Файл: Министерсто науки и высшего образования республики казахстан.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Некоммерческое акционерное общество «Южно-Казахстанский университет им.М.Ауэзова» |
МИНИСТЕРСТО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Факультет «Архитектура, строительство и транспорт»
Кафедра «Политология»
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета
«Архитектура, строительство и транспорт»
_______ Иманалиев К.Е.
«_____»_______202 г
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (Syllabus)
по дисциплине «Социология и политология» (SP 2107)
Шифр специальности / ОП : 6B07310 – Архитектура
6В07320 – Строительство
Курс: 2, Семестр: 4
Количество кредитов 4
Всего часов 120 часов
Контактные: 60 часов
- лекции 15 часов
- практические (семинарские) занятия 30 часов
- СРОП 15 часов
СРО: 60 часов
- текущая: 50 часов
- промежуточная: 10 часов
Рубежный контроль: 7 и 15 недели
Экзамен 4 семестр
Ваш преподаватель:
Сарсенбеков Жандос Абуталипович – старший преподаватель, область научной деятельности – Теория политики, Имиджелогия, Молодежная политика.
Кабинет: корпус № 7, каб 322
График СРСП: по графику
Е-mail: Zhandos_S@inbox.ru
Ш ымкент, 2023
Рабочая учебная программа дисциплины (Syllabus) рассмотрена на заседании кафедры «Политология»,
Протокол № 6 от «27» января 2023 г.
Заведующий кафедрой Мажинбеков С.А.
Выписка из ОП 6B07310 – Архитектура, 6В07320- Строительство
Наименование модуля | Цикл ООД/БД/ПД | Компонент ОК/ВК/КВ | Наименование дисциплины | Краткое описание дисциплины | РО ОП |
Модуль социально-политических знаний | ООД | ОК | Социология и политология | Раскрывает теорию социологии, социальной структуры и стратификации общества. Объясняет роль и место политики в обществе. Анализирует основные этапы становления и развития политической науки, в т.ч. молодежной политики. Раскрывает сущность государства, выявляет соотношение государства и гражданского общества. Развивает навыки социологического исследования и анализа социально-политической информации. | РО1, РО11 |
Взаимосвязь РО ОП с РО дисциплины
РО по ОП | РОД по дисциплине |
РО1 Свободно коммуницировать в профессиональной среде и социуме на казахском, русском и английском языках. | РО1 объяснять и интерпретировать предметное знание (понятия, идеи, теории); РО 4 анализировать различные ситуации в разных сферах коммуникации с позиций соотнесенности с системой ценностей, общественными, культурными, и этическими нормами казахстанского общества; РО 8 осуществлять исследовательскую проектную деятельность в разных сферах коммуникации, генерировать общественно ценное знание, презентовать его; |
РО11 Эффективно работать индивидуально и как член команды, корректировать свои действия, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. | РО 2 аргументированно и обоснованно представлять информацию о различных этапах развития казахского общества, политических программ, социальных и межличностных отношений; РО 3 анализировать особенности социальных и политических институтов в контексте их роли в модернизации казахстанского общества; РО9 корректно выражать и аргументированно отстаивать собственное мнение по вопросам, имеющим социальную значимость. |
Согласовано
Руководитель ОП Усипбаев У.А.
Цель изучения дисциплины - сформировать у студентов основные научные знания о предмете и методах политологии и социологии, эволюции политической и социологической мысли, закономерностях политической жизни, методах и практическом использовании социологических исследований, основных отраслевых социологических теориях и их применении, выработать у них научный подход к оценке тех или иных политических событий и явлений, нормы политического и социологического мышления и поведения; вооружить знаниями, необходимыми для творческого решения своих профессиональных проблем.
Задачи изучения дисциплины: - ознакомление с основными политологическими и социологическими понятиями, концепциями, теориями с целью исследования политических и социальных процессов;
- сформировать научные представления о принципах, основных категориях политологии и социологии, их проблемах и ценностях;
-освоение прикладных методов и организации социологического исследования;
-сформировать умения анализировать особенности развития политических и социальных процессов в Республике Казахстан и в мире.
Пререквизиты: «История Казахстана», «Культурология и психология».
