Файл: Теория Эдварда Люттвака содержит ценное исследование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
наступления всех необходимых условий для революции; в неразвитой Америке основой военного конфликта становится сельская местность. Эти уроки представляют собой мотивацию для вхождения в революционную ситуацию при любых условиях.
Народное партизанское движение не находится в пассивной защите, это защита в контакте с врагом. Разница между насильственными и ненасильственными действиями не измеряется количеством выстрелов. Революция, которая постоянно не движется вперед, это революция, которая отступает. Основной стратегической целью является захват власти.
Революционный фокус - это малые группы, которые сами выбирают тактику: или контратаковать, или подождать лучших условий. В первые моменты слабость такой группы столь очевидна, что все свои усилия она должна распространять на контакты с людьми, на те области, которые станут ее поддержкой.
После неудачного применения идеи фоко в сельской местности ее попытались применить в городах. На практике же и городские революционеры не доказали свою эффективность. Однако, в Латинской Америке в ее многомиллионных перенаселенных «городах-государствах» относительно небольшие, но хорошо организованные и мотивированные группы вооруженных людей могут поддерживать внутреннюю войну в течение долгого времени. Это не значит, что у них нет народной поддержки, которая может возникать время от времени. Речь идет о том, что всенародная поддержка не является в этих странах обязательным элементом.
Комплексное применение вышеописанных теорий позволило к началу XXI века создать уникальную по эффективности комбинированную политическую технологию, получившую название цветной революции. Термин «цветная революция» вошел в научный и обыденный оборот в 2003 году после событий 3 ноября – 23 ноября 2003 года в Республике Грузия, получивших название Революции роз. К цветным революциям относят также оранжевую революцию 22 ноября 2004 года – 23 января 2005 года на Украине и тюльпановую революцию 27 февраля – 11 апреля в Киргизии и сиреневую революцию 6-12 апреля 2009 года в Молдавии. Отнесение иных событий к разряду цветных революций представляется спорным по ряду причин: поражение выступавших, наличие на территории государства иностранных военных контингентов, применение насилия.
Цветные революции нельзя считать революциями в полном смысле этого слова. Если социальная революция предполагает смену социально-экономической формации, способа производства общественной жизни, господствующего типа социальных отношений, то политическая революция предполагает смену политического режима. По мнению украинского ученого Г.Г. Почепцова традиционная революция предполагает смену политических элит и социального строя, бархатная – смену социального строя при устранении от власти первых лиц, представителей политического руководства, а цветная революция предполагает сохранение социального строя и круговорот элит. С бархатной революцией цветную революцию роднит ее ненасильственный характер.
Строго говоря, цветная революция представляет собой не революцию в полном смысле этого слова, а политическую технологию, технологию, имеющую относительно широкий спектр применения.
В качестве причин возникновения условий для цветных революций называли так называемый застой свободы на протяжении последнего поколения. Он выражался в снижении активности избирателей на выборах, повсеместном уменьшении количества членов политических партий, росте нелояльности избирателей, снижении уровня доверия политическим организациям, росте недоверия к собственным гражданам среди политических элит. Это вызывало рост недоверия к политическим элитам и активное участие групп граждан в мероприятиях по смене политического руководства ряда стран.
Цветные революции отличали относительно мирный характер гражданских выступлений, лидирующая роль гражданских организаций, смена власти во время президентских или парламентских выборов, результаты которых объявлялись сфальсифицированными, активизация гражданского неповиновения и протестных акций, вовлеченность международных структур в финансирование гражданских организаций, активно участвовавших в антиправительственных выступлениях.
Технология оказалось простой и эффективной.
Прежде всего, следовало выбрать страну с политическим режимом переходного типа, лучше всего – от авторитарного к демократическому.
Еще одним важным условием являлась неразвитость институтов гражданского общества в стране. Это сразу же предоставляло неоспоримые преимущества таким международным организациям, как Национальный демократический институт (NDI), Международный республиканский институт (IRI), Международный фонд избирательных систем (IFES), Институт «Открытое общество» — сеть фондов Дж. Сороса и «Дом Свободы».
Еще одним важным условием применения технологи цветных революций является определение слабого звена. Слабым звеном считается государство, в котором устойчиво наблюдается дисфункция социальных институтов. Внешним проявлением дисфункции политических институтов является высокий уровень системной коррупции в стране. Таким образом, в задачу политических технологов входит выбор цели, то есть определение *страны, в которой цветная революция возможна.
