Файл: Методическое пособие по выполнению контрольной работы для студентов иифо филиала всех специальностей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Сахалинский институт железнодорожного транспорта – филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическое пособие по выполнению контрольной работы
для студентов ИИФО филиала всех специальностей
Текстовое электронное издание локального распространения
Составитель – Панов А.Г.- ст. преп.
каф. «Нефтегазовое дело, химия и экология»
Южно-Сахалинск
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | ВВЕДЕНИЕ | 2 |
2. | ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ | 5 |
3. | ТАБЛИЦА ВАРИАНТОВ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ | 7 |
4. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КУРСА | 8 |
5. | ЗАДАЧИ | 14 |
6. | ПРИЛОЖЕНИЕ | 37 |
7. | БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 61 |
ВВЕДЕНИЕ
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – обязательная общеобразовательная дисциплина, в которой рассматриваются вопросы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная), а также защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.
Изучение дисциплины формирует у студентов представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Основная цель дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для решения следующих задач:
– создания комфортного (нормированного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
– идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;
– разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
– проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;
– обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в обычных и чрезвычайных ситуациях;
– прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
– принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применению современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», наряду с прикладной инженерной направленностью, ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин.
В изучаемой дисциплине рассматриваются:
– современное состояние и негативные факторы среды обитания;
– принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия деятельности;
– анатомо-физиологические последствия воздействий на человека травмирующих и поражающих факторов, принципы их идентификации;
– средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов;
– основы проектирования экобиозащитной техники;
– методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
– прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий;
– требования к операторам технических систем;
– правовые, нормативно-технические, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности;
– контроль и управление условиями безопасной жизнедеятельности;
– отраслевые проблемы и перспективы развития БЖД как науки.
В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности специалист должен знать:
теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»;
основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности;
анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов;
средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технологических средств и технологических процессов;
методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;
правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности;
методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методическое пособие разработано в соответствии с программой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», согласованной Минздравсоцразвития России и МЧС России, утвержденной Министерством образования и науки РФ в 2009 г (на основе Методического пособия по выполнению контрольной работы, Безопасность жизнедеятельности: / И.М. Тесленко. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2012. – 58 с.) и предназначено для студентов филиала всех специальностей, изучающих данную дисциплину согласно учебного плана.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предполагает изучение основных разделов, по которым студент выполняет контрольную работу. В случае необходимости студент может получить консультацию у преподавателя дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». При выполнении контрольной работы студент должен подробно ответить на четыре теоретических вопроса и решить две задачи по заданному варианту. Номер варианта устанавливается по предпоследней и последней цифрам шифра, указанного в зачетной книжке студента (табл. 1). Ответы на вопросы следует излагать в реферативной форме, приводя расчетные формулы, поясняющие эскизы, схемы, наименования и обозначения физических величин и т.п., указывая использованную литературу и нормативные документы.
Контрольная работа по БЖД выполняется в формате А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5, оставляя поля по 3 см
. Примерный объем теоретической части работы – 20-25 листов. Введение и заключение в работе не требуется. Список литературы концевой (приводится в конце теоретической части работы в порядке цитирования; нумерация сквозная). Возможно использование в работе фотографий, рисунков и схем размером не более ¼ от размера страницы. Количество их не более 2-х на одной странице.
Перед началом каждого вопроса теории и решением задач необходимо сформулировать условия (вопрос или текст задачи), согласно заданному варианту. При решении задач необходимо дать пояснения к формулам. Возможно при решении задач написание формул и уравнений в рукописном виде (остальной текст должен быть набран на компьютере согласно выше приведенным требованиям).
Работа, выполненная не по своему варианту, не в соответствии с данными требованиями не рассматривается и не рецензируется.
Теоретические вопросы по БЖД готовятся к зачету устно всеми студентами.