Постреквизиты: «Философия», «Актуальные проблемы и модернизация общественного сознания»
Формируемые результаты обучения по дисциплине :
Дескрипторы 6уровня согласно ГОСО | РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (РО(д)) |
демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, основанные на передовых знаниях в изучаемой области | РО1 |
применять знания и понимания на профессиональном уровне, формулировать аргументы и решать проблемы изучаемой области | РО9 |
осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений; | РО2 |
применять теоретические и практические знания для решения учебно-практических и профессиональных задач в изучаемой области | РО3 |
навыки обучения, необходимые для самостоятельного продолжения дальнейшего обучения в изучаемой области | |
знать методы научных исследований и академического письма и применять их в изучаемой области | РО8 |
применять знания и понимание фактов, явлений, теорий и сложных зависимостей между ними в изучаемой области; | РО5 |
понимать значение принципов и культуры академической честности | |
1. Тематический план курса
Недели | Наименование тем, их основное содержание | Ресурсы и источники | ||
форма проведения занятия | Основная и допол | |||
Модуль 1. Статус социологии в системе социального знания | ||||
1 неделя 30 января-3февраля | Тема 1. Социология в понимании социального мира. Политология как наука и учебная дисциплина.
| обзорная | ОЛ1 с.7-15, ОЛ 2 с.13-16, ОЛ 3 с.7-38, ОЛ 8 с.5-21, ДЛ 5 с.7-13, МЛ 1, 15 | |
Тема 1 семинарского занятия: Социология: введение в науку и концептуализацию понятий Тема 2 семинарского занятия: Политология в системе профессиональной подготовки специалиста | Семинар- дискуссия Семинар-исследование | ДЛ 3 с.7-10, ДЛ 7 с.8-13 | ||
2 неделя 6-10 фефраля | Тема 2. Введение в теории социологии Социологические исследования
| Лекция- конференция | ОЛ1 с. 15-22 ДЛ 5 с. 13-38 МЛ 2, 15 | |
Тема 3 семинарского занятия: Анализ этапов развития социологических теорий Тема 4 семинарского занятия: Организация и проведение социологического исследования | Ролевая игра Семинар-исследование | ДЛ 3 с.10-14 | ||
3 неделя 13-17 февраля | Тема 3. Религия, культура и общество Социология этничности и нация
| Лекция-беседа | ОЛ1 с. 22-32 73-82 ОЛ 8 с.246-279 ДЛ 5 с.38-49 МЛ 3, 15 | |
Тема 5 семинарского занятия: Феномен религии: культурная и социологическая перспектива Тема 6 семинарского занятия: Этнические группы в обществе: социологические исследования | Семинар-дискуссия Семинар-исследование | ДЛ 3 с. 14-17 | ||
4 неделя 20-24 февраля | Тема 4. Социальная структура и стратификация общества. Образование и социальное неравенство
| Информационная лекция | ОЛ1 с. 32-43 ДЛ 5 с. 67-73,120-126 МЛ 4, 15 | |
Тема 7 семинарского занятия: Оценка равенства и неравенства в современном обществе Тема 8 семинарского занятия: Образование в социологическом дискурсе | Круглый стол Семинар- дискуссия | ДЛ 3 с. 17-21 | ||
5 неделя 27февраля-3 марта | Тема 5. Социализация и идентичность Девиация, преступность и социальный контроль
| Проблемная лекция | ОЛ1 с. 43-54 ДЛ 5 с. 98-109 МЛ 5, 15 | |
Тема 9 семинарского занятия: Социализация в течение жизни: институты и процессы. Тема 10 семинарского занятия: Социологические конструкты девиантности и преступности | Анализ конкретных ситуаций Деловая игра | ДЛ 3 с. 21-25 | ||
6 неделя 6-10марта | Тема 6. Семья и современность. Здоровье и медицина
| Информационная лекция | ОЛ1 с.54-60 ДЛ 5 с.82-91 МЛ 6, 15 | |
Тема 11 семинарского занятия: Семья: типология, функции, перспективы Тема 12 семинарского занятия: 12. Социальная эпидемиология физического здоровья | Ролевая игра Круглый стол | ДЛ 3 с. 25-30 | ||
7 неделя 13-17 марта | Тема 7. Экономика, глобализация и труд Население, урбанизация и общественные движения
| Лекция-беседа | ОЛ1 с. 60-67 ДЛ 5 с.-120 МЛ 7, 15 | |
Тема 13 семинарского занятия: Глобальная экономика и разделение труда: социологический анализ Тема 14 семинарского занятия: Общественные движения, протест и мышление людей: современное состояние | Семинар-исследование Выполнение прак.заданий | ДЛ 3 с. 30-33 | ||
Модуль 2. Политика в структуре общественной жизни | ||||
8 неделя 20-24 марта | Тема 8. Масс-медиа, технологии и общество. Социальное изменение: новейшие социологические дискуссии
