Файл: Занятие для обучающихся 12 классов по теме традиции моей семьи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Сценарий занятия
ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
1-2 классы.
Традиции моей семьи
26 сентября 2022 г.

2
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ»
Цель занятия: воспитывать у обучающихся первых-вторых классов уважение к семейным ценностям, понимание необходимости выстраивать взаимоотношения с представителями старшего поколения на основе любви, доверия, уважения друг к другу и взаимопомощи.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, дружба, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи.
Планируемые результаты:
Личностные: расширить первоначальные представления о семье и ее ценностях, укрепляя связи между поколениями; стимулировать творческую активность; пробудить желание использовать самостоятельное чтение для развития и самообразования.
Предметные: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимать необходимость уделять внимание всем членам семьи и оказывать взаимопомощь; расширять представления о том, что доброе слово способно воспитывать и помогать в любых ситуациях.
Метапредметные: воспринимать символику, понимать ее смысл и назначение; анализировать текстовую и видео информацию в соответствии с учебной задачей; формулировать суждения, выражать эмоции; аргументированно высказывать свое мнение; проявлять в процессе обсуждения готовность решать учебные задачи творческого и поискового характера,
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, мультимедийной презентации; включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом, игру.

3
Комплект материалов:

сценарий,

методические рекомендации,

видеоролик,

комплекты фотографий
«Сервизы»,
«Обложки книг»
(прилагаются),

комплект интерактивных заданий.
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная
Вступление. Учитель говорит о традициях семьи, уважении к старшему поколению. Рассказ о празднике – Международном дне пожилых людей.
Показ видеоролика.
Часть 2. Основное содержание
Беседы, работа с интерактивными заданиями.
Часть 3. Заключение
Рефлексия по поводу материала занятия. Выводы о том, почему нужно уважать старших, в чем проявляется наше уважение.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (5 минут)
Учитель начинает занятие, поясняя его тему: «Традиции моей семьи». В свободной форме проводится краткая беседа с детьми о том, что такое семейные традиции.
Демонстрация видео (дикторский текст)
1 октября отмечается известный во всём мире Международный день пожилых людей.
Главная цель этого праздника – обратить наше внимание на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста.
Для наших бабушек и дедушек очень важно, чтобы молодое поколение с уважением относилось к этому празднику. Именно добрые и мудрые советы пожилых людей, наших бабушек и дедушек мы будем помнить всю жизнь.


4
Наравне с другими праздниками, у Международного дня пожилых людей в нашей стране есть свой символ. Он представляет собой раскрытую ладонь – символ доброты, уважения и помощи, а сердце человека на протянутой ладони олицетворяет доверие, готовность прийти на помощь и уважение к старшему поколению.
В нашей стране существуют славные традиции празднования семейных праздников – День матери, День отца, День братьев и сестер, и среди них есть особый праздник – День бабушек и дедушек, его отмечают 28 октября.
Выбрана эта дата неслучайно: в конце октября у древних славян отмечались «Осенние ДЕДЫ» — праздник, призванный укрепить связь с предками и объединить все поколения.
Традиционно в этот день принято дарить кашпо с живыми цветами.
Дарите бабушкам и дедушкам свою любовь каждый день!
Часть 2. Основная: (20 минут)
Учитель: В эти осенние праздничные дни мы постараемся поздравить наших пожилых родственников, наших бабушек и дедушек, и неважно, каким будет наш подарок. Это может быть букет из цветов или добрые стихи, композиция из листьев или рисунок, может быть, кто-то вместе с мамой испечет любимое печенье или пирог, главное - быть рядом с нашими родными и близкими.
Интерактивное задание №1 (установление соответствия)
На экран выводятся слова «семья», «дедушка», «бабушка» и стихи.
Нужно установить правильное соответствие.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная_________________
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша _________________
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,

5
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый _______________
Беседа: Как же здорово, когда в семье есть мудрые, добрые, всегда готовые нам помочь бабушки и дедушки! Почти в каждой семье есть свои особые семейные традиции. Некоторые из них передаются из поколения в поколение; есть те, которые появились недавно. Кто из вас сегодня узнал о
Международном дне пожилых людей впервые? Ответы учащихся…… А кто из вас знал, что есть праздник День бабушек и дедушек? Ответы
учащихся……
Давайте вспомним, когда празднуются эти даты?
Примерные ответы: «В октябре», «1 октября», «28 октября»
Учитель: Давайте запомним эти даты: 1 октября – Международный день пожилых людей;
28 октября – День бабушек и дедушек. Пусть эти праздники станут доброй традицией в ваших семьях. И тогда счастье от общения с самыми близкими наполнит сердца людей всех поколений. А когда вы станете взрослыми, вы поймете, что они всегда хотели, чтобы вы не делали ошибок в жизни, чтобы вы были счастливы. Вот послушайте некоторые высказывания о бабушках:
«Мне все равно, что вы обо мне думаете, зато моя бабушка говорит, что я солнышко».
«Мы слишком поздно понимаем те слова, которые нам говорили бабушки!»
«В сердце бабушки цветет сад любви».
Неслучайно в пословицах и поговорках, пришедших к нам из прошлого, раскрывается глубокий смысл жизненных ценностей, они рассказывают о доброте семейных отношений, об уважении между всеми членами семьи и о большом жизненном опыте наших бабушек и дедушек, полном житейской мудрости.
Интерактивное задание №2
Задание: нужно разделить пословицы на три группы: 1) о бабушках, 2)
о дедушках, 3) о пожилых людях.
На экране появляются пословицы, а ученики с помощью учителя
распределяют их по трем группам.