Таблица 1
Варианты исходных данных
Последняя цифра шифра, указанного в зачетной книжке студента | Предпоследняя цифра шифра, указанного в зачетной книжке студента | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | ||||||||||||
1 | Вопросы | 1, 14, 27, 31 | 4, 6 11, 23 | 4, 16 21, 33 | 8, 16 26, 31 | 2, 6 18, 34 | 6, 12 23, 28 | 8, 17 22, 33 | 1, 8 20, 32 | 7, 11 18, 30 | 5, 17 21, 28 | ||||||||||
Задачи | 1,2 | 1, 3 | 1, 4 | 1, 5 | 1, 6 | 1, 7 | 1, 8 | 1, 9 | 1, 10 | 9, 10 | |||||||||||
2 | Вопросы | 2, 15 28, 32 | 5, 7 12, 24 | 5, 17 22, 34 | 9, 17 25, 32 | 3, 7 19, 35 | 7, 13 24, 29 | 9, 18 23, 34 | 2, 9 21, 33 | 8, 12 19, 31 | 6, 18 22, 29 | ||||||||||
Задачи | 2,3 | 2, 4 | 2, 5 | 2, 6 | 2, 7 | 2, 8 | 2, 9 | 2, 10 | 8, 9 | 9, 10 | |||||||||||
3 | Вопросы | 3, 16 29, 33 | 6, 8 13, 25 | 6, 18 23, 35 | 10, 18 26, 33 | 4, 8 15, 20 | 8, 14 25, 30 | 10, 19 24, 35 | 3, 10 22, 34 | 9, 13 20, 32 | 7, 19 23, 30 | ||||||||||
Задачи | 3, 4 | 3, 5 | 3, 6 | 3, 7 | 3, 8 | 3, 9 | 3, 10 | 7, 8 | 8, 10 | 8, 9 | |||||||||||
4 | Вопросы | 4, 17 30, 34 | 7, 9 14, 26 | 1, 7 19, 24 | 11, 19 27, 34 | 5, 9 16, 21 | 1, 9 15, 26 | 1, 13 25, 29 | 4, 11 23, 35 | 10, 14 21, 33 | 8, 20 24, 31 | ||||||||||
Задачи | 4, 5 | 4, 6 | 4, 7 | 4, 8 | 4, 9 | 4, 10 | 6, 7 | 7, 10 | 7, 9 | 7, 8 | |||||||||||
5 | Вопросы | 5, 18 31, 35 | 8, 10 15, 27 | 2, 8 20, 25 | 12, 20 28, 35 | 6, 10 17, 22 | 2, 10 16, 27 | 2, 14 26, 30 | 1, 5 12, 24 | 11, 15 22, 34 | 9, 21 25, 32 | ||||||||||
Задачи | 5, 6 | 5, 7 | 5, 8 | 5, 9 | 5, 10 | 5, 6 | 6, 10 | 6, 9 | 6, 8 | 6, 7 | |||||||||||
6 | Вопросы | 1, 6, 19, 32 | 9, 11 16, 28 | 3, 9 21, 26 | 1, 13 29, 31 | 7, 11 18, 23 | 3, 11 17, 28 | 3, 15, 27, 31 | 2, 6 13, 25 | 12, 16 23, 35 | 10, 22 26, 33 | ||||||||||
Задачи | 6,7 | 6, 8 | 6, 9 | 6, 10 | 4, 5 | 5, 10 | 5, 9 | 5, 8 | 5, 7 | 5, 6 | |||||||||||
7 | Вопросы | 2, 7, 20, 33 | 10, 12 17, 29 | 4, 10 22, 27 | 2, 14 30, 32 | 8, 12 19, 24 | 4, 12 18, 29 | 4, 16 28, 32, | 3, 7 14, 26 | 1, 13 17, 24 | 7, 11 23, 34 | ||||||||||
Задачи | 7, 8 | 7,9 | 7, 10 | 3, 4 | 4, 10 | 4, 9 | 4, 8 | 4, 7 | 4, 6 | 4, 5 | |||||||||||
8 | Вопросы | 3, 8 21, 34 | 1, 13 18, 30 | 5, 13 23, 28 | 3, 15 22, 33 | 9, 13 20, 25 | 5, 13 19, 30 | 5, 17 29, 33 | 4, 8 15, 27 | 2, 18 25, 34 | 2, 24, 28, 35, | ||||||||||
Задачи | 8, 9 | 8, 10 | 2, 3 | 3, 10 | 3, 9 | 3, 8 | 3, 7 | 3, 6 | 3, 5 | 3, 4 | |||||||||||
9 | Вопросы | 4, 9 22, 35 | 2, 14 19, 31 | 6, 14 24, 29 | 4, 16 23, 34 | 4, 10 21, 26 | 6, 14 20, 31 | 6, 18 30, 34 | 5, 9 16, 28 | 3, 15 19, 26 | 1, 13, 25, 29 | ||||||||||
Задачи | 9, 10 | 1, 2 | 2, 10 | 2, 9 | 2, 8 | 2, 7 | 2, 6 | 2, 5 | 2, 4 | 2, 3 | |||||||||||
