Файл: Методическое пособие по выполнению контрольной работы для студентов иифо филиала всех специальностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Сахалинский институт железнодорожного транспорта – филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическое пособие по выполнению контрольной работы

для студентов ИИФО филиала всех специальностей

Текстовое электронное издание локального распространения
Составитель – Панов А.Г.- ст. преп.

каф. «Нефтегазовое дело, химия и экология»

Южно-Сахалинск

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ


1.

ВВЕДЕНИЕ

2

2.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

5

3.

ТАБЛИЦА ВАРИАНТОВ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ

7

4.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КУРСА

8

5.

ЗАДАЧИ

14

6.

ПРИЛОЖЕНИЕ

37

7.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

61


ВВЕДЕНИЕ

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – обязательная общеобразовательная дисциплина, в которой рассматриваются вопросы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная), а также защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Изучение дисциплины формирует у студентов представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основная цель дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для решения следующих задач:

– создания комфортного (нормированного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;


– идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

– разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

– проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

– обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в обычных и чрезвычайных ситуациях;

– прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;

– принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применению современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», наряду с прикладной инженерной направленностью, ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин.

В изучаемой дисциплине рассматриваются:

– современное состояние и негативные факторы среды обитания;

– принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия деятельности;

– анатомо-физиологические последствия воздействий на человека травмирующих и поражающих факторов, принципы их идентификации;

– средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов;

– основы проектирования экобиозащитной техники;

– методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

– прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий;

– требования к операторам технических систем;

– правовые, нормативно-технические, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности;

– контроль и управление условиями безопасной жизнедеятельности;

– отраслевые проблемы и перспективы развития БЖД как науки.



В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности специалист должен знать:

 теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»;

 основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности;

 анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов;

 средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технологических средств и технологических процессов;

 методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;

 правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности;

 методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методическое пособие разработано в соответствии с программой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», согласованной Минздравсоцразвития России и МЧС России, утвержденной Министерством образования и науки РФ в 2009 г (на основе Методического пособия по выполнению контрольной работы, Безопасность жизнедеятельности: / И.М. Тесленко. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2012. – 58 с.) и предназначено для студентов филиала всех специальностей, изучающих данную дисциплину согласно учебного плана.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предполагает изучение основных разделов, по которым студент выполняет контрольную работу. В случае необходимости студент может получить консультацию у преподавателя дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». При выполнении контрольной работы студент должен подробно ответить на четыре теоретических вопроса и решить две задачи по заданному варианту. Номер варианта устанавливается по предпоследней и последней цифрам шифра, указанного в зачетной книжке студента (табл. 1). Ответы на вопросы следует излагать в реферативной форме, приводя расчетные формулы, поясняющие эскизы, схемы, наименования и обозначения физических величин и т.п., указывая использованную литературу и нормативные документы.

Контрольная работа по БЖД выполняется в формате А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5, оставляя поля по 3 см
. Примерный объем теоретической части работы – 20-25 листов. Введение и заключение в работе не требуется. Список литературы концевой (приводится в конце теоретической части работы в порядке цитирования; нумерация сквозная). Возможно использование в работе фотографий, рисунков и схем размером не более ¼ от размера страницы. Количество их не более 2-х на одной странице.

Перед началом каждого вопроса теории и решением задач необходимо сформулировать условия (вопрос или текст задачи), согласно заданному варианту. При решении задач необходимо дать пояснения к формулам. Возможно при решении задач написание формул и уравнений в рукописном виде (остальной текст должен быть набран на компьютере согласно выше приведенным требованиям).

Работа, выполненная не по своему варианту, не в соответствии с данными требованиями не рассматривается и не рецензируется.

Теоретические вопросы по БЖД готовятся к зачету устно всеми студентами.

