Файл: Отчет по учебной практике пм. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации.pdf
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10
Нормативные документы, которые регулируют безналичный расчет организаций, представлены на таблице 2.5.
Таблица 2.5 — Нормативные документы по безналичным расчетам
Наименование документа
Краткое описание документа
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ[4]. установление единых требований к бухгалтер- скому учету, в том числе бухгалтерской (фи- нансовой) отчетности, а также создание право- вого механизма регулирования бухгалтерского учета
Приказ Минфина России от 29.07.1998 N
34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении
Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Рос- сийской Федерации» (Зарегистрировано в
Минюсте России 27.08.1998 N 1598)[8].
Утвердить План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности органи- заций и инструкцию по его применению.
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н
(ред. от 08.11.2010) «Об утверждении
Плана счетов бухгалтерского учета фи- нансово-хозяйственной деятельности ор- ганизаций и Инструкции по его примене- нию»[7].
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с между- народными стандартами финансовой отчетно- сти
Для открытия расчетного счета предприятие должно предоставить в банк следующие документы:
Заявление на открытие счета установленного порядка, в котором необходимо указать полное и точное наименование предприятия, его юридический адрес, номера телефонов, факса. Заявление должно быть скреплено двумя подписями и печатью. На обороте заявления банковский работник фиксирует номер присваиваемого клиенту счета;
Нотариально заверенную или заверенную регистрирующим органом копию докумен- та о государственной регистрации организации (свидетельство о государственной регистра- ции, выписка из решения местного исполнительного и распорядительного органа и т.д.);
Нотариально удостоверенную или удостоверенную регистрирующим органом копию учредительного документа в двух экземплярах (на одном проставлен штамп регистрирующе- го органа, другой удостоверен нотариально или регистрирующим органом;
Дубликат извещения о присвоении УНН;
Справку органов Фонда социальной защиты населения о регистрации в качестве пла- тельщика обязательных страховых и иных платежей в органах Фонда;
Карточку с образцами подписей и оттиска печати должностных лиц организации, имеющих право распоряжаться счетом, подлинность которых удостоверена нотариально или вышестоящим органом и оттиском его печати;
11
Основные виды первичной документации при безналичных расчетах представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 — Виды первичной документации при безналичных расчетах
Наименование документа
Краткое описание документа
Платежное поручение
В соответствии с поручением банк обязуется перевести денежные средства плательщика указанному в документе получателю. Является самым распространенным документом в безналичных расчетах.
Аккредитив
Посредством аккредитива плательщик поручает банку перевести деньги получателю при выполнении им определенных условий (обычно после предъявления банку пакета документов, подтверждающих определенные выполненные действия).
Инкассо
При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.
Чековая книжка
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Выписка банка
Документ, предоставляющий сведения о состоянии счѐта и движении денежных средств на нѐм, выдаваемый банком организации.
Счет 51 «Расчетный счет» используют для учета прихода и расхода безналичных де- нег компании на счетах в банках.
Счет 52 «Валютный счет» – лицевой счет физического или юридического лица, кото- рый оформлен в иностранной валюте. Он предназначен для хранения и передвижения денег.
Но сейчас есть возможность открытия мультивалютного счета. Получается, что можно хра- нить не только отечественную, но и иностранную валюту, а также получать наличные и пла- тить за покупки в этой валюте без конвертации.
К счету 52 «Валютные счета» могут быть открыты субсчета:
1. 52-1 «Валютные счета внутри страны»,
2. 52-2 «Валютные счета за рубежом».
Счет 55 «Специальные счета в банках» - предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных ва- лютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредити- вах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:
55-1 «Аккредитивы»;
55-2 «Чековые книжки»;
12
55-3 «Депозитные счета»;
55-4 «Прочие счета».
Рассмотрим проводки по безналичным расчетам, представленные на таблице 2.7.