Это должна быть страна с неразвитым гражданским обществом, высоким уровнем системной коррупции и выраженной дисфункцией политических институтов, с переходным политическим режимом и устоявшимися элитными группами. Партийная и политическая система страны должна характеризоваться примерным равенством мобилизуемых ресурсов основных субъектов политики, в стране должен наличествовать паритет политических сил. В стране должны быть один главный политический центр, центр принятия решений и относительно быстро мобилизуемые массы недовольных. В стране не должно быть доминирующей политической или религиозной идеологии. Политические лидеры должны быть сопоставимы по харизме, ресурсам, политическому опыту и наличию специалистов. Как видно, число стран, соответствующих заданным критериям, ограничено.
Первый этап собственно действия предполагает скоординированные мероприятия по дестабилизации политической обстановки. В самом начале происходит перехват местных средств массовой информации и создание новых СМИ, задействование нетрадиционных каналов политической коммуникации – всемирная сеть интернет, распространение слухов. Вся новая система СМИ начинает работать на стимулирование недовольства.
Далее имеет место проведение массированной пропагандистской кампании в средствах массовой информации. В информационную среду вбрасываются самоподдерживающиеся информационные поводы, на отработку которых ориентируются местные официальные СМИ. Пропаганда направлена на повышение агрессивности и недовольства прежде всего учащейся молодежи и безработных.
Далее следует внедрение элементов глобального гражданского общества в лице международных организаций, например «Дома свободы».
Следом в нестабильную среду вводятся управляемые элементы. Например, волонтерские движения собирают добровольцев, наиболее активным из добровольцев дают практические задания, связанные с организацией деятельности небольших групп. Отличившиеся получают постоянное вознаграждение и возможность повышения статуса в иерархии организаций. Так создаются революционные фокусы, не ждущие созревания объективных условий революции, те самые фоко, описанные еще Че Геварой и Режи Дебре.
После этого создаются значимые информационные поводы и организуются мирные массовые акции, которые проводятся непрерывно на протяжении нескольких дней или недель. Участники акций демонстрируют приверженность демократическим ценностям – свободе слова, свободе совести, суверенитету народа, гуманистическим идеалам. Эти акции получают массированное информационное сопровождение в СМИ, прежде всего – международных или национальных, но имеющих аудиторию глобального уровня. На этом этапе используются достижения медиологии и практики медиакратии.
Параллельно ведутся переговоры с представителями местных элит. Часть представителей местных элит также получает возможность информационного сопровождения своей политической деятельности в мировых СМИ. После этого можно ставить вопрос о передаче политической власти представителям альтернативных элитных групп в обмен на гарантии безопасности и свободный выезд из страны. Главным условием успешности технологии цветных революций является поддержание пассивности большинства граждан и дисфункции политических институтов, в частности – института охраны правопорядка. Завершается процесс ротацией политических элит.
Как видно, применение технологии цветных революций эффективно, но имеет ряд существенных ограничений. Число подходящих для применения данной политической технологии объектов ограничено. Разработчикам технологии не проработан вопрос о вариантах действия в случае организованного активного сопротивления. Вследствие использования технологии поддержания нестабильности оказывается возможным непредвиденное развитие ситуации. Несколько сотен плохо организованных вооруженных людей в форме под руководством харизматичного лидера, разделяющих определенную политическую или религиозную идеологию, способны переломить ситуацию. То же самое могут сделать несколько тысяч безоружных людей в штатском, возглавляемых харизматичным лидером и разделяющих определенную политическую или религиозную идеологию. Непреодолимым препятствием могут оказаться идеологии и личности, а успешное применение технологии цветных революций предполагает полное исключение идеологического и личностного фактора. Ограниченные возможности применения технологии цветных революций привели к разработке так называемых технологий арабской весны.
Тем не менее, технология цветных революций показала свою эффективность. Богатая и тщательно проработанная теоретико-методологическая база, отказ от использования политической или религиозной идеологии, относительно небольшие требования к количеству и качеству используемых материальных ресурсов, использование внутригосударственных противоречий и элементов глобального гражданского общества делает технологию осуществления цветных революций доступным средством осуществления политики не только государств, но и крупных транснациональных корпораций или религиозных организаций.
