Файл: Укд 622. 6 Интеллектуальные технологии на железнодорожном транспорте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УКД 622.6

Интеллектуальные технологии на железнодорожном транспорте

Дернова К.К.1

Научный руководитель: к.т.н., доцент Князькина О.В.1

1ФГБОУ ВО «Сибирский государственный индустриальный университет», г. Новокузнецк, Россия

Аннотация. В статье рассматривается функционирование железнодорожного транспорта на современном этапе развития отрасли. Применение интеллектуальных технологий управления, их направления и перспективы развития.

Ключевые слова: интеллектуальные технологии, информационная система, управление, железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт является основой транспортной системы России. От устойчивой работы железнодорожной отрасли зависит благополучие страны, а также расширение международных отношений. В то же время сама отрасль является сложным структурным комплексом технологических и технических объектов, управление которыми сейчас является важной задачей обеспечения беспрепятственного транспортирования пассажиров и грузов.

Повышение рентабельности российских железных дорог в условиях развития рынка перевозок и высокой эффективности по отношению к европейским транспортным системам требует принятия значительного количества управленческих решений по увеличению скоростного и перспективного скоростного движения интеллектуальных транспортных систем. Также быстрый процесс и расширение основных фондов, повышение качества обслуживания, энергосбережение, реконструкция и улучшение оценки.

Принятие обоснованных управленческих решений на железнодорожном транспорте усложняется масштабностью отрасли. В разработке и задача новых интеллектуальных технологий управления, приемлемых управленческих решений в области вычислительной техники, отработанных многолетней практикой, высвобождение интеллектуального потенциала для решения задач, определения приоритетов развития и решения нестандартных задач в условиях времени [1]. В то же время проблемы применения интеллектуальных технологий управления в железнодорожной отрасли не решены как в теоретическом, так и в практическом плане.


Современный железнодорожный транспорт относится к разряду сложных технических и организационных систем, управление которыми в настоящее время практически невозможно в соответствии со сложившимися ранее подходами. Сложность такого вида транспорта и его объектов (железнодорожные узлы, станции, транспортные коридоры и т. д.) полностью переходят на возможность работы в автоматическом режиме.

Закономерности управления железнодорожным транспортом, как сложной экономической системой, обуславливает тот факт, что для генерации (выработки) для эффективных управляющих действий необходимы, с одной стороны, создание соответствующих алгоритмов управления, а с другой – переработка значительного объема разнообразной информации. Чрезвычайно широкое развитие выбора интеллектуальных технологий управления, основанных на использовании статистических экономико-математических методов и моделей, верификации для моделирования процессов управления и вычислительной техники, требует оперативной и достоверной обработки всей информации с использованием достижения множества целей [2].

Технологии интеллектуального управления представляют собой совокупность различных (информационных, программных, технических, организационных и др.), предназначенных для сбора, обработки и выдачи информации в целях принятия решений, в результате которых предполагается снижается непосредственное участие человека в совершении того или другого производственного процесса или процесса управления [4].

Применение интеллектуальных технологий должно охватывать все:

- система управления (тактическое и ситуационное управление);

- объем управления (управление финансовыми, трудовыми, производственными и материально-техническими ресурсами, управление заказчиками и поставщиками и др.);

- структурные подсистемы внутрикорпоративной системы управления (система электронного документооборота, продажи, логистика и др.);

- уровни управления (корпорация, дочерняя компания, структурное подразделение);

- рабочие места (рабочее место руководителя, аналитика, администратора)

Не смотря на то что, интеллектуальные технологии смогут владеть всеми системами управления, состояние автоматизации в области управления производственной деятельностью отечественных железных дорог характеризуется следующими основными особенностями. Существующие комплексы представляют собой в основном информационные базы данных. Они не требуют принятия решений, не позволяют своевременно управлять производственными процессами, планировать работу, моделировать и прогнозировать развитие ситуации. Их архитектура и функциональные возможности формируются в дореформенные периоды. В результате они часто не соответствуют требованиям участников транспортного рынка и новым требованиям участников транспортного рынка. Неразвитые методы и средства перспективного и оперативного планирования, связанные с производственной деятельностью, как правило, очень трудно адаптировать к изменениям на рынках.