Таблица 2.7 — Проводки по безналичным расчетам
Операция
Д
К
Получение наличных средств с расчетного счета
50 51
Поступление оплаты от покупателя за материалы
51 62
Купленная валюта переведена на валютный счет
52 57
Списаны средства с валютного счета по курсу на этот день
57 52
Зачислены денежные средства в аккредитивы
55 51, 52
Суммы по полученным чековым книжкам списаны по мере оплаты вы- данных организацией чеков
60 55
Основные счета и их характеристика для расчета по безналичным операциям представлены на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8 — Виды счетов по безналичным расчетам
Таким образом, банковский счет имеет почти каждое физическое лицо и обязано иметь каждое юридическое лицо РФ. С их помощью производятся операции по хранению, накоплению и перечислению денежных средств.
2.3
Нормативно-правовое регулирование и документальное оформление расчетов с поставщиками и покупателями
Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками кратко характеризует состояние взаиморасчетов с контрагентами при приобретении товаров/продукции, сырья, других ТМЦ или получении услуг различного характера – от коммунальных, ремонтных, подрядных до прочих, необходимых для осуществления деятельности предприятия.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками должен опираться на нормативно-правовую базу.
13
Поставщик — это юридическое или физическое лицо, осуществляющее поставку товаров, работ, услуг на определенных условиях и за определенную плату покупателю
(другому юридическому лицу).
Рассмотрим основные нормативно-правовые акты, которые регулируют учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, представленными в таблице 2.9.
Таблица 2.9 – нормативные документы, регулирующие документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Наименование документа
Краткое описание документа
Приказ Минфина РФ от
31.10.2000 N 94н (ред. от
08.11.2010)[7].
Приказом утвержден План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также инструкция по его применению.
Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У
(ред. от 05.10.2020)[9].
Определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами за исключением Центрального банка
Российской Федерации, кредитных организаций, а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от
06.12.2011 N 402-ФЗ[4].
Установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета
Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н
(ред. от 09.11.2017)
«(ПБУ 3/2006)»[10].
Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006).
Рассмотрим основные документы по расчетным взаимоотношениям с поставщиками и подрядчиками, представленными в таблице 2.10.
Таблица 2.10 – Основные документы по расчетным взаимоотношениям с поставщиками и подрядчиками.
Наименование документа
Краткое описание документа
Счет-фактура
Является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Товарная накладная
Накладная оформляется при передаче прав собственности на товарные по- зиции и иные ТМЦ посредством реализации или отпуска от продающей стороны к покупающей. Компания вправе использовать не только установ- ленный в соответствии с законодательством образец, но и составить соб- ственную версию.
Акт выпол- ненных работ
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформля- ются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
14
Продолжение таблицы 2.10
Журнал – ор- дер №6
Используется для записи операций, отражаемых по кредиту счета 60 «Рас- четы с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции с дебетом со- ответствующих счетов
Договор
Соглашение, в соответствии с которым одна сторона обязуется выполнить по заданию другой стороны определѐнную работу и сдать еѐ результат за- казчику, а последний обязуется принять результат работы и оплатить его.
Договор купли-продажи нужен, чтобы подтвердить переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Еще договор пригодится, если вам продали некачественный товар, и вы хотите его обменять или вернуть свои деньги. Помимо этого есть другие договоры между поставщиками и подрядчиками, которые показаны на рисунке
2.11.
Рисунок 2.11 – Виды договоров с поставщиками и подрядчиками
Согласно плану счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н)[7]., счет 60 называется «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На нем отражают все операции, свя- занные с приобретением и оплатой товарно-материальных ценностей, работ, услуг.
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками, а также взаимосвязанными организациями - за проданные: готовую продукцию, животных, товары; выполненные работы и оказанные услуги; полученные авансы и предварительную оплату.
К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» могут быть открыты субсчета:
62-1 «Расчеты по государственным контрактам»
62-2 «Расчеты с заготовительными и перерабатывающими организациями АПК»
62-3 «Расчеты по векселям полученным»
62-4 «Расчеты по авансам полученным»
62-5 «Внутригрупповые расчеты взаимосвязанных организаций»
62-6 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками».
15
Приведем типовые бухгалтерские проводки расчетов с поставщиками и подрядчиками таблица 2.12
Таблица – 2.12 проводки расчетов с поставщиками и подрядчиками
Операция
Д
К
Погашена задолженность перед поставщиком
60 51
Выделен НДС по выданным материальным ценностям
19 60
Погашен долг по договору мены
60 62
Отражена выручка от продажи готовой продукции
62 90
Таким образом, был изучен учет расчетов с покупателями и заказчиками, охарактеризованы нормативно - правовые основы учета расчетов с покупателями и заказчиками, рассмотрено документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками.