Кроме того, возможность реализации данной технологии заложена в стратеги национальной безопасности США, принятой в 2015 году. В тексте Стратегии впервые появляется прежде не использовавшийся термин «правонарушитель» (“transgressor”), который является системообразующим для специального раздела cтратегии, посвященного международному порядку. В СНБ-2015 в эту категорию включаются «безответственные акторы, чья военная агрессия, тайные попытки завладеть оружием массового уничтожения или акты неспровоцированного насилия представляют собой угрозу одновременно и самим международным правилам и нормам, и миру, который они призваны обеспечивать».
Пытаясь заставить «правонарушителей» платить «надлежащую цену» за свои действия, США делают особый акцент на использовании ограничительных мер – на смену риторике «вовлечения» приходит язык «сдерживания»: санкции, устрашение (“deterrence”), меры принуждения (“coercive measures”) и т. д. Важным дополнением к осмыслению вызовов со стороны «правонарушителей» является следующая фраза: «Мы не будем строить региональные стратегии, исходя из тех сиюминутных угроз, которые представляют действия правонарушителей.
Вместо этого мы будем реализовывать долгосрочную конструктивную стратегию в каждом из регионов»1.
Нетрудно понять, что под актами неспровоцированного насилия можно понимать и силовые меры по пресечению массовых мероприятий в ходе применения упомянутых политических технологий. Таким образом, США получают возможность как прямо, так и посредством неинституциональных субъектов политики самостоятельно определять страны, против которых можно вводить режим санкций и ограничений. В этом состоит главная отложенная опасность применения технологий цветных революций, в том числе пресловутой оранжевой.
Подводя итог, следует заявить, что политические технологии цветных революций являются продуктом систематического и планомерного изучения ряда философских концепций и научных теорий, обобщения опыта, полученного поколениями военнослужащих, политических консультантов, политических и избирательных технологов, специалистов в области пропаганды, журналистов и политических обозревателей, психологов и специалистов в области связей с общественностью.
Специфика данных политических технологий позволяет использовать их не только государствам, но и другим субъектам политики, в том числе террористическим и экстремистским организациям. Вместе с тем, субъекты политического процесса, использующие данные технологии, могут рассчитывать в известной степени на поддержку со стороны США, а также институтов глобального гражданского общества.
Народное партизанское движение не находится в пассивной защите, это защита в контакте с врагом. Разница между насильственными и ненасильственными действиями не измеряется количеством выстрелов. Революция, которая постоянно не движется вперед, это революция, которая отступает. Основной стратегической целью является захват власти.
Революционный фокус - это малые группы, которые сами выбирают тактику: или контратаковать, или подождать лучших условий. В первые моменты слабость такой группы столь очевидна, что все свои усилия она должна распространять на контакты с людьми, на те области, которые станут ее поддержкой.
После неудачного применения идеи фоко в сельской местности ее попытались применить в городах. На практике же и городские революционеры не доказали свою эффективность. Однако, в Латинской Америке в ее многомиллионных перенаселенных «городах-государствах» относительно небольшие, но хорошо организованные и мотивированные группы вооруженных людей могут поддерживать внутреннюю войну в течение долгого времени. Это не значит, что у них нет народной поддержки, которая может возникать время от времени. Речь идет о том, что всенародная поддержка не является в этих странах обязательным элементом.
Комплексное применение вышеописанных теорий позволило к началу XXI века создать уникальную по эффективности комбинированную политическую технологию, получившую название цветной революции. Термин «цветная революция» вошел в научный и обыденный оборот в 2003 году после событий 3 ноября – 23 ноября 2003 года в Республике Грузия, получивших название Революции роз. К цветным революциям относят также оранжевую революцию 22 ноября 2004 года – 23 января 2005 года на Украине и тюльпановую революцию 27 февраля – 11 апреля в Киргизии и сиреневую революцию 6-12 апреля 2009 года в Молдавии. Отнесение иных событий к разряду цветных революций представляется спорным по ряду причин: поражение выступавших, наличие на территории государства иностранных военных контингентов, применение насилия.
Цветные революции нельзя считать революциями в полном смысле этого слова. Если социальная революция предполагает смену социально-экономической формации, способа производства общественной жизни, господствующего типа социальных отношений, то политическая революция предполагает смену политического режима. По мнению украинского ученого Г.Г. Почепцова традиционная революция предполагает смену политических элит и социального строя, бархатная – смену социального строя при устранении от власти первых лиц, представителей политического руководства, а цветная революция предполагает сохранение социального строя и круговорот элит. С бархатной революцией цветную революцию роднит ее ненасильственный характер.
