Файл: Министерсто науки и высшего образования республики казахстан.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Некоммерческое акционерное общество

«Южно-Казахстанский университет им.М.Ауэзова»
Ф. 7.03-06
МИНИСТЕРСТО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Факультет «Архитектура, строительство и транспорт»

Кафедра «Политология»

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

«Архитектура, строительство и транспорт»

_______ Иманалиев К.Е.

«_____»_______202 г
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (Syllabus)

по дисциплине «Социология и политология» (SP 2107)
Шифр специальности / ОП : 6B07310 – Архитектура

6В07320 – Строительство

Курс: 2, Семестр: 4

Количество кредитов 4

Всего часов 120 часов

Контактные: 60 часов

- лекции 15 часов

- практические (семинарские) занятия 30 часов

- СРОП 15 часов

СРО: 60 часов

- текущая: 50 часов

- промежуточная: 10 часов

Рубежный контроль: 7 и 15 недели

Экзамен 4 семестр


Ваш преподаватель:

Сарсенбеков Жандос Абуталипович – старший преподаватель, область научной деятельности – Теория политики, Имиджелогия, Молодежная политика.

Кабинет: корпус № 7, каб 322

График СРСП: по графику

Е-mail: Zhandos_S@inbox.ru

Ш ымкент, 2023

Рабочая учебная программа дисциплины (Syllabus) рассмотрена на заседании кафедры «Политология»,

Протокол № 6 от «27» января 2023 г.
Заведующий кафедрой Мажинбеков С.А.


Выписка из ОП 6B07310 – Архитектура, 6В07320- Строительство

Наименование модуля

Цикл

ООД/БД/ПД

Компонент

ОК/ВК/КВ

Наименование дисциплины

Краткое описание дисциплины

РО ОП

Модуль социально-политических знаний

ООД

ОК

Социология и политология

Раскрывает теорию социологии, социальной структуры и стратификации общества. Объясняет роль и место политики в обществе. Анализирует основные этапы становления и развития политической науки, в т.ч. молодежной политики. Раскрывает сущность государства, выявляет соотношение государства и гражданского общества. Развивает навыки социологического исследования и анализа социально-политической информации.

РО1, РО11




Взаимосвязь РО ОП с РО дисциплины

РО по ОП

РОД по дисциплине

РО1 Свободно коммуницировать в профессиональной среде и социуме на казахском, русском и английском языках.

РО1 объяснять и интерпретировать предметное знание (понятия, идеи, теории);

РО 4 анализировать различные ситуации в разных сферах коммуникации с позиций соотнесенности с системой ценностей, общественными, культурными, и этическими нормами казахстанского общества;

РО 8 осуществлять исследовательскую проектную деятельность в разных сферах коммуникации, генерировать общественно ценное знание, презентовать его;

РО11 Эффективно работать индивидуально и как член команды, корректировать свои действия, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

РО 2 аргументированно и обоснованно представлять информацию о различных этапах развития казахского общества, политических программ, социальных и межличностных отношений;

РО 3 анализировать особенности социальных и политических институтов в контексте их роли в модернизации казахстанского общества;

РО9 корректно выражать и аргументированно отстаивать собственное мнение по вопросам, имеющим социальную значимость.


Согласовано

Руководитель ОП Усипбаев У.А.
Цель изучения дисциплины - сформировать у студентов основные научные знания о предмете и методах политологии и социологии, эволюции политической и социологической мысли, закономерностях политической жизни, методах и практическом использовании социологических исследований, основных отраслевых социологических теориях и их применении, выработать у них научный подход к оценке тех или иных политических событий и явлений, нормы политического и социологического мышления и поведения; вооружить знаниями, необходимыми для творческого решения своих профессиональных проблем.

Задачи изучения дисциплины: - ознакомление с основными политологическими и социологическими понятиями, концепциями, теориями с целью исследования политических и социальных процессов;

- сформировать научные представления о принципах, основных категориях политологии и социологии, их проблемах и ценностях;



-освоение прикладных методов и организации социологического исследования;

-сформировать умения анализировать особенности развития политических и социальных процессов в Республике Казахстан и в мире.

Пререквизиты: «История Казахстана», «Культурология и психология».