| Лекция-беседа | ОЛ1с.67-76, МЛ 15 | |
Тема 15 семинарского занятия: Цифровые технологии и социальное взаимодействие Тема 16 семинарского занятия: Изменения и понимание социального мира: социологические дискуссии. | Семинар докладчик и оппонент Семинар-дискуссия | ДЛ 3 с. 33-38 | ||
9 неделя 27-31 марта | Тема 9. Основные этапы становления и развития политической науки. Политика в системе общественной жизни
| Лекция-визуализация | ОЛ1 с. 76-84 ОЛ 2 с.16-28 ОЛ 3 с.38-170 ОЛ 8 с. 21-47 МЛ 8, 15 | |
Тема 17 семинарского занятия: История развития политической мысли Тема 18 семинарского занятия: Природа политики: форма, содержание, процесс | Ролевая игра Образовательная игра | ДЛ 3 с.38-41 ДЛ 7 с.13-18 | ||
10 неделя 3-7 апреля | Тема 10 Политическая власть: сущность и механизм осуществления. Политическое развитие и модернизация
| Лекция-дискуссия | ОЛ1 с. 84-93 ОЛ 2 с. 28-32, 87-92 ОЛ 3 с. 170-193 ОЛ 5с. 197-225 ОЛ 8 с.47-70, 299-316 МЛ 9, 15 | |
Тема 19 семинарского занятия: Институты политической власти Республики Казахстан Тема 20 семинарского занятия: Стратегии и программы модернизации, обеспечивающие устойчивое развитие Республики Казахстан | Семинар- исследование Круглый стол | ДЛ 3 с.41-45 ДЛ 7 с.18-22, 52-56 | ||
11неделя 10-14 апреля | Тема 11. Политическая система общества. Политические элиты и политическое лидерство
| Информационная лекция | ОЛ1 с. 93-100 ОЛ 2 с. 32-37, 59-65 ОЛ 3 с. 193-220 ОЛ 4 с.7-155 ОЛ 8 с. 70-138 МЛ 10, 15 | |
Тема 21 семинарского занятия: Правящая элита и политическое лидерство как социальные субъекты власти Тема 22 семинарского занятия: Механизм функционирования политической системы | Семинар- исследование Семинар- дискуссия | ДЛ 3 с. 45-49 ДЛ 7 с. 22-27 | ||
12неделя 17-21 апреля | Тема 12. Государство и гражданское общество. Политические режимы
| Проблемная лекция | ОЛ1 с. 100-110 ОЛ 2 с. 32-46 ОЛ 4 с. 156-270 ОЛ 5 с. 7-45 ОЛ 8 с. 139-172 МЛ 11, 15 | |
Тема 23 семинарского занятия: Формирование правового государства и гражданского общества Тема 24 семинарского занятия: Политические режимы современного мира и их связь с политической системой государства | Анализ конкретных ситуаций Выполнение практических заданий | ДЛ 3 с. 49-54 ДЛ 7 с. 27-37 | ||
13неделя 24-28 апреля | Тема 13. Избирательные системы и выборы. Политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
| Информационная лекция | ОЛ1 с. 110-118 ОЛ 2 с. 52-59, 84-87 ОЛ 5 с. 45-108 ОЛ 8 с.173-195ДЛ 1 с. 129-145 МЛ 12, 15 | |
Тема 25 семинарского занятия: Современные избирательные системы и их особенности Тема 26 семинарского занятия: Политические партии и партийные системы, общественно-политические движения и организации: специфика функционирования | Семинар-деловая игра Семинар-образо вательная игра | ДЛ 3 с. 54-57 ДЛ 7 с. 37-42 | ||
14неделя 1-5 мая | Тема 14. Политическая культура и поведение. Политическое сознание и политическая идеология
| Проблемная лекция | ОЛ1 с. 118-126 ОЛ 2 с. 46-52, 65-74 ОЛ 5 с. 108-197 ОЛ 8 с.196-245 МЛ 13, 15 | |
Тема 27 семинарского занятия: Политическая культура, политическое поведение и политическое участие. Тема 28 семинарского занятия: Разработка новой модели сознания и мышления: основные стратегии и направления их реализации в Республике Казахстан | Семинар- исследование Семинар- дискуссия | ДЛ 3 с. 57-61 ДЛ 7 с. 42-52 | ||
15неделя 6-12 мая | Тема 15. Политические конфликты и кризисы. Мировая политика и современные международные отношения
| Обзорная лекция | ОЛ1 с. 126-134 ОЛ 2 с. 74-84 ОЛ 6 с. 7-127 ОЛ 8 с.280-299, 317-348 МЛ 14, 15 | |
Тема 29 семинарского занятия: Сущность, виды и способы разрешения политических конфликтов и кризисов Тема 30 семинарского занятия: Глобализация и глобальные вызовы современности | Семинар-диспут Семинар-круглый стол | ДЛ 3 с. 61-66 ДЛ 7 с. 56-65 |
2.Формы проведения учебных занятий:
Лекции: в оффлайн - формате, в онлайн-формате, видео-лекции, тренинги, гостевые лекции, вебинары, видеоконференции, с использованием активных интерактивных методов обучения, дискуссии, МООК, разработанные ППС университета, ведущих вузов РК и зарубежных вузов;
Практические (семинарские) занятия: практико-ориентированный подход с разработкой стартапов, проектов, разбор практических ситуаций (case-study), выполнение виртуальных практических заданий, и др.