революция | насилие | социальный строй | лидеры | элиты |
Социальная | осуществляется | смена | смена | смена |
Бархатная | нет | смена | смена | сохранение |
Цветная | нет | сохранение | ? | круговорот |
Строго говоря, цветная революция представляет собой не революцию в полном смысле этого слова, а политическую технологию, технологию, имеющую относительно широкий спектр применения.
В качестве причин возникновения условий для цветных революций называли так называемый застой свободы на протяжении последнего поколения. Он выражался в снижении активности избирателей на выборах, повсеместном уменьшении количества членов политических партий, росте нелояльности избирателей, снижении уровня доверия политическим организациям, росте недоверия к собственным гражданам среди политических элит. Это вызывало рост недоверия к политическим элитам и активное участие групп граждан в мероприятиях по смене политического руководства ряда стран.
Цветные революции отличали относительно мирный характер гражданских выступлений, лидирующая роль гражданских организаций, смена власти во время президентских или парламентских выборов, результаты которых объявлялись сфальсифицированными, активизация гражданского неповиновения и протестных акций, вовлеченность международных структур в финансирование гражданских организаций, активно участвовавших в антиправительственных выступлениях.
Технология оказалось простой и эффективной.
Прежде всего, следовало выбрать страну с политическим режимом переходного типа, лучше всего – от авторитарного к демократическому.
Еще одним важным условием являлась неразвитость институтов гражданского общества в стране. Это сразу же предоставляло неоспоримые преимущества таким международным организациям, как Национальный демократический институт (NDI), Международный республиканский институт (IRI), Международный фонд избирательных систем (IFES), Институт «Открытое общество» — сеть фондов Дж. Сороса и «Дом Свободы».
Еще одним важным условием применения технологи цветных революций является определение слабого звена. Слабым звеном считается государство, в котором устойчиво наблюдается дисфункция социальных институтов. Внешним проявлением дисфункции политических институтов является высокий уровень системной коррупции в стране. Таким образом, в задачу политических технологов входит выбор цели, то есть определение *страны, в которой цветная революция возможна.
Это должна быть страна с неразвитым гражданским обществом, высоким уровнем системной коррупции и выраженной дисфункцией политических институтов, с переходным политическим режимом и устоявшимися элитными группами. Партийная и политическая система страны должна характеризоваться примерным равенством мобилизуемых ресурсов основных субъектов политики, в стране должен наличествовать паритет политических сил. В стране должны быть один главный политический центр, центр принятия решений и относительно быстро мобилизуемые массы недовольных. В стране не должно быть доминирующей политической или религиозной идеологии. Политические лидеры должны быть сопоставимы по харизме, ресурсам, политическому опыту и наличию специалистов. Как видно, число стран, соответствующих заданным критериям, ограничено.
Первый этап собственно действия предполагает скоординированные мероприятия по дестабилизации политической обстановки. В самом начале происходит перехват местных средств массовой информации и создание новых СМИ, задействование нетрадиционных каналов политической коммуникации – всемирная сеть интернет, распространение слухов. Вся новая система СМИ начинает работать на стимулирование недовольства.
Далее имеет место проведение массированной пропагандистской кампании в средствах массовой информации. В информационную среду вбрасываются самоподдерживающиеся информационные поводы, на отработку которых ориентируются местные официальные СМИ. Пропаганда направлена на повышение агрессивности и недовольства прежде всего учащейся молодежи и безработных.
Далее следует внедрение элементов глобального гражданского общества в лице международных организаций, например «Дома свободы».
Следом в нестабильную среду вводятся управляемые элементы. Например, волонтерские движения собирают добровольцев, наиболее активным из добровольцев дают практические задания, связанные с организацией деятельности небольших групп. Отличившиеся получают постоянное вознаграждение и возможность повышения статуса в иерархии организаций. Так создаются революционные фокусы, не ждущие созревания объективных условий революции, те самые фоко, описанные еще Че Геварой и Режи Дебре.
