Файл: Культурные традиции буддизма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: «Культурные традиции буддизма».

Цель: формирование представления учащихся о буддизме; об основных принципах жизни буддистов; их культура на территории современной России, быт и жизненный уклад.

Предметные результаты:

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

- формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Метапредметные:

- принятие и освоение социальной роли, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов;

- сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;

- определение значения новых терминов и понятий культуроведческого и религиозного содержания;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать;

- высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные:

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

Ход урока.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли не одно столетия наши предки. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимает религиозная культура. Она основана на вечных ценностях таких как добро, честь, справедливость, милосердие…..


Особенности общения, поведения и мышления человека называют образом его жизни – его культурой.

Культура человечества включает в себя всё, что когда-либо было создано людьми: письменность, научные знания, искусство, орудия труда и многое другое.

В истории развития культуры важное значение имеет религия. Религия – это особая форма понимания того, как устроен мир.

Религии возникали потому, что человека издавна волновали вопросы: откуда я появился? Как я живу? Для чего я живу? Религий много, и они разные, потому что люди по-разному отвечали на эти вопросы.

Но их объединяет то, что все религии учат добру, милосердию и человеколюбию и помогают нашему миру становится лучше и справедливее.

Усвоение новых знаний.

Будда – это не имя определённого человека или бога. На древнем языке «будда» означает «просветлённый», «пробудившийся», тот кто избавился от всех недостатков и обрёл все достоинства.

Основателем буддийского учения был мудрец Будда, который жил в Индии 2.5 тысячи лет назад. Его последователей называют буддистами.

Как жил и выглядел Будда известно мало. Буддийское предание рассказывает:

На севере Индии, у мудрого царя родился сын, которого назвали Сиддхартха, что значит «исполняющий все желания». За 9 месяцев до рождения матери приснился белый слон. Мудрецы истолковали сон как предвещание. Сын вырастет и станет либо царем и завоюет мир, либо станет отшельником и познает истину. Царь не хотел чтобы наследник стал отшельником и окружил сына роскошью и красотой. Его окружили молодые, красивые и здоровые люди. Царевич даже не подозревал, что в мире может быть горе и страдание.

Как то Сиддхартха решил объехать своё будущее царство. Сидя в своей колеснице он разглядывал все вокруг и толпу людей, которая собиралась вдоль дороги. Вдруг он приметил человека, едва державшегося на ногах и опиравшегося на палку. У него было согнутое, иссохшее тело и голова с седыми волосами.

- Что это за странное существо? – спросил удивлённый царевич.

- Это старик.

- А кто это –старик?

- Царевич, разве ты не знаешь, что ни один рождённый на земле человек не избежит старости?

- И я буду таким? Впервые задумался царевич о том, какая ему уготована участь.

Дальше он встретил человека страдающего от болезни. Значит в этом мире прекрасном, весёлом и счастливом есть страдания, которые и ему со временем придётся испытать.



Следующей была похоронная процессия. Осознал, как заблуждаются люди, бездумно веселящиеся, не понимающие, что в любой момент их может настигнуть болезнь или смерть.

У самих ворот встретился отшельник. Казалось его лицо светилось мудростью и спокойствием. Он оставил мир, чтобы обрести гармонию своего внутреннего мира.

В 29 лет он покинул дворец в поисках ответа на вопрос: как избавить людей от страдания?
- Как вы думаете, почему Сиддхартха заметил старика и больного среди толпы людей?

Долгие годы жил Сиддхартха как аскет, надеялся, что физические ограничения приблизят его к пониманию истины. Он совершенно обессилел и однажды, измученный голодом, потерял сознание. Когда пришел в себя, он понял, что выбрал ошибочный путь.

Задумавшись он сел под деревом и погрузился в мысли.

- Как это называется? (медитация – сосредоточение, ведущее к внутренней гармонии)

Он представил страдания всех живых существ. Движимый огромным желанием помочь им, Сиддхартха «пробудился» от незнания и стал Буддой, то есть «просветлённым».

Ему открылись четыре благородные истины. Сейчас это учение Будды, в которое верят его последователи.

  1. О существовании страдания.

Можно сказать, что вся жизнь человека – это страдание.

  1. О причинах страдания.