Таблица 1

Варианты исходных данных


Последняя цифра шифра, указанного в зачетной книжке студента

Предпоследняя цифра шифра, указанного в зачетной книжке студента

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

Вопросы

1, 14,

27, 31

4, 6

11, 23

4, 16

21, 33

8, 16

26, 31

2, 6

18, 34

6, 12

23, 28

8, 17

22, 33

1, 8

20, 32

7, 11

18, 30

5, 17

21, 28

Задачи

1,2

1, 3

1, 4

1, 5

1, 6

1, 7

1, 8

1, 9

1, 10

9, 10

2

Вопросы

2, 15

28, 32

5, 7

12, 24

5, 17

22, 34

9, 17

25, 32

3, 7

19, 35

7, 13

24, 29

9, 18

23, 34

2, 9

21, 33

8, 12

19, 31

6, 18

22, 29

Задачи

2,3

2, 4

2, 5

2, 6

2, 7

2, 8

2, 9

2, 10

8, 9

9, 10

3

Вопросы

3, 16

29, 33

6, 8

13, 25

6, 18

23, 35

10, 18

26, 33

4, 8

15, 20

8, 14

25, 30

10, 19

24, 35

3, 10

22, 34

9, 13

20, 32

7, 19

23, 30

Задачи

3, 4

3, 5

3, 6

3, 7

3, 8

3, 9

3, 10

7, 8

8, 10

8, 9

4

Вопросы

4, 17

30, 34

7, 9

14, 26

1, 7

19, 24

11, 19

27, 34

5, 9

16, 21

1, 9

15, 26

1, 13

25, 29

4, 11

23, 35

10, 14

21, 33

8, 20

24, 31

Задачи

4, 5

4, 6

4, 7

4, 8

4, 9

4, 10

6, 7

7, 10

7, 9

7, 8

5

Вопросы

5, 18

31, 35

8, 10

15, 27

2, 8

20, 25

12, 20

28, 35

6, 10

17, 22

2, 10

16, 27

2, 14

26, 30

1, 5

12, 24

11, 15

22, 34

9, 21

25, 32

Задачи

5, 6

5, 7

5, 8

5, 9

5, 10

5, 6

6, 10

6, 9

6, 8

6, 7

6

Вопросы

1, 6,

19, 32

9, 11

16, 28

3, 9

21, 26

1, 13

29, 31

7, 11

18, 23

3, 11

17, 28

3, 15,

27, 31

2, 6

13, 25

12, 16

23, 35

10, 22

26, 33

Задачи

6,7

6, 8

6, 9

6, 10

4, 5

5, 10

5, 9

5, 8

5, 7

5, 6

7

Вопросы

2, 7,

20, 33

10, 12

17, 29

4, 10

22, 27

2, 14

30, 32

8, 12

19, 24

4, 12

18, 29

4, 16

28, 32,

3, 7

14, 26

1, 13

17, 24

7, 11

23, 34

Задачи

7, 8

7,9

7, 10

3, 4

4, 10

4, 9

4, 8

4, 7

4, 6

4, 5

8

Вопросы

3, 8

21, 34

1, 13

18, 30

5, 13

23, 28

3, 15

22, 33

9, 13

20, 25

5, 13

19, 30

5, 17

29, 33

4, 8

15, 27

2, 18

25, 34

2, 24,

28, 35,

Задачи

8, 9

8, 10

2, 3

3, 10

3, 9

3, 8

3, 7

3, 6

3, 5

3, 4

9

Вопросы

4, 9

22, 35

2, 14

19, 31

6, 14

24, 29

4, 16

23, 34

4, 10

21, 26

6, 14

20, 31

6, 18

30, 34

5, 9

16, 28

3, 15

19, 26

1, 13,

25, 29

Задачи

9, 10

1, 2

2, 10

2, 9

2, 8

2, 7

2, 6

2, 5

2, 4

2, 3

0

Вопросы

3, 5

10, 23

3, 15

20, 32

7, 15

25, 30

5, 17

24, 35

5, 11

22, 27

7, 16

21, 32

7, 19

31, 35

6, 10

17, 29

4, 16

20, 27,

2, 14,

26, 30

Задачи

2, 4

1, 10

1, 9

1, 8

1, 7

1, 6

1, 5

1, 4

1, 3

1, 2


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КУРСА

1. Безопасность жизнедеятельности (БЖД). Основные термины и определения в БЖД. Структура, цель и содержание дисциплины БЖД. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Обязанности государства, работодателей и работников по охране труда.

Рекомендуемая литература [1, 30, 32, 38, 40, 43, 48, 65, 67].

2. Регулирование труда отдельных категорий работников и работников, занятых на работах с вредными, опасными и особыми условиями труда.

Рекомендуемая литература

3. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в области охраны труда и иных нормативных трудовых актов. Основные полномочия государственных инспекторов по охране труда. Трехступенчатая система контроля на предприятиях железнодорожного транспорта. Ответственность за нарушение требований охраны труда

Рекомендуемая литература [1, 3, 7, 10, 30, 32, 33, 34, 38, 43, 44, 56, 65, 67].

4. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Документация по охране труда, разрабатываемая на предприятии. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда.

Рекомендуемая литература [1, 30, 33, 37, 38, 40, 41, 43, 44].

5. Технические регламенты и стандарты. Изменения нормативной базы по охране труда, связанные с введением технических регламентов и стандартов.

Рекомендуемая литература

6. Система управления охраной труда (СУОТ) на железнодорожном транспорте. Цели, функции и задачи СУОТ.

Рекомендуемая литература [3, 10, 33, 34, 44, 65, 67].

7. Риск и профессиональная деятельность. Организация безопасности работников железнодорожного транспорта на путях.

Рекомендуемая литература [33, 34, 44, 48, 60, 65].

8. Обучение, инструктирование работников безопасности труда и пропаганда охраны труда на предприятиях железнодорожного транспорта.

Рекомендуемая литература [4, 6, 9, 33, 34, 49].

9. Специальная оценка условий труда на предприятии. Цель ее проведения, этапы, периодичность проведения. Использование результатов СОУТ в деятельности организации.

Рекомендуемая литература [2, 7, 50].

10. Производственный травматизм на предприятиях железнодорожного транспорта. Статистические показатели уровня производственного травматизма. Порядок расследования, регистрации и учета несчастных случаев на производстве. Порядок формирования комиссии, ее состав, необходимые документы, сроки расследования.