После этого создаются значимые информационные поводы и организуются мирные массовые акции, которые проводятся непрерывно на протяжении нескольких дней или недель. Участники акций демонстрируют приверженность демократическим ценностям – свободе слова, свободе совести, суверенитету народа, гуманистическим идеалам. Эти акции получают массированное информационное сопровождение в СМИ, прежде всего – международных или национальных, но имеющих аудиторию глобального уровня. На этом этапе используются достижения медиологии и практики медиакратии.
Параллельно ведутся переговоры с представителями местных элит. Часть представителей местных элит также получает возможность информационного сопровождения своей политической деятельности в мировых СМИ. После этого можно ставить вопрос о передаче политической власти представителям альтернативных элитных групп в обмен на гарантии безопасности и свободный выезд из страны. Главным условием успешности технологии цветных революций является поддержание пассивности большинства граждан и дисфункции политических институтов, в частности – института охраны правопорядка. Завершается процесс ротацией политических элит.
Как видно, применение технологии цветных революций эффективно, но имеет ряд существенных ограничений. Число подходящих для применения данной политической технологии объектов ограничено. Разработчикам технологии не проработан вопрос о вариантах действия в случае организованного активного сопротивления. Вследствие использования технологии поддержания нестабильности оказывается возможным непредвиденное развитие ситуации. Несколько сотен плохо организованных вооруженных людей в форме под руководством харизматичного лидера, разделяющих определенную политическую или религиозную идеологию, способны переломить ситуацию. То же самое могут сделать несколько тысяч безоружных людей в штатском, возглавляемых харизматичным лидером и разделяющих определенную политическую или религиозную идеологию. Непреодолимым препятствием могут оказаться идеологии и личности, а успешное применение технологии цветных революций предполагает полное исключение идеологического и личностного фактора. Ограниченные возможности применения технологии цветных революций привели к разработке так называемых технологий арабской весны.
Тем не менее, технология цветных революций показала свою эффективность. Богатая и тщательно проработанная теоретико-методологическая база, отказ от использования политической или религиозной идеологии, относительно небольшие требования к количеству и качеству используемых материальных ресурсов, использование внутригосударственных противоречий и элементов глобального гражданского общества делает технологию осуществления цветных революций доступным средством осуществления политики не только государств, но и крупных транснациональных корпораций или религиозных организаций.
Кроме того, возможность реализации данной технологии заложена в стратеги национальной безопасности США, принятой в 2015 году. В тексте Стратегии впервые появляется прежде не использовавшийся термин «правонарушитель» (“transgressor”), который является системообразующим для специального раздела cтратегии, посвященного международному порядку. В СНБ-2015 в эту категорию включаются «безответственные акторы, чья военная агрессия, тайные попытки завладеть оружием массового уничтожения или акты неспровоцированного насилия представляют собой угрозу одновременно и самим международным правилам и нормам, и миру, который они призваны обеспечивать».
Пытаясь заставить «правонарушителей» платить «надлежащую цену» за свои действия, США делают особый акцент на использовании ограничительных мер – на смену риторике «вовлечения» приходит язык «сдерживания»: санкции, устрашение (“deterrence”), меры принуждения (“coercive measures”) и т. д. Важным дополнением к осмыслению вызовов со стороны «правонарушителей» является следующая фраза: «Мы не будем строить региональные стратегии, исходя из тех сиюминутных угроз, которые представляют действия правонарушителей.
Вместо этого мы будем реализовывать долгосрочную конструктивную стратегию в каждом из регионов»1.
Нетрудно понять, что под актами неспровоцированного насилия можно понимать и силовые меры по пресечению массовых мероприятий в ходе применения упомянутых политических технологий. Таким образом, США получают возможность как прямо, так и посредством неинституциональных субъектов политики самостоятельно определять страны, против которых можно вводить режим санкций и ограничений. В этом состоит главная отложенная опасность применения технологий цветных революций, в том числе пресловутой оранжевой.
Подводя итог, следует заявить, что политические технологии цветных революций являются продуктом систематического и планомерного изучения ряда философских концепций и научных теорий, обобщения опыта, полученного поколениями военнослужащих, политических консультантов, политических и избирательных технологов, специалистов в области пропаганды, журналистов и политических обозревателей, психологов и специалистов в области связей с общественностью.
Специфика данных политических технологий позволяет использовать их не только государствам, но и другим субъектам политики, в том числе террористическим и экстремистским организациям. Вместе с тем, субъекты политического процесса, использующие данные технологии, могут рассчитывать в известной степени на поддержку со стороны США, а также институтов глобального гражданского общества.