Файл: Теория Эдварда Люттвака содержит ценное исследование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теория и практика захвата политической власти интересовала людей в течение всей истории политарных обществ.
Широкую известность в качестве методологических предпосылок и теоретических источников теории так называемых цветных революций получили работы Курцио Малапарте «Техника государственного переворота», Эдварда Люттвака «Государственный переворот» и Джина Шарпа «198 методов ненасильственных действий». Если первая из них успела устареть с 1930-х годов, то две другие сохранят актуальность и в настоящее время.
Теория Эдварда Люттвака содержит ценное исследование силовых аспектов смены политических режимов, методов нейтрализации противостоящих политических сил, включая вооруженные силы. Технологию государственного переворота Э. Люттвак считает политически и идеологически нейтральной. При этом он вводит существенные ограничения на применение своей теории. Открытая коррупция, вызывающая негативное восприятие гражданами государства и облегчающая переворот, по его мнению — прямое следствие отсутствия гражданского общества.
Ученый полагает, что только в гражданском обществе могут зародиться эффективные нормы политической жизни, которые будет осознавать и принимать каждый гражданин, то есть без гражданского общества не может быть эффективно действующих норм, естественно вырастающих из ценностей и убеждений общества. А без них государство представляет собой не более чем машину подавления. Именно в этом случае государственный переворот становится возможным, потому что над аппаратом власти, как и над любым механизмом, можно получить контроль, перехватив самые важные рычаги управления. Именно захват ключевых элементов управления государственным бюрократическим аппаратом составляет сущность государственного переворота.
Привлечение новых сторонников ведется с помощью сообщения им политических целей, сведений о привлечении к участию в перевороте других лиц и задач, которые ему предстоит выполнять.
Цели путча следует формулировать в терминах политических отношений, избегая упоминания конкретных персон, поскольку они могут вызвать отторжение у потенциальных участников переворота. Цели должны быть сформулированы с учетом специфики данной страны, предлагать решение именно ее проблем и по форме совпадать с политическими представлениями большинства населения.
Нейтрализация политических сил должна строиться на нейтрализации основных фигур, поскольку не будет хватать сил. На следующем этапе возможна нейтрализация и других фигур. Сами политические силы могут действовать против путча по двум направлениям: собирать массы против нового правительства и манипулировать техническими средствами, находящимися в их распоряжении, чтобы препятствовать консолидации новой власти.
При этом не все силы необходимо нейтрализовать, можно дать возможность участия в политической жизни экстремистских сил. Их агитация против победителя даст следующие положительные результаты: можно будет получить поддержку тех политических сил, которые боятся экстремистов больше, чем тех, кто совершил путч, а также будет получена возможность бороться с другими враждебными группами, после того как они будут ассоциироваться с экстремистами.
В дальнейшем необходимо установить контроль над распространением информации, не допуская появления информационных поводов, создаваемых свергнутыми политическими противниками. Бюрократия и население должны физически ощутить реальность и силу путчистов, поэтому целями для захвата должны стать следующие помещения, где размещены представители реальных политических сил страны, основные административные здания и здания-символы.
Одной из важнейших задач, возникающих после совершения путча, становится его легитимизация. Акцент при этом может делаться на том, что нелегитимность предыдущего режима была сознательной и постоянной, а нелегитимность путча является только необходимой и временной.
Послепутчевая информационная кампания призвана выполнить две задачи: отбивать охоту к сопротивлению, подчеркивая имеющуюся у путчистов силу и останавливать страхи, которые могут дать рост такому сопротивлению.
Следует продемонстрировать реальность и силу путча с помощью перечисления объектов, над которыми установлен контроль, подчеркивания восстановления закона и порядка и настойчивых сообщений о том, что сопротивление прекращено. Новости о сопротивлении неизбежно порождают веру в новое сопротивление, поэтому такие сообщения должны быть исключены и вытеснены из информационного поля страны.
Теория Джина Шарпа основана на методологии ненасильственного сопротивления власти. Ненасильственное сопротивление
, по его мнению, показало свою эффективность, поскольку механизмы власти, ориентированы на борьбу исключительно с несанкционированным и нелегитимным применением насилия неинституциональными субъектами политики.
Он полагает, что возможно в приемлемые сроки ослабить сторонников правящего режима и истощить их ресурсы. Джин Шарп обосновывает стратегию движения от одной ограниченной цели к другой, необходимость ведения маломасштабных кампаний, посильных малым социальным группам. Такая стратегия позволяет оригинально решать проблему лидерства. В харизматических лидерах, ставящих масштабные цели и дорожащих своими амбициями, по его мнению, более нет нужды.
Полковник Роберт Хелви, который возглавляет Институт Альберта Эйнштейна в Бостоне, воплотивший в жизнь идеи Д. Шарпа, уверен, что не индивиды являются основной поддерживающей силой режима, а организации и институции. Для борьбы с ними следует определить их сильные и слабые стороны, точки их уязвимости. Возможно найти силу, способную противостоять институтам и организациям. Это оппозиционно настроенные студенты, агрессивность которых следует всячески поощрять и предпринимать для этого специальные меры. Р. Хелви сформулировал следующие десять пунктов характеристики ненасильственного действия.
