Файл: Отчет по учебной практике пм. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18 этого в бухгалтерию необходимо подать служебную записку с приложенными к ней марш- рутным листом, счетом, квитанциями, чеками.
­
При направлении в поездку сотрудника, работающего по совместительству, во второй организации оформляют отпуск за свой счет.
По Трудовому кодексу устной просьбы съездить в командировку недостаточно, пона- добится три документа: положение о командировках, приказ и авансовый отчет. Прави- ла командировок — в постановлении правительства. Положение о командировках —
документ, где работодатель описывает правила командировок.
С 1 июля 2019 года применять типографские БСО вместо кассового чека гостиницы не вправе. Они должны применять ККТ или автоматизированную систему БСО. Если гостиница применяет ККТ, то документом, подтверждающим расходы на проживание, будет кассовый чек. В него гостиница может включить часть реквизитов БСО
Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно- хозяйственные и прочие расходы. На выданные под отчет суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
Типовые проводки по расчету с подотчетными лицами приведены в таблице 2.16.
Таблица 2.16 – Типовые проводки по расчету с подотчетными лицами.
Проводка
Д
К
Выданы наличные под отчет
71 50
Подотчетные лица возвратили неиспользованные суммы полученного аванса
50, 51 71
Списаны невозвращенные в срок подотчетные суммы
71 94
Приобретены материалы с подотчетных средств
10 71
Работники предприятия в обязательном порядке должны отчитаться по выданным средствам путем составления авансового отчета с приложением к нему оправдательных документов.
2.5
Нормативно-правовое регулирование и документальное оформление основных средств и НМА. Состав и классификация основных средств и НМА, способы оценки и начисления амортизации основных средств и НМА
Согласно БСЭ учѐт основных средств — это учѐт наличия и движения основных средств, их износа и ремонта. Задачи учѐта основных средств: правильное документально оформление движения основных средств; своевременное начисление амортизации и износа, что способствует эффективному их использованию.

19
Основные средства — материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально- культурных функций, ожидаемый срок полезного использования которых более одного г ода.
Нематериальные активы (НМА) — это ценности, которые используются для ведения бизнеса, но не имеют физической формы.
Нормативно – правовое регулирование основных средств и нематериальных активов представлено в таблице 2.17.
Таблица 2.17 – Нормативно – правовое регулирование основных средств и нематериальных активов.
Наименование документа
Краткое описание документа
Приказ Министерства финансов Ро ссийской
Федерации от 29.07.1998 г.
№ 34н [4].
Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству РФ.
Приказ Минфина России от
06.05.1999 N 32н ПБУ 9/99 [14].
Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций.
Приказ Минфина России от
06.05.1999 N 33н ПБУ 10/99
[15].
Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций.
Приказ Минфина РФ от 13 июня
1995 г. N 49[16].
Устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.
Федеральный закон от 06.12.2011 N
402-ФЗ[4].
Установление требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской отчетности, создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000
N 94н[7].
Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению.
Методы оценки ОС представлены в таблице 2.18.
Таблица 2.18 – методы оценки ОС.
Метод
Описание
Оценка по первоначальной стоимости
Учитываются цены того времени, когда ОС были созданы
Оценка по восстановительной стоимости
Это первоначальная стоимость основного средства, подвергшаяся переоценке.
Оценка по остаточной стоимости
Это разница между первоначальной или восстановительной стоимостью и суммой амортизационных отчислений.
Состав и классификация ОС представленные на рисунке 2.19.


20
Рисунок 2.18 – Состав и классификация основных средств
Основные средства предприятия оцениваются в двух видах показателей: натуральном и по стоимости. Натуральный показатель отображает количество, состав ОС, также он необходим для расчета производственных мощностей ОС, если это оборудование, для его ремонта или замены
Амортизация основного средства, т.е. ежемесячное списание его стоимости на затраты, может производиться следующими способами представленными на рисунке 2.19.
Рисунок 2.19 – способы начисления амортизации
Классификационные признаки основных средств
По составу и назначению
По направленно- сти использования
По степени использования
По принадлежности
Здания
Сооружения
Машины и оборудования
Производственные
Непроизводствен- ные
Бездействую- щие
Собственные
Арендованные
Действующие
Транспортные средства
Производственный и хозяйственный инвентарь
Способы начисления амортизации
Линейный
Нелинейный
Списание по сумме лет срока полезной эксплуатации
Ускоренный способ
Уменьшаемый остаток
Уменьшение сто- имости пропорци- онально объему продукции

