Файл: Модуль Эволюция представлений о детской одаренности и работе с одаренными детьми. Понятие одаренность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Модуль 2. Эволюция представлений о детской одаренности и работе с одаренными детьми.
Понятие «одаренность». Модели одаренности. Многофакторная модель.
Понятие «Одаренность» понимается различными учеными и педагогами крайне по-разному. В различных языках для этого понятия существуют различные слова. Например, англоязычные источники называют одаренных детей «gift» или «talent», романо-германские «Begabung». Социологический словарь дает следующее определение русского понятия слова «одаренность».
Одаренность- индивидуальные задатки, необходимые для успешной деятельностичеловека в определенной области1. Долгое время одаренность считалась синонимом способности. На сегодняшний день ученые продолжают искать наилучшее определение термину. Однако, все ученые согласны с тем, что одаренность нельзя определить просто как «высокий интеллект».
В педагогике детская одаренность рассматривается по времени ее проявления. Замеченную у ребенка одаренность психологами, педагогами, родителями, называют актуальной одаренностью. Детская одаренность, которая не сразу заметна для взрослых, называется потенциальной одаренностью.
В педагогике выделяется несколько категорий одаренных детей.
1. Учащиеся с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Учащиеся с высокими творческими способностями.
4. Учащиеся с высокими лидерскими способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и особенностью психического склада.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Если учащийся занимается какой-либо деятельностью с любовью, постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы и в результате, получает новое, значительно превышающее первоначальный замысел, то можно говорить о том, что это талант или творческая одаренность.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Поэтому наличие психологических особенностей может служить основанием для предположения об одаренности.
В большинстве случаев педагогическое сообщество понимает под словосочетанием «одаренный ребенок» прежде всего ребенка, имеющего высокий интеллект и высокие учебные достижения. Безусловно, и успехи и интеллект присутствуют во всех основные научных моделях одаренности, но они являются лишь частью многих других компонентов данного понятия. Кроме того, научные модели различаются по тому, на какой аспект одаренности они делают акцент.
Модель «Одаренность как способность»
Основной монографией на эту тему является Хэни Е.А., выпущенная в 1987 году. Ключевой постулат исследования – высокие интеллектуальные способности проявляются в очень раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей жизни. Пионером логнитюдных (длительных) исследований одаренных людей считает американский ученый Льюис М. Терман. Наблюдая в течение 30 лет развитие группы одаренных людей, пришел к выводу что если изначально интеллектуальные способности высокие, то и на протяжении всей жизни они останутся такими же. Однако, в 1954 году гипотеза была пересмотрена. На основании того, что многие из тех гениальных детей, которые участвовали в эксперименте ничего не добились в ни в профессиональной, ни в личной жизни, был сделан вывод, что высокий IQ не остается высоким в течение всей жизни, он может и снижаться. Другой вывод – что высокий IQ не является гарантией жизненной успешности. Таким образом, высокий интеллект сам по себе не гарантирует достижения каких-либо успехов. Необходимыми условиями оказались энергия и настойчивость, а также позитивная поддерживающая среда. Основную способами развития одаренности таким образом , стали дополнительные занятия (кружки и секции), программа которых не входила в состав обычной школьной программы. Погрешность такой модели в том, что в ней совершенно не представлены некогнитивные факторы. Из
определения опять же совершенно неясно, в какой степени должна быть выражена та или иная способность, чтобы констатировать, что перед вами одаренный ребенок.
Модель Когнитивных способностей одаренности
Данные модели считают, что самое главное отличие одаренных детей от обычных – в способах получения и переработки информации. Здесь важны не конечные результаты, а способ их достижения. Некоторые представители этого направления предлагают заменить термин IQ (коэффицент интеллекта) на QI (качество переработки информации). Исследования, проведенные с данной позиции, могут открыть доступ к важным данным, напрер о ранних индикаторах одаренности. Так, например, в беседах с родителями часто можно услышать, что их одаренный ребенок уже с раннего возраста демонстрировал независимость и продуктивность мышления. Например, Аня в 2 года сказала своей маме «А ведь когда ты спишь, ты не знаешь что ты спишь». Такая форма метапознания часто недоступна даже детям старшего возраста: малышка способна размышлять о самом том факте, что она размышляет2.