Ненасильственное действие не имеет ничего общего с пассивностью и трусостью.
Ненасильственное действие не должно ассоциироваться с исключительно вербальным или психологическим убеждением.
Ненасильственное действие не строится на представлении о том, что люди исходно хороши (явное влияние доктрины политического реализма, философской концепции Т. Гоббса и англосаксонской политической традиции).
Люди, совершающие ненасильственные действия, не являются пацифистами или святыми.
Успех ненасильственного действия не требует разделяемых всеми стандартов и принципов, поэтому не является необходимостью поиск единомышленников.
Ненасильственное действие является как западным, так и восточным феноменом.
Ненасильственное действие не предполагает условия отказа оппонента от использования насилия.
В ненасильственном действии нет ничего такого, что бы предотвращало его использование как для хороших, так и для дурных дел.
Ненасильственное действие не применяется исключительно для разрешения внутренних конфликтов в демократических политических системах.
Ненасильственное действие не всегда требует больше времени для достижения победы, чем борьба с помощью насилия.
Таким образом, выделяются несколько ключевых моментов, в рамках понимания которых происходит обучение будущих участников протеста и ведение политической борьбы. Это работа с опорами режима, стратегия и лидерство.
Особое внимание Р. Хелви уделяет рассмотрению вопросов влияния на внешнюю аудиторию. Процессы глобализации позволяют в современных условиях активно использовать в качестве собственных союзников так называемых внешних акторов, среди которых выделяются три основных политических института: правительства, неправительственные организации, средства массовой информации (масс-медиа).
Р. Хелви формулирует требования к поведению лидера: создавать примеры для других; знать людей, которых собираешься вести; самому уметь выполнять ответственную работу; искать и принимать на себя ответственность; создать системы взаимного доверия внутри организации; знать оппонента; обучаться практике, используя опыт, в том числе чужой; знать возможности и таланты подчиненных и опираться на них.
Теория ненасильственного действия послужила теоретико-методологической основой так называемых бархатных революций в Германской демократической республике, Чехословакии и Венгрии.
Французский философ, социолог, политический обозреватель, политический консультант и общественный деятель Режи Дебре сформулировал оригинальную теорию медиологии. Предметом медиологии является, по его мнению, передача культурных значений посредством языка или изображения. Изображение в зависимости от исторической эпохи закономерно проходит стадии символа, идола и вИдения. Видение, свойственное художнику, как и сам феномен художника как человека искусства, является сравнительно поздним историческим явлением, феноменом эпохи Возрождения.
Р. Дебре был сподвижником Эрнесто Гевары Рича де ла Серны, более известного как Че Гевара в Боливии, советником президента Чили Сальвадора Альенде в 1971-1973 годах, советником президентов Франции Франсуа Миттерана и Жака Ширака. По его мнению, появление современных средств массовой коммуникации привело к появлению посредника, медиума, то есть самовоспроизводящегося конструкта в средствах массовой информации. Именно благодаря медиуму политическая коммуникация переходит из публичного политического пространства в информационное пространство современных средств массовой информации. СМИ приобретают ключевую роль в процессе конструирования и трансляции культурных значений.
Р. Дебре цитирует Томаса Эдисона, который сказал, что тот, кто контролирует киноиндустрию, имеет наибольшую силу влияния над людьми. По этой причине он подчеркивает роль США, которая управляет мечтами через киноиндустрию, чего не может сделать Франция, выпускающая 320 сортов вина или сыра.
Р. Дебре во многом солидаризируется со сторонниками доктрины политического реализма, в частности, с Дж. Наем, когда говорит, что власть сегодня покоится не столько на материальных факторах, сколько на факторах нематериальных. К их числу Р. Дебре относит способность хранить, управлять, распределять и создавать информацию. Ключевую роль в его концепции приобретают знания, культура и информационные системы. В этом плане Советский Союз, по его мнению, был силой только в традиционном смысле, в обычных вооружениях, поэтому и равенство с США у СССР было только в военном отношении.
На основе концепции Р.Дебре германский философ Томас Майер развил его концепцию медиакратии. Медиакратия означает лишение возможности для самоопределения гражданина. Гражданин становится пассивным зрителем политических дебатов в средствах массовой информации без возможности активного вмешательства, наблюдая ток-шоу или просматривая аналитические и новостные программы. Вместо зрителя СМИ осуществляют отбор и выражение политических событий, новостей и значений. Вместе с ростом влияния СМИ и утратой значения партий теряется также и значение граждан. Таким образом, собственно партиципаторная демократия (демократия участия) превращается в мнимую демократию созерцания.
Р. Дебре также активно участвовал в создании другой важной для решения задач по обеспечению международной безопасности теории. Это разработанная им в соавторстве с Эрнесто Геварой Ричем де ла Серной, более известным как команданте Че или Че Гевара, концепцией фоко. Основным исходным положением данной теории является постулат, в соответствии с которым не следует ждать созревания экономико-политических условий для революции, как этого требовало следование классическим марксистским теориям и практикам. Активная группа повстанцев, по мнению Че Гевары и Режи Дебре, сама может дать толчок пробуждению активности широких народных масс.
Че Гевара вынес из кубинской революции три фундаментальных урока: народные силы могут побеждать армию; не следует ожидать