21
Правила документального оформления поступления ОС на предприятие в российской нормативной базе не закреплены. Вместе с тем отдельные положения содержатся в законе о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ[7]., а также в методических указаниях по бухучету ОС, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н.[17]. Документальное оформление ОС представлено в таблице 2.20.
Таблица 2.20 – Документальное оформление ОС.
Наименование документа
Краткое описание документа
ОС-1
Это стандартный шаблон, который компания может использовать применительно к любому вновь поступающему объекту ОС
ОС-1а
Используется для оформления приемки и ввода в эксплуатацию объектов недвижимости (зданий, сооружений), выбытия зданий и сооружений при их передаче от одной организации к другой (продаже, мене и пр.).
ОС-1б
Такой шаблон фирма может применить, если принимает к учету не один объект, а сразу группу однородных.
ОС-14
Актом по такой форме компания может оформить поступление в распоряжение фирмы (на ее склад) оборудования, которое в будущем
(после осуществления монтажа), будет использоваться в качестве ОС.
ОС-15
Заполняется при проведении монтажных работ по установке оборудования.
Эта форма представляет собой акт приемки-передачи, отражающий момент предоставления заказчиком подрядчику оборудования, подлежащего монтажу, для проведения монтажных работ.
ОС-6
Для группового учета объектов ОС
ОС-6а
Карточка, в которой осуществляется учет наличия, а также переоценки основных фондов, объединенных в группы, т. е. однотипных или единообразных.
ОС-6б
Регистр, применяемый для учета основных средств (ОС) при небольшом их количестве.
Порядок документального оформления поступления в фирму и выбытия из компании объектов ОС во многом схож: подписывается соответствующий акт, после чего создается инвентарная карточка либо в такой карточке проставляются необходимые отметки.
Компаниям важно понимать: несмотря на то, что унифицированных форм актов сегодня не установлено, сама необходимость оформления таких документов сохраняется.
Любые хозяйственные операции в организации оформляются первичными учетными документами. Документальное оформление НМА приведено в таблице 2.21.
Таблица 2.21 – Документальное оформление НМА.
Наименование документа
Краткое описание документа
Акт приемки нематериальных активов
Получение нематериальных активов от сторонней организации или физического лица, акт приемки нематериальных активов, подтверждающий их оприходование в организации, документы, подтверждающие стоимость услуг сторонних организаций, связанных с приобретением нематериальных активов, полученных безвозмездно.


22
Продолжение таблицы 2.21
Акт списания нематериальных активов
Организация передает исключительное право на владение и (или) использование объекта НМА по договору об отчуждении исключительного права.
Карточка учета нематериальных активов
Фиксируются операции по приобретению, движению и выбытию не имеющего вещественной формы актива, а также приводится характеристика этого имущества.
К нематериальным активам относятся исключительные права, показанные на рисунке
2.22.
Рисунок 2.22 – Составляющее НМА
Счет 01 «Основные средства» — это активный синтетический счет, на котором обобщается информации о наличии и движении основных средств
(ОС) организации. Счет 01 используется независимо от того, находятся такие основные средства в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде или доверительном управлении. Типовые проводки по учету ОС приведены в таблице 2.23.
Таблица 2.23 - Типовые проводки по учету ОС.
Операция
Д
К
Принят к учету объект основных средств
01 08
Списана сумма амортизации по выбывшему основному средству
02 01
Отражено списание основных средств
01 01
Возвращен объект ОС при прекращении договора простого товарищества
80 01
Аналитический учет ОС должен быть построен таким образом, чтобы он давал возможность получать данные о наличии и движении основных средств для составления бухгалтерской отчетности.

23
К счету 01 «Основные средства» могут быть открыты субсчета:
­ 01-1 «Производственные основные средства основной деятельности (кроме скота, многолетних насаждений, инвентаря, земельных участков и объектов природопользования)»;
­ 01-2 «Прочие производственные основные средства»;
­ 01-3 «Непроизводственные основные средства»;
­ 01-4 «Скот рабочий и продуктивный»;
­ 01-5 «Многолетние насаждения»;
­ 01-6 «Земельные участки и объекты природопользования»;
­ 01-7 «Объекты неинвентарного характера»;
­ 01-8 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
­ 01-9 «Основные средства, полученные по лизингу и в аренду»;
­ 01-10 «Прочие объекты основных средств»;
­ 01-11 «Выбытие основных средств».
Счет 02 по плану счетов называется «Амортизация основных средств». На нем бухгалтеры ведут учет начисленной амортизации, ее увеличение и уменьшение, списание, через него же оформляют выбытие ОС. Типовые проводки по учету амортизации ОС отражены в таблице 2.24.
Таблица 2.24 - Типовые проводки по учету амортизации ОС.
Операция
Д
К
Начислена амортизация на токарный станок
23 02
Выявлено недоначисление амортизации за зерносклад
91 02
Уменьшена амортизация в результате уценки
02 83
Уменьшена амортизация по ОС переданным ОП на отдельном балансе
02 79
Счет 04 «Нематериальные активы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов организации, а также о расходах организации на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Типовые проводки по учету НМА приведены в таблице 2.25.
Таблица 2.25 – Типовые проводки по учету НМА.
Операция
Д
К
Списана сумма амортизации, начисленной на реализованный НМА
Источник: https://online-buhuchet.ru/schet-04-provodki-nematerialnye-aktivy
Источник: https://www.business.ru/article/2272-schet-04
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки
05 04
Списана остаточная стоимость реализованного НМА
Источник: https://online-buhuchet.ru/schet-04-provodki-nematerialnye-aktivy
Источник: https://www.business.ru/article/2272-schet-04
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки
91 04
Осуществлена оплата за НМА наличными
Источник: https://online-buhuchet.ru/schet-04-provodki-nematerialnye-aktivy
04 05
Со специального банковского счета списаны средства в счет оплаты за
НМА
04 55
Счет 05 «Амортизация нематериальных активов» предназначен для обобщения информации об амортизации нематериальных активов, накопленной за время использования