Развитие информационных технологий на железной дороге должно базироваться на совместных научных исследованиях по совершенствованию бизнес-процесса, направленного на улучшение качества обслуживания транспорта и оптимизации участия всех производственных подразделений железных дорог.[3].

Основными задачами интеллектуализации управления являются обеспечение:

- все виды наблюдения (текущее, тактическое и специализированное) в зависимости от производственного процесса;

- квазиоптимальная по времени перепланировка на основе прогнозирования развития ситуации, когда план исчезает из факта;

- интегрированная технология полного управления циклом производственного процесса в соответствии со временем взаимодействия с управленческими, тяговыми, надежными, сбытовыми, эксплуатирующими компаниями и другими участниками процесса для осуществления планового движения;

- оценка высокой самоорганизации и самосинхронизации каждого производственного эпизода на основе уточненных показателей производственных процессов и прироста показателей эффективности;

- высокий уровень технологической дисциплины для учета случаев, в которых уже имеют место случаи массового распространения среди людей;

- ситуационная осведомленность каждого производственного случая о наблюдаемых производственных процессах.

Так, экономическое ускорение процесса разработки и оценки интеллектуальных технологий управления железнодорожным транспортом в России, в соответствии с чем происходят приоритетные задачи:

- обеспечение эффективности на рынке транспортных услуг;

- повышение уровня обслуживания грузоотправителей (грузополучателей) и пассажиров;

- обеспечение доступности всех видов экономической деятельности;

- информационное обеспечение перевозок по транспортным коридорам РСМ;

- обеспечение логистики центров и электронизация документооборота.

Многие ключевые функции уже используются, в том числе диспетчерское управление движением поездов с использованием технологий спутниковой навигации и цифровых систем связи, безопасность движения, мониторинг слежения, диагностика подвижного состава и медиа-инструменты.


В частности, реализованы подсистемы «Автодиспетчер» и «Машинист», а также ускоренные варианты расписания движения поездов с передачей данных на локомотив с использованием технологической связи с Центром управления скоростным движением по системе TETRA.

Также прогресс не стоит на месте, разрабатываются новые проекты по созданию платформы управления и мониторинга грузовых перевозок, цифровых инструментов для организации мультимодальных пассажирских перевозок, интеллектуальных инструментов управления, оценка и мониторинг стоимости средств и стоимости стоимости, оптимизации корпоративных систем управления, анализ и оценка оценки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что повсеместное внедрение инновационных методов организации железнодорожного процесса, позволит увеличить производительность сортировочных систем, повысить уровень безопасности и безаварийности станционных процессов, в конечном итоге – повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта.

Список использованных источников

1.Тулупов Л.П. Управление и информационные технологии на ж.д. тр-те: учебник для вузов ж.д. тр-та / Тулупов Л.П., Лецкий Э.К., Шапкин И.Н., Самохвалов А.И.; под. Ред. Л.П. Тулупова. – М.: Маршпут, - 2005. – 467с

2.Гапанович В.А. Основные направления развития интеллектуального железнодорожного транспорта / В.А. Гапанович, И.Н. Розенберг // Железнодорожный транспорт №4 – 2011. – С. 5-11.

3.Поддавашкин Э.С. Информатизация на железнодорожном транспорте. История и современность. / Э.С. Поддавашкин // Железнодорожный транспорт. – 2010. – №6. – С. 68- 726.

4.Новикова Г.М. Интеллектуальные технологии в управлении / Г.М. Новикова, Л.И. Толмачев - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.masters.donntu.edu.ua/2012/fknt/sergienko/li brary/article5.htm