Модель «реализованного потенциала»
Ключевыми терминами в данных моделях являются «потенциал» и реализованный потенциал», или «успешность». Потенциал необходим для успешности – для того, чтобы создать что то нужно иметь к этому определенные способности. Не все дети получают шанс развить свой потенциал. Главным препятствием здесь могут стать взрослые, которые не замечают одаренности ребенка. И таким, образом не будут созданы необходимые условия или способности намеренно игнорируются в угоду решений взрослых о том, что лучше для ребенка.
Преимущество данной модели состоит в том, что основное внимание обращается на фактические успехи, а также на те внешние факторы, которые препятствуют или способствуют реализации одаренности. Кроме того, ставится конкретная задача - развитие каждого ребенка, соответствие их способностям
Модель «Социально-культурная»
Данная модель предполагает, что одаренность способна проявиться только при благоприятном сочетании индивидуальных и социальных факторов. Врожденный интеллект может проявиться лишь там, где среда удовлетворяет ряду критериев, в том числе и в социально-культурном аспекте. Ведь то, насколько ценятся успехи Человеческого Капитала и созданы условия для развития и
повышения качества Человеческого капитала, зависит от политической ситуации в стране. Если, например, система образования в стране направлена только на средне- и низкоуспешную группу, то одаренные и высокоодарённые ученики не получат в школе достаточно шансов для своего развития. Т.е. для такой модели характерно представление о совокупности как благоприятных факторов (семья, социальная среда, культурный климат, политический климат в стране) с индивидуальными способностями ребенка.
Все перечисленные модели не исключают друг друга, а дополняют.
Заключение об «одаренности», так же как и об «отсталости», не является вердиктом, с помощью которого мы объявляем о нашей оценке человека, а носит лишь описательно-рекомендательный характер. Одаренность может проявлять себя не только в интеллектуальных навыках, а еще и в моторных, социальных и артистических. Часто случается, что люди одарены более чем в одном из этих аспектах. Кроме того, люди могут быть более талантливы в какой-нибудь узкой области. Одаренность становится лишь тогда, когда она проявляется внешне и приводит к неординарным успехам.
Для того, чтобы констатировать наличие одаренности выделяют следующие личностные и социальные составляющие:
- интеллектуальные способности
-креативность
-мотивация
- развитые социальные навыки
Развитые социальные навыки необходимы для того, чтобы не только уметь общаться с разными людьми, но и для того, чтобы иметь возможность реализовать свои способности.
При условии совпадения всех факторов и оказание ими позитивного влияния возможно развитие одаренности и ее проявление в форме высоких достижений
Навыки 21 века, связанные с одаренностью:
Мотивация. Человеку необходимо иметь силу воли для того, чтобы довести до логического конца поставленные задачи, материализовать идеи и т.д.
Креативность . умение находить нестандартные решения. Проявляется не только в решении проблем, но и в постановке проблемы. Изобретение чего-то нового показывает что вы можете посмотреть на задачу и задаться вопросами, которые еще никому не приходили в голову.
Прежде чем выбрать какую-то особую модель, необходимо установить потенциал конкретного ребенка, увидеть всю его личность,
социальное окружение, возможности и влияние семьи. Только в этом случае можно дать четкие рекомендации по развитию и поддержке одаренного ребенка.
Литература для изучения:
-
Монкс Ф., Иппенбург И. Одаренные дети. – М., Когито-центр, 2014. https://www.ggf.tsu.ru/content/faculty/structure/chair/geography/u-metodika/uresurs/Romaschova/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%81%20%D0%9E%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8.pdf
1 Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
2 Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. М.: «Когито-центр», 2014. С. 15.