24 объектов нематериальных активов организации. Типовые проводки по учету амортизации
НМА в таблице 2.26.
Таблица 2.26 - Типовые проводки по учету амортизации НМА.
Операция
Д
К
Учтены амортизационные отчисления на НМА, используемый для создания нового объекта НМА y
Источник: https://online-buhuchet.ru/schet-04-provodki-nematerialnye-aktivy
Источник: https://www.business.ru/article/2272-schet-04
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки
08 05
Учтена сумма амортизационных отчислений на объект НМА, используемый в основном производстве
Источник: https://online-buhuchet.ru/schet-04-provodki-nematerialnye-aktivy
Источник: https://online-buhuchet.ru/schet-04-provodki-nematerialnye-aktivy
Источник: https://www.business.ru/article/2272-schet-04
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки
20 05
Начислена амортизация по НМА, используемым при выполнении работ, затраты на которые учитываются как расходы будущих периодов.
05 97
Начисляется амортизация по НМА, используемым в обслуживающем производстве
05 29
Практически у любого предприятия есть имущество, которое входит в оборотные активы и необходимо для осуществления текущей деятельности. В материальной форме они не выражены, существуют обычно в плоскости юридических прав. Нематериальные активы также являются важнейшей составляющей любой компании, отражают ее ликвидность и стабильность, позволяют получать прибыль.
2.6
Нормативно-правовое регулирование и документальное
Оформление материально-производственных запасов, их классификация
Материально-производственные запасы (МПЗ) – активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (вы- полнения работ, оказания услуг), приобретаемые непосредственно для перепродажи, а также используемые для управленческих нужд организации. Они регулируются нормативно – пра- вовыми документами, представленными в таблице 2.27.
Таблица 2.27 – Нормативно – правовые документы материально-производственных запасов.
Наименование документа
Краткое описание документа
Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н
ФСБУ 5/201918].
Утвердить прилагаемый Федераль- ный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы»
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ[7].
Установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской отчетности, а также создание право- вого механизма регулирования бухгалтерского учета
Приказом №34н от
29.07.1998г[8].
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
Приказ Минфина РФ от
31.10.2000 N 94н[7].
Утвердить План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению


25
Основными задачами учета материально-производственных запасов являются: а) формирование фактической себестоимости запасов; б) правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов; в) контроль над сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения; г) контроль над соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечива- ющих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг; д) своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот; е) проведение анализа эффективности использования запасов.
Классификация материально-производственных запасов представлена на рисунке 2.28.
Рисунок 2.28 – Классификация МПЗ
Документальное оформление движения производственных запасов должно обеспечивать непрерывное отражение движения запасов, позволить вести количественный учет. Организация имеет право использовать унифицированные формы документов, утвержденные Государственным комитетом Российской Федерации по статистике,

26 отраслевые формы, принятые федеральными органами исполнительной власти, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие обязательные реквизиты.
Документальное оформление МПЗ приведено в таблице 2.29.
Таблица 2.29 - Документальное оформление МПЗ
Наименование документа
Краткое описание документа
М - 4
Применяется для учета материалов. Это могут быть и материалы, принятые от поставщиков, и материалы, поступившие из переработки. Также приходным ордером можно оформить материалы, принятые на ответственное хранение. Применяется всеми организациями, независимо от их сферы деятельности.
М - 7
Акт о приемке материалов оформляется в нескольких случаях: если товар поступил без сопроводительных документов или если были выявлены качественные и количественные расхождения с теми сведениями, которые были указаны в сопроводительных документах.
М - 8
Используется она, как правило, тогда, когда на предприятии происходит систематическая передача товаров и материалов из одного подразделения в другое (чаще всего со склада).
М - 15
Используется для оформления перемещений товарно-материальных ценностей между подразделениями одной и той же организации.
М - 17
Унифицированный документ, служащий для учета движения материалов на складе.
М - 11
Предназначена для оформления операций по перемещению материально- производственных запасов (МПЗ) внутри организации.
10 счет бухгалтерского учета это синтетический балансовый счет первого порядка, предназначенный для отражения информации об одном из видов активов фирмы - материально-производственных запасах (МПЗ). Типовые проводки по учету материалов приведены в таблице 2.30.
Таблица 2.30 - Типовые проводки по учету материалов.
Операция
Д
К
Отражено перемещение материалов внутри организации со склада на склад
10 10
Оприходованы материалы по учетным ценам
10 15
Списаны материалы на затраты на производство
20 10
Израсходованы материалы для нужд вспомогательного производства
23 10
Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о заготовлении и приобретении материально-производственных запасов. Часто счет 15 используется для учета импорта материальных ценностей, когда процесс приобретения и, следовательно, формирования стоимости запасов обычно относительно длителен. В дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» относится покупная стоимость материально-производственных запасов, по которым в организацию поступили расчетные документы поставщиков.