6
Дедушка есть отец, учитель и друг.
Молодость плечами крепка, а старость - головою.
Без старых не проживешь.
У кого есть дед, у того и обед.
Нет милее дружка, чем родная бабушка.
При солнышке тепло, а при бабушке добро.
Дед – это человек с серебром в волосах и золотом в сердце.
Учитель: Многому можно научиться у нашего старшего поколения, о многом можно узнать. Сядьте поудобнее и послушайте рассказ Василия
Александровича Сухомлинского «Для чего говорят спасибо?».
Дремучим лесом шли двое путников. Дедушка и мальчик. Было жарко, хотелось пить. Наконец-то они пришли к роднику. Тихо журчала холодная вода. Путешественники наклонились, напились.
Дедушка сказал:
- Спасибо тебе, родничок.
Мальчик усмехнулся.
- Чего ты смеешься, мальчик? – спросил дедушка.
-Зачем вы, дедушка, сказали роднику спасибо? Он же не живой: не узнает о вашей благодарности, не услышит ваших слов.
- Это так. Если бы воды напился волк, он бы мог и не благодарить. Мы же не волки, а люди. Понимаешь, зачем человек говорит спасибо? А знаешь, кого это слово восхваляет, возносит, возвеличивает?
Мальчик задумался. Он еще никогда не думал над этой мудрой истиной.
Сейчас настало время подумать: дорога через лес еще долгая.
Беседа: Давайте подумаем, почему дедушка сказал мальчику: «
Если бы воды напился волк, он бы мог и не благодарить».
Должен ли человек быть благодарным всему, что его окружает?
Должен ли человек благодарить природу за ее щедрые дары?
Может быть, слова благодарности мы должны произносить всегда и для себя, а не затем, чтобы нас кто-то услышал?
Рассуждения и ответы на вопросы должны подвести учащихся к осознанию того, что мы порой забываем говорить спасибо за самые простые вещи, что человек должен быть благодарен не только другим людям, но и окружающей природе, потому что без природы и человека не будет.
Неслучайно народная мудрость гласит: «Одно спасибо спасет от тысячи бед».

7
Слова дедушки заставили мальчика надолго задуматься, над простой, казалось бы, истиной.
А порой стоит только вспомнить советы или рассказы бабушки, чтобы справиться с той или иной задачей.
Задание для учащихся
Учитель читает историю о девочке Миле и ее бабушке, а на экране появляются картинки трех сервизов (столовый, чайный и кофейный)
(прилагаются).
Задание: Помогите Миле найти чайный сервиз, отметив его знаком ˅.
Обоснуйте свой выбор.
Вечером в субботу бабушка попросила Милу помочь ей накрыть стол к чаю.
– Мила, сегодня у нас будут гости. Принеси, пожалуйста, из серванта чайный сервиз, – попросила она. Мила подошла к серванту и задумалась – там стояло много красивой посуды.
– Какой же из сервизов чайный? – подумала девочка и вспомнила недавний разговор с бабушкой. – В кофейном сервизе чашки должны быть маленькими, а в столовом есть супница и глубокие тарелки. И Мила смело достала чайный сервиз.


8
Часть 3. Заключение (5 минуты)
Беседа: О каких праздниках октября мы сегодня узнали?
Ответы учащихся: «Международный день пожилых людей», «День бабушек и дедушек».
Почему эти праздники важны для нас?
Ответы учащихся: «Это семейные праздники», «Это праздники наших
родных и близких»
Какую мудрую истину узнал мальчик от дедушки из рассказа В.А.
Сухомлинского
«Для чего говорят спасибо?»
Ответы учащихся: «Спасибо говорят всем», «Благодарность нужна
всем и даже ручью», «Спасибо может беду отвести».
Какие подарки можно приготовить к празднику «День бабушек и дедушек»?
Ответы учащихся: «Цветы», «Стихи», «Испечь печенье или пирог»
Творческое задание:Расскажите дома своим родителям об осенних праздниках; подумайте вместе, какие подарки можно приготовить бабушкам и дедушкам. Попросите бабушку или дедушку показать старый альбом с фотографиями. Помогите бабушке накрыть стол к праздничному чаепитию, а вечером можно почитать хорошую книгу всей семье. Например, рассказ
Валентины Осеевой «Волшебное слово», стихи из книги Алексея Шевченко
«Любимый дедушка», книгу Алексей Шевченко «Сказки бабушки Ксении»,
стихи Агнии Барто «Было у бабушки сорок внучат», рассказ Михаила
Пришвина «Дедушкин валенок», книгу Николая Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Но самое важное – подарите своим бабушкам и дедушкам внимание и свою любовь.