0 | Вопросы | 3, 5 10, 23 | 3, 15 20, 32 | 7, 15 25, 30 | 5, 17 24, 35 | 5, 11 22, 27 | 7, 16 21, 32 | 7, 19 31, 35 | 6, 10 17, 29 | 4, 16 20, 27, | 2, 14, 26, 30 | ||||||||||
Задачи | 2, 4 | 1, 10 | 1, 9 | 1, 8 | 1, 7 | 1, 6 | 1, 5 | 1, 4 | 1, 3 | 1, 2 |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КУРСА
1. Безопасность жизнедеятельности (БЖД). Основные термины и определения в БЖД. Структура, цель и содержание дисциплины БЖД. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Обязанности государства, работодателей и работников по охране труда.
Рекомендуемая литература [1, 30, 32, 38, 40, 43, 48, 65, 67].
2. Регулирование труда отдельных категорий работников и работников, занятых на работах с вредными, опасными и особыми условиями труда.
Рекомендуемая литература
3. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в области охраны труда и иных нормативных трудовых актов. Основные полномочия государственных инспекторов по охране труда. Трехступенчатая система контроля на предприятиях железнодорожного транспорта. Ответственность за нарушение требований охраны труда
Рекомендуемая литература [1, 3, 7, 10, 30, 32, 33, 34, 38, 43, 44, 56, 65, 67].
4. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Документация по охране труда, разрабатываемая на предприятии. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда.
Рекомендуемая литература [1, 30, 33, 37, 38, 40, 41, 43, 44].
5. Технические регламенты и стандарты. Изменения нормативной базы по охране труда, связанные с введением технических регламентов и стандартов.
Рекомендуемая литература
6. Система управления охраной труда (СУОТ) на железнодорожном транспорте. Цели, функции и задачи СУОТ.
Рекомендуемая литература [3, 10, 33, 34, 44, 65, 67].
7. Риск и профессиональная деятельность. Организация безопасности работников железнодорожного транспорта на путях.
Рекомендуемая литература [33, 34, 44, 48, 60, 65].
8. Обучение, инструктирование работников безопасности труда и пропаганда охраны труда на предприятиях железнодорожного транспорта.
Рекомендуемая литература [4, 6, 9, 33, 34, 49].
9. Специальная оценка условий труда на предприятии. Цель ее проведения, этапы, периодичность проведения. Использование результатов СОУТ в деятельности организации.
Рекомендуемая литература [2, 7, 50].
10. Производственный травматизм на предприятиях железнодорожного транспорта. Статистические показатели уровня производственного травматизма. Порядок расследования, регистрации и учета несчастных случаев на производстве. Порядок формирования комиссии, ее состав, необходимые документы, сроки расследования.