Постреквизиты: «Философия», «Актуальные проблемы и модернизация общественного сознания»
Формируемые результаты обучения по дисциплине :

Дескрипторы 6уровня согласно ГОСО

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (РО(д))

демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, основанные на передовых знаниях в изучаемой области

РО1

применять знания и понимания на профессиональном уровне, формулировать аргументы и решать проблемы изучаемой области

РО9

осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений;

РО2

применять теоретические и практические знания для решения учебно-практических и профессиональных задач в изучаемой области

РО3

навыки обучения, необходимые для самостоятельного продолжения дальнейшего обучения в изучаемой области




знать методы научных исследований и академического письма и применять их в изучаемой области

РО8

применять знания и понимание фактов, явлений, теорий и сложных зависимостей между ними в изучаемой области;

РО5

понимать значение принципов и культуры академической честности





1. Тематический план курса

Недели

Наименование тем,

их основное содержание

Ресурсы и источники

форма проведения занятия

Основная и допол

Модуль 1. Статус социологии в системе социального знания

1 неделя

30 января-3февраля

Тема 1. Социология в понимании социального мира. Политология как наука и учебная дисциплина.

  1. Приглашение в социологию.

  2. Социологическое воображение.

  3. Место политической науки в системе современного знания, становление и развитие политологии, ее основные категории, предмет и объект политологии.

  4. Основные парадигмы и школы политологии.

обзорная



ОЛ1 с.7-15, ОЛ 2 с.13-16, ОЛ 3 с.7-38, ОЛ 8 с.5-21, ДЛ 5 с.7-13, МЛ 1, 15

Тема 1 семинарского занятия: Социология: введение в науку и концептуализацию понятий

Тема 2 семинарского занятия: Политология в системе профессиональной подготовки специалиста

Семинар- дискуссия

Семинар-исследование

ДЛ 3 с.7-10, ДЛ 7 с.8-13

2 неделя

6-10 фефраля

Тема 2. Введение в теории социологии

Социологические исследования

  1. Развитие отдельных школ и направлений (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер).

  2. Исследовательский вопрос.

  3. Гипотезы.

  4. Выборка.

Лекция- конференция



ОЛ1 с. 15-22 ДЛ 5 с. 13-38 МЛ 2, 15

Тема 3 семинарского занятия: Анализ этапов развития социологических теорий

Тема 4 семинарского занятия: Организация и проведение социологического исследования

Ролевая игра

Семинар-исследование

ДЛ 3 с.10-14


3 неделя

13-17 февраля

Тема 3. Религия, культура и общество

Социология этничности и нация

  1. Религия: основные понятия.

  2. Элементы культуры

  3. Социально-этнические общности

  4. Ассамблея народа Казахстана.

Лекция-беседа

ОЛ1 с. 22-32 73-82 ОЛ 8 с.246-279

ДЛ 5 с.38-49 МЛ 3, 15

Тема 5 семинарского занятия: Феномен религии: культурная и социологическая перспектива

Тема 6 семинарского занятия: Этнические группы в обществе: социологические исследования

Семинар-дискуссия

Семинар-исследование

ДЛ 3 с. 14-17


4 неделя

20-24 февраля

Тема 4. Социальная структура и стратификация общества. Образование и социальное неравенство

  1. Системы стратификации и дифференциация.

  2. Социальная мобильность.

  3. Функции формального образования.

  4. Образование: социальный класс, пол и этнические различия.

Информационная лекция

ОЛ1 с. 32-43 ДЛ 5 с. 67-73,120-126 МЛ 4, 15

Тема 7 семинарского занятия: Оценка равенства и неравенства в современном обществе

Тема 8 семинарского занятия: Образование в социологическом дискурсе

Круглый стол

Семинар- дискуссия

ДЛ 3 с. 17-21


5 неделя

27февраля-3 марта

Тема 5. Социализация и идентичность

Девиация, преступность и социальный контроль

  1. Первичная социализация.

  2. Вторичная социализация.

  3. Роли и статусы.

  4. Краткий обзор теоретических подходов к девиации (социологический, биологический, психологический, экономический и культурологический).

Проблемная

лекция

ОЛ1 с. 43-54 ДЛ 5 с. 98-109 МЛ 5, 15

Тема 9 семинарского занятия: Социализация в течение жизни: институты и процессы.