СРС: Задания могут включать в себя: составление конспектов лекций, решения задач, выполнение контрольных работ, написание глоссарий, эссе, рефератов, портфолио, подготовку презентаций и др. *Темы на СРС даны в методических указаниях по выполнению СРС.
3.1 Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях: опрос на лекциях, опрос и выступления на практ./семин. занятиях, презентация домашних заданий, допуск к выполнению;
3.2 Рубежный контроль - сдача коллоквиумов, проведение устного опроса, защита письменных работ, тестовых заданий и др. формы. (по усмотрению преподавателя);
4. 1 Требования преподавателя:
4.1.1 Студент обязан самостоятельно и своевременно выполнять задания, перечень и количество определяется кафедрой в соответствии с количеством кредитов по дисциплине.
4.1.2 Задания, сданные с нарушением дедлайна будут оценены ниже установленной оценки на 20%;
4.1.3 Посещение занятий строго по расписанию;
4.1.4 В случае отсутствия по болезни предоставить справку;
4.1.5. Пропущенные занятия студент отрабатывает по утвержденному на кафедре графику СРСП.
4.1.6 На онлайн-занятиях обязательно соблюдать дресс-код и речевой этикет);
4.1.7. В случае нарушения указанных требований, преподаватель удаляет студента из аудитории, (при онлайн занятиях – блокирует обучающегося к данному занятию) и фиксирует факт пропуска занятия без уважительной причины.
4.1.8 Соблюдать правила академической честности: не допускать плагиата, списывания и иные формы обмана при предоставлении письменных работ;
4.1.9 На письменных экзаменах ответы не прошедшие проверку на плагиат не засчитываются, что приводит к неудовлетворительной оценке;
4.2 Политика и процедуры курса:
Политика и процедуры курса отражают следующие административные требования, предъявляемые к студентам в процессе изучения дисциплины:
4.2.1 Задания на СРС выдаются на 1-ой неделе семестра
4.2.2 В ходе СРСП проводятся он-лайн консультации по наиболее сложным вопросам учебной дисциплины, выполнение и защита домашних заданий, отчетов, СРС и др. Связь преподавателя со студентами осуществляется через электронную почту, чаты, скайп, социальные сети.
4.2.3 К экзамену допускаются студенты, набравшие не менее 25 баллов.
4.2.4 Оценка итогового контроля в период промежуточной аттестации (экзамен) составляет 40 %.
4.3 Обеспечение поддержки лиц, имеющие особые образовательные потребности*
4.3.1. Индивидуальный дифференцированный подход при организации учебного процесса
4.3.2. Индивидуальный дифференцированный подход на всех видах занятий
5 Темы и задания по самостоятельной работе студентов
№ темы лекции | Задания на СРС | Источники, стр | Способы достижения результатов обучения | Срок сдачи | |
Модуль 1. Статус социологии в системе социального знания | |||||
1-3 | Социологический опрос по индивидуальной теме. Не менее 20 вопросов. | ДЛ4 с.28-35 | Составление анкеты. | До пятницы 3 недели | |
4-5 | Презентация по теме «Влияние социального статуса семьи на процесс социализации ребенка в городском и сельском сообществе». Не менее 12 ст. | ДЛ4 с.35-37 | Защита презентаций | До пятницы 5 недели | |
6-7 | Эссе по теме «Урбанизация». Не менее 2-3 ст. | ДЛ4 с.57-59 | Защита эссе | До пятницы 7 недели | |
1-7 | 1 рубежный контроль по 1 модулю | | Проверка письм. работы | До пятницы 7 недели | |
Модуль 2. Политика в структуре общественной жизни | |||||
8-10 | Составление таблицы «Сравнительный анализ основных трактовок ученых политологов». | ДЛ4 с.44-47 | Сравнительная таблица | До пятницы 10 недели | |
11-13 | Подготовка доклада на тему «Рухани жаңғыру» как стратегия новой модели сознания и мышления в Республике Казахстан». Доклад объемом 5-8 ст. | ДЛ4 с.7-19 | Защита доклада | До пятницы 13 недели | |
14-15 | Презентация по теме «Роль Казахстана в системе современных международных отношений». Не менее 12 ст. | ДЛ4 с.20-25 | Защита презентаций | До пятницы 15 недели | |
8-15 | 2 рубежный контроль по 2 модулю | | Проверка письм. работы | До пятницы 15 недели |