Причина страдания – это желания человека, которые возникают из-за гнева, алчности, неведения. (рождение – страдание, смерть-страдание, находится рядом с тем, что неприятно-страдание, неисполнение желаний, отсутствие приятного, даже самые счастливые моменты которые заканчиваются..). в гневе человек может обидеть ни в чем не повинного или близкого друга, из-за алчности крадёт чужую вещь; из-за неведения рождаются ложь, клевета, сплетни. Три «яда» (омрачения) в буддизме символически изображают в виде трёх животных. Змея символизирует гнев, ненависть, петух – алчность, свинья – неведения.

  1. О прекращении страдания.

Причина порождена самим человеком. Значит он сам может устранить эти причины и освободится от страданий.

  1. О пути ведущем к прекращению страдания.

Будда предложил путь духовного самосовершенствования, что основан на 8 принципах.
45 лет проповедовал Будда и в 80 умер.

Через год собрались его последователи чтобы записать то, что узнали от учителя. В те времена тексты писали на пальмовых листьях
, которые сворачивали в свитки и хранили в корзинах. Тексты с учением были разделены и поместились в три корзины.

Так появилась священная книга буддистов «Трипитака» - что переводится как три корзины.

  1. «Корзина дисциплинарных правил». 500 правил для монахов (не должен прикасаться к оружию, мечу, луку, не есть после 12, не носить украшения…)

  2. «Корзина наставлений» содержит изречения и проповеди Будды.

  3. В третьей содержатся тексты, раскрывающие суть буддийского учения.


Буддийские книги печатаются на отдельных листах бумаги. Накладываются один на другой и обёртываются шёлковой тканью. Когда читают перекладывают страницы снизу вверх.

«Трипитака» переведённая на тибетский язык называется «Ганджур».

В республике Бурятия хранится редкое издание написанное на чёрной бумаге девятью чернилами. Составленными из девяти растворённых драгоценных металлов и камней: серебра, бирюзы, золота, жемчуга, коралла, меди, перламутра.

Как устроен мир.

Буддисты верят, что после смерти человек рождается вновь в новой форме в следующей жизни.

Все наши действия – и мысли, и слова, и поступки – чем-то вызваны и имеют определённые следствия. (улыбнулся- тебе улыбнулись, сказал сгоряча недобрые слова – поссорились…)

Приведите свои примеры.

Буддисты верят, что в мире нет безответных действий. Результат или сразу, или через время.

Карма – это закон причины и следствия.

Назовите русские пословицы, иллюстрирующие закон причины и следствия.

(Что посееш…… Как аукнешь….)

Человек своими мыслями накапливает хорошую карму. И наоборот.

Раскаяние. Если содеявший зло человек осознаёт свою ошибку и будет делать добро, то сила наказания постепенно истощится. Как болезнь.
После смерти существа в зависимости от своей кармы перерождаются или в прежнем мире, или в более благоприятных мирах или в менее. Это вечное блуждание - «колесе сансары» - вечное страдание.

«Сансара» переводится как «круговорот», «переход через различные состояния».

Существует 6 миров.

Три низших: ад – жители страдают от холода и жары, ран, живут в злобе и ненависти

мир голодных – все время хотят есть, но у них тонкие шеи, что не проходит еда.

мир животных – удел – служить пищей для других.

Три высших мира – мир людей


Мир асуров

Мир небожителей (богов)

После смерти существа в зависимости от своей кармы перерождаются.

Считается, что из всех существующих шести миров именно в мире людей есть возможность очистить свою карму и вырваться из колеса перерождения.

Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль в процессе выполнения работы.

Какие три мировые религии существуют в мире?

Кто считается основателем буддизма?

Где и когда жил «Будда»?

Что буддисты называют «омрачением» ума?

Какие символы используются для их обозначения?

Что буддисты называют кармой?

Буддисты считают действием и мысль и слово, и поступок. Подумайте какие действия улучшают (ухудшают) карму.

Почему буддисты считают, сто рождение в мире людей благоприятнее, чем рождение в других миарх.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Расставьте религии в хронологической последовательности их появления.

Как вы думаете почему возникли религии?

Религии возникали потому, что человека издавна волновали вопросы: откуда я появился? Как я живу? Для чего я живу? Религий много, и они разные, потому что люди по-разному отвечали на эти вопросы.

Что объединяет все религии?

Но их объединяет то, что все религии учат добру, милосердию и человеколюбию и помогают нашему миру становится лучше и справедливее.
Сообщение домашнего задания.

Анализ достижений учащихся