Тема 10 семинарского занятия: Социологические конструкты девиантности и преступности

Анализ конкретных ситуаций

Деловая игра

ДЛ 3 с. 21-25


6 неделя

6-10марта

Тема 6. Семья и современность. Здоровье и медицина

  1. Типология семьи.

  2. Брак и родство.

  3. Альтернативные формы брака и семьи.

  4. Социологический подход к изучению здоровья и медицины.

Информационная лекция

ОЛ1 с.54-60 ДЛ 5 с.82-91

МЛ 6, 15

Тема 11 семинарского занятия: Семья: типология, функции, перспективы

Тема 12 семинарского занятия: 12. Социальная эпидемиология физического здоровья

Ролевая игра
Круглый стол


ДЛ 3 с. 25-30


7 неделя

13-17 марта

Тема 7. Экономика, глобализация и труд Население, урбанизация и общественные движения

  1. Экономическое развитие в исторической перспективе.

  2. Рынок труда и структура занятости.

  3. Глобальная урбанизация.

  4. Источники и типы общественных движений.

Лекция-беседа

ОЛ1 с. 60-67 ДЛ 5 с.-120 МЛ 7, 15

Тема 13 семинарского занятия: Глобальная экономика и разделение труда: социологический анализ

Тема 14 семинарского занятия: Общественные движения, протест и мышление людей: современное состояние

Семинар-исследование

Выполнение прак.заданий

ДЛ 3 с. 30-33


Модуль 2. Политика в структуре общественной жизни

8 неделя 20-24 марта

Тема 8. Масс-медиа, технологии и общество. Социальное изменение: новейшие социологические дискуссии

  1. Функции масс-медиа.

  2. Виды масс-медиа.

  3. Социальное изменение.

  4. Основные составляющие социальных изменений.

Лекция-беседа

ОЛ1с.67-76, МЛ 15


Тема 15 семинарского занятия: Цифровые технологии и социальное взаимодействие

Тема 16 семинарского занятия: Изменения и понимание социального мира: социологические дискуссии.

Семинар докладчик и оппонент

Семинар-дискуссия

ДЛ 3 с. 33-38


9 неделя

27-31 марта

Тема 9. Основные этапы становления и развития политической науки. Политика в системе общественной жизни

  1. Периодизация истории становления и развития политической мысли.

  2. Генезис политических идей в истории человеческой цивилизации.

  3. Понятие политики.

  4. Структура политики и ее классификация.

Лекция-визуализация

ОЛ1 с. 76-84 ОЛ 2 с.16-28

ОЛ 3 с.38-170 ОЛ 8 с. 21-47 МЛ 8, 15

Тема 17 семинарского занятия: История развития политической мысли

Тема 18 семинарского занятия: Природа политики: форма, содержание, процесс

Ролевая игра

Образовательная игра

ДЛ 3 с.38-41 ДЛ 7 с.13-18


10 неделя

3-7 апреля

Тема 10 Политическая власть: сущность и механизм осуществления. Политическое развитие и модернизация

  1. Формы и методы осуществления власти.

  2. Политическая и государственная власть.

  3. Легитимность политической власти и ее источники.

  4. Политическая модернизация в Республике Казахстан.

Лекция-дискуссия

ОЛ1 с. 84-93 ОЛ 2 с. 28-32, 87-92 ОЛ 3 с. 170-193

ОЛ 5с. 197-225 ОЛ 8 с.47-70, 299-316 МЛ 9, 15

Тема 19 семинарского занятия: Институты политической власти Республики Казахстан

Тема 20 семинарского занятия: Стратегии и программы модернизации, обеспечивающие устойчивое развитие Республики Казахстан

Семинар- исследование

Круглый стол

ДЛ 3 с.41-45 ДЛ 7 с.18-22, 52-56

11неделя

10-14 апреля

Тема 11. Политическая система общества. Политические элиты и политическое лидерство

  1. Понятие политической элиты.

  2. Классификация политического лидерства.

  3. Функции политической системы.

  4. Основные теории политической системы (Т. Парсонс, Д. Истон, и т.д.)..