2.4
Нормативно-правовое регулирование и документальное оформление расчетов с подотчетными лицами
Расчеты с подотчетными лицами предполагают, во-первых, незначительные по своему размеру денежные суммы, вверяемые работникам в целях реализации опосредующих функ- ций организации, во-вторых, невозможность их осуществления в безналичном порядке. Все операции по расчетам с подотчетными лицами характеризуются ограниченным, заранее из- вестным перечнем и довольно высокой степенью регулярности их совершения.
Подотчетные лица – это лица, получившие денежные суммы под отчет для последу- ющих расходов в интересах выдавшей их организации. Средства под отчет могут быть выда- ны наличными деньгами из кассы предприятия, перечислены на корпоративную карту или зарплатную карту работника.
Нормативно – правовые документы связанные с расчетами подотчетных лиц пред- ставлены на таблице 2.13.
Таблица 2.13
– Нормативно – правовые акты, регулирующие отношения с подотчетными лицами
Наименование документа
Краткое описание документа
Указание Банка России от
11.03.2014 N 3210-У[9].
Определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами за исключением Центрального банка
Российской Федерации, кредитных организаций, а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.
Приказ Минфина РФ от
31.10.2000 N 94н[7].
Утвердить План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению.
16
Продолжение таблицы 2.13
«Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях» от
30.12.2001 N 195-ФЗ[11].
Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской
Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской
Федерации.
«Трудовой кодекс Рос- сийской Федерации» от
30.12.2001 N 197-ФЗ[12].
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, со- здание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Документальное оформление расчетов с подотчетными лицами представлено в табли- це 2.14.
Таблица 2.14 – Документальное оформление расчетов с подотчетными лицами.
Наименование документа
Краткое описание документа
Расходный кассовый ордер
Применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации.
Авансовый отчет
Применяется для учета денежных средств, выданных подотчет- ным лицам на административно - хозяйственные расходы. Составляет- ся в одном экземпляре подотчетным лицом и работником бухгалтерии.
Авансовый отчет может составляться на бумажном и машинном носи- телях информации. Проверенный авансовый отчет утверждается руко- водителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учету.
Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру в установленном поряд- ке. Перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру.
Приходный кассовый ордер
Применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники.
Выписка банка
Не потраченные работником суммы возвращаются в кассу организации.
Правильная организация учета расчетов с подотчетными лицами, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль над использованием на предприятии денежных средств и, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоот- ношениях с налоговой службой.
Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами являют- ся:
Своевременное, полное и достоверное отражение на счетах бухгалтерского учета фак- тических затрат на командировочные расходы;
17
Документальная обоснованность использования подотчетных сумм и обоснованность включения в состав затрат;
Контроль за экономным и рациональным использованием денежных средств на хо- зяйственно- операционные цели.
Командировка — это поездка по делам компании, в ходе которой работник должен вы- полнить служебное поручение. Командировка проходит вдалеке от обычного места работы, а еѐ срок оговаривается работодателем. Не считается командировкой работа проводника поез- да или курьера. Согласно ст. 167 ТК РФ[13]., на время командировки за работником сохраня- ется место (его нельзя уволить) и средний заработок.
Суточные - денежные средства, необходимые для выполнения работы и проживания сотрудника в месте выполнения служебного поручения.
Алгоритм документального оформления показан на рисунке 2.15.
Рисунок 2.15 – Алгоритм документального оформления командировки
Особенности отдельных видов командировок:
Направление работника за границу предполагает компенсацию не только проживания и выплату суточных, но также и покрытие расходов на оформление заграничного паспорта и визы.
Если пунктом назначения являются районы Крайнего Севера, оформление происходит по тем же правилам, что и любая другая поездка в пределах России.
Если работник направлен в рабочую поездку на личном транспорте, организация оформляет соответствующее разрешение. Компания компенсирует ему траты на ГСМ. Для