пород и минералов, презентация.

-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран








Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Учитель приветствует учащихся,

проверяет готовность учащихся к

уроку.
Ребята, мы продолжаем изучать

Особенности строения Земли.

Давайте вспомним:

-Что такое литосфера?

-Что называется внутренними си

Лами Земли?

-Какие процессы происходят под воздействием внешних сил?
Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

-Подумайте, почему земная кора сложена разными горными породами?


Учащиеся приветствуют учителя.

Контролируют готовность к уроку. Настраиваются на работу.
Отвечают на поставленные вопросы

Предлагают свои варианты ответов, вступают в диалог, проговаривают и осознают цели урока



1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

1.3. Создание проблемной ситуации



2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Правильно, тема нашего урока- «Горные породы, минералы и полезные ископаемые» Теперь с помощью учебника выясним, что называют горными породами и минералами.
- Как вы думаете, ребята, почему породы названы горными?

-Где еще можно встретить горные породы?

- Сколько минералов может входить в состав горных пород?

- Чтобы более точно ответить на эти вопросы, обратитесь к тексту учебника стр.71
Ребята, сейчас вы будете в роли геологов, которые открыли большие залежи горных пород и полезных ископаемых.

Сейчас каждая группа получит коллекцию горных пород и минералов и выполнит практическую работу.

Организует деятельность по применению новых знаний. Объясняет алгоритм выполнения практической работы.

Учитель задает вопрос:

- какие горные породы образовались на поверхности Земли и почему?

- какие образовались в земной коре

- какие горные породы появились из магмы?

- какие процессы действуют на них на Земле ?
(Ответы пишутся на интерактивной доске )

Учитель подводит к выводу: все горные породы делятся на группы, в зависимости от того, где они образовались.

Учитель формулирует задания для учеников, корректирует их работу:

- выберите и рассмотрите горные породы и минералы вашей группы

Заполните с помощью учебника таблицу

Демонстрирует слйды с образцами горных пород

Формулирует вопросы и корректирует ответы:

- на какие три группы делят все горные пород

-какими свойствами обладают горные породы вашей группы

-на ваш взгляд, в чем еще их отличия
- А кто из вас знает, как человек использует горные породы и минералы в своей хоз. Деятельности?

Обратимся к тексту учебника на стр. 72-73. Запишите в тетрадь что называют полезными ископаемыми, месторождением полезных ископаемых и какие бывают полезные ископаемые.

Выполните задание № 8 на стр. 73 учебника. Сделаем вывод.:

Почти все горные породы человек использует в хозяйственной деятельности.

Добывая их, человек должен помнить:1-полезные ископаемые исчерпаемы- их нужно бережно использовать.2- после добычи полезных ископаемых в природе все нужно привести в порядок- засыпать

шахты, карьеры.
Учитель подводит итог, загадывая загадки. Ребята должны определить какие горные породы можно отнести к осадочным, магматическим и метаморфическим.

-Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги, а сделать миску или вазу- она понадобится сразу.

- Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?

- Кто сперва в воде родится, а потом воды боится?

-Белый как сахар, но не сладкий, пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься

-Росли на болоте растения- стали топливом и удобрением


Учащиеся проговаривают тему урока, работают с текстом учебника на стр. 71, выясняют: что такое минералы, горные породы, записывают тему урока и определения в тетрадь.
Учащиеся читают текст, предлагают ответы на заданные вопросы.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Общее- это горные породы, а различие- в их происхождении. Работают в группе, совещаясь, заполняют таблицу.

Предлагают свои варианты ответов:

Излились из вулканов , разрушились водой, ветром.

Просматривают, сравнивают горные

породы, предложенные для работы


Выполняют практикум при помощи учебника, образование горных пород по группам:

  1. Магматические

  2. Метаморфические

  3. осадочные



Рассуждения учеников, выявление причинно-следственных связей. Формулируют ответ, применяя знания.

Выполняют задание № 8 на стр. 73, формулируют выводы и записывают их в тетрадь

Ребята отгадывают загадки, обобщают и закрепляют полученные знания.

Выполняют тестовые задания самостоятельно, оценивают себя по данным критериям.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации



2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий


Учитель задаёт вопросы:
О чем мы говорили на уроке?

Все ли было понятно на уроке?

Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке?

С каким настроением вы уходите с урока?
За урок все учащиеся получают по 1 оценке за характеристику горной породы в практической работе, некоторые дополнительно за ответы и за загадки.
Учитель задает домашнее задание:
Составить синквейн о любой горной породе

Найти в любых источниках информацию о полезных ископаемы нижегородской области.


Отвечают на вопросы в тетрадях

Ребята записывают дом. Задание в тетрадь.



3.2. Ситуация оценки образовательных результатов



Список литературы:

1.Под редакцией Н.В. Бордовской «Современные образовательные технологии», издательство «Кнорус», М. 2013 год

2.В.П.Бондарев «Геология» практикум Москва «Форум –Инфа -М», 2002год

3.Н.И.Корнилов «Ювелирные камни» М. «Недра»,2007год

4.И.В.Никишина «Инновационные педагогические технологии», издательство «Учитель»,2008 год

5.М.М.Поташник «Требования к современному уроку», Центр педагогического образования, М 2011год