Информационная лекция

ОЛ1 с. 93-100 ОЛ 2 с. 32-37, 59-65 ОЛ 3 с. 193-220 ОЛ 4 с.7-155 ОЛ 8 с. 70-138

МЛ 10, 15

Тема 21 семинарского занятия: Правящая элита и политическое лидерство как социальные субъекты власти

Тема 22 семинарского занятия: Механизм функционирования политической системы

Семинар- исследование

Семинар- дискуссия

ДЛ 3 с. 45-49 ДЛ 7 с. 22-27

12неделя

17-21 апреля

Тема 12. Государство и гражданское общество. Политические режимы

  1. Государство как основной институт политической системы общества.

  2. Формы правления и государственного устройства.

  3. Авторитарный политический режим и его формы.

  4. Основные теории и модели демократии.

Проблемная лекция

ОЛ1 с. 100-110 ОЛ 2 с. 32-46 ОЛ 4 с. 156-270

ОЛ 5 с. 7-45 ОЛ 8 с. 139-172 МЛ 11, 15

Тема 23 семинарского занятия: Формирование правового государства и гражданского общества

Тема 24 семинарского занятия: Политические режимы современного мира и их связь с политической системой государства

Анализ конкретных ситуаций

Выполнение практических заданий

ДЛ 3 с. 49-54 ДЛ 7 с. 27-37


13неделя

24-28 апреля

Тема 13. Избирательные системы и выборы. Политические партии, партийные системы и общественно-политические движения

  1. Мажоритарная избирательная система, ее разновидности и модификации.

  2. Пропорциональная избирательная система, ее особенности в различных странах.

  3. Типология политических партий.

  4. Партийные системы, их классификация.

Информационная лекция

ОЛ1 с. 110-118 ОЛ 2 с. 52-59, 84-87 ОЛ 5 с. 45-108 ОЛ 8 с.173-195ДЛ 1 с. 129-145

МЛ 12, 15

Тема 25 семинарского занятия: Современные избирательные системы и их особенности

Тема 26 семинарского занятия: Политические партии и партийные системы, общественно-политические движения и организации: специфика функционирования

Семинар-деловая игра

Семинар-образо

вательная игра

ДЛ 3 с. 54-57 ДЛ 7 с. 37-42


14неделя

1-5 мая

Тема 14. Политическая культура и поведение. Политическое сознание и политическая идеология

  1. Критерии типологии политической культуры

  2. Особенности политических культур западного и восточного типов

  3. Сущность и назначение политической идеологии

  4. Основные политические идеологии современности: либерализм, консерватизм, марксистская традиция и международная социал-демократия

Проблемная лекция

ОЛ1 с. 118-126 ОЛ 2 с. 46-52, 65-74 ОЛ 5 с. 108-197 ОЛ 8 с.196-245 МЛ 13, 15

Тема 27 семинарского занятия: Политическая культура, политическое поведение и политическое участие.

Тема 28 семинарского занятия: Разработка новой модели сознания и мышления: основные стратегии и направления их реализации в Республике Казахстан

Семинар- исследование

Семинар- дискуссия


ДЛ 3 с. 57-61 ДЛ 7 с. 42-52


15неделя

6-12 мая

Тема 15. Политические конфликты и кризисы. Мировая политика и современные международные отношения

  1. Политические конфликты, их сущность, конструктивные и деструктивные функции.

  2. Виды и способы разрешения политических конфликтов.

  3. Казахстанская модель межэтнического согласия.

  4. Казахстан в системе современных международных отношений.

Обзорная лекция


ОЛ1 с. 126-134 ОЛ 2 с. 74-84 ОЛ 6 с. 7-127

ОЛ 8 с.280-299, 317-348 МЛ 14, 15

Тема 29 семинарского занятия: Сущность, виды и способы разрешения политических конфликтов и кризисов

Тема 30 семинарского занятия: Глобализация и глобальные вызовы современности

Семинар-диспут

Семинар-круглый стол

ДЛ 3 с. 61-66 ДЛ 7 с. 56-65




2.Формы проведения учебных занятий:

Лекции: в оффлайн - формате, в онлайн-формате, видео-лекции, тренинги, гостевые лекции, вебинары, видеоконференции, с использованием активных интерактивных методов обучения, дискуссии, МООК, разработанные ППС университета, ведущих вузов РК и зарубежных вузов;

Практические (семинарские) занятия: практико-ориентированный подход с разработкой стартапов, проектов, разбор практических ситуаций (case-study), выполнение виртуальных практических заданий, и др.

СРС: Задания могут включать в себя: составление конспектов лекций, решения задач, выполнение контрольных работ, написание глоссарий, эссе, рефератов, портфолио, подготовку презентаций и др. *Темы на СРС даны в методических указаниях по выполнению СРС.
3.1 Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях: опрос на лекциях, опрос и выступления на практ./семин. занятиях, презентация домашних заданий, допуск к выполнению;

3.2 Рубежный контроль - сдача коллоквиумов, проведение устного опроса, защита письменных работ, тестовых заданий и др. формы. (по усмотрению преподавателя);
4. 1 Требования преподавателя:

4.1.1 Студент обязан самостоятельно и своевременно выполнять задания, перечень и количество определяется кафедрой в соответствии с количеством кредитов по дисциплине.

4.1.2 Задания, сданные с нарушением дедлайна будут оценены ниже установленной оценки на 20%;

4.1.3 Посещение занятий строго по расписанию;

4.1.4 В случае отсутствия по болезни предоставить справку;

4.1.5. Пропущенные занятия студент отрабатывает по утвержденному на кафедре графику СРСП.

4.1.6 На онлайн-занятиях обязательно соблюдать дресс-код и речевой этикет);

4.1.7. В случае нарушения указанных требований, преподаватель удаляет студента из аудитории, (при онлайн занятиях – блокирует обучающегося к данному занятию) и фиксирует факт пропуска занятия без уважительной причины.

4.1.8 Соблюдать правила академической честности: не допускать плагиата, списывания и иные формы обмана при предоставлении письменных работ;

4.1.9 На письменных экзаменах ответы не прошедшие проверку на плагиат не засчитываются, что приводит к неудовлетворительной оценке;
4.2 Политика и процедуры курса:

Политика и процедуры курса отражают следующие административные требования, предъявляемые к студентам в процессе изучения дисциплины:


4.2.1 Задания на СРС выдаются на 1-ой неделе семестра

4.2.2 В ходе СРСП проводятся он-лайн консультации по наиболее сложным вопросам учебной дисциплины, выполнение и защита домашних заданий, отчетов, СРС и др. Связь преподавателя со студентами осуществляется через электронную почту, чаты, скайп, социальные сети.

4.2.3 К экзамену допускаются студенты, набравшие не менее 25 баллов.

4.2.4 Оценка итогового контроля в период промежуточной аттестации (экзамен) составляет 40 %.
4.3 Обеспечение поддержки лиц, имеющие особые образовательные потребности*

4.3.1. Индивидуальный дифференцированный подход при организации учебного процесса

4.3.2. Индивидуальный дифференцированный подход на всех видах занятий

5 Темы и задания по самостоятельной работе студентов

№ темы лекции

Задания на СРС


Источники, стр

Способы достижения результатов обучения

Срок сдачи

Модуль 1. Статус социологии в системе социального знания

1-3

Социологический опрос по индивидуальной теме. Не менее 20 вопросов.

ДЛ4 с.28-35

Составление анкеты.

До пятницы 3 недели



4-5

Презентация по теме «Влияние социального статуса семьи на процесс социализации ребенка в городском и сельском сообществе». Не менее 12 ст.

ДЛ4 с.35-37

Защита презентаций

До пятницы 5 недели

6-7

Эссе по теме «Урбанизация». Не менее 2-3 ст.

ДЛ4 с.57-59

Защита эссе

До пятницы 7 недели

1-7

1 рубежный контроль по 1 модулю




Проверка письм. работы

До пятницы 7 недели

Модуль 2. Политика в структуре общественной жизни

8-10

Составление таблицы «Сравнительный анализ основных трактовок ученых политологов».

ДЛ4 с.44-47

Сравнительная таблица

До пятницы 10 недели

11-13

Подготовка доклада на тему «Рухани жаңғыру» как стратегия новой модели сознания и мышления в Республике Казахстан». Доклад объемом 5-8 ст.

ДЛ4 с.7-19

Защита доклада

До пятницы 13 недели

14-15

Презентация по теме «Роль Казахстана в системе современных международных отношений». Не менее 12 ст.

ДЛ4 с.20-25

Защита презентаций

До пятницы 15 недели

8-15

2 рубежный контроль по 2 модулю




Проверка письм. работы

До пятницы 15 недели