Файл: Инструкция по выполнению заданий в тестовой форме 5 понятие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 379
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ ГосударственноГО образовательноГО учреждениЯ
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» В г. ВОЛОГДЕ
(филиал МГЮА в г. Вологде)
З А Д А Н И Я
В Т Е С Т О В О Й Ф О Р М Е
П О Л О Г И К Е
ВОЛОГДА 2007
ББК 87.4 Печатается по решению
УДК 16 Совета филиала
от 06 июня 2007 года
Составители: Веселовская Е.В., Смирнов В.В. Задания в тестовой форме по логике. – Вологда, 2007. – 88с.
Задания в тестовой форме составлены в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Логика» и уровню подготовки выпускника по специальности “Юриспруденция”.
В содержании заданий в тестовой форме использованы материалы: Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие / под ред. В.И. Кириллова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 184с.
Задания в тестовой форме предназначены для студентов всех форм обучения с целью самоконтроля и самостоятельного овладения логическими знаниями и умениями по всем разделам курса логики.
ã Е.В.Веселовская, 2007
ã В.В.Смирнов, 2007
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение _________________________________________________ 4
Инструкция по выполнению заданий в тестовой форме ___________ 5
ПОНЯТИЕ
Виды понятий (задания 1 – 2) _________________________________ 6
Операции с понятиями (задания 3 – 14)__________________________ 7
Отношения между понятиями (задания 15 – 19)___________________ 13
СУЖДЕНИЕ
Виды простых суждений (задания 1 – 5) ________________________ 15
Атрибутивные суждения (задания 6 – 12)________________________ 16
Сложные суждения (задания 13 – 20) ___________________________ 20
ВОПРОС – ОТВЕТ (задания 1 – 4)____________________________ 25
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Непосредственные умозаключения (задания 1 – 11)_______________ 27
Простой категорический силлогизм (задания 12 – 17) _____________ 33
Чисто условный силлогизм (задания 18 – 19) ____________________ 40
Условно-категорический силлогизм (задания 20 – 25)______________ 42
Разделительно категорический силлогизм (задания 26 – 31)_________ 49
Условно-разделительный силлогизм (задания 32 – 37) _____________ 56
Индуктивные умозаключения (задания 38 – 43)___________________ 63
ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ (задания 1 – 5) ______________________ 68
ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ (задания 1 – 3)___ 74
ОТВЕТЫ
Понятие ___________________________________________________ 83
Суждение __________________________________________________ 84
Вопрос – ответ ______________________________________________ 85
Умозаключение _____________________________________________ 85
Законы ____________________________________________________ 88
Логические основы аргументации _____________________________ 88
В В Е Д Е Н И Е
Представленные задания в тестовой форме по логике являются разновидностью обучающих и контролирующих тестов, которые состоят из совокупности заданий, ориентированных на самостоятельное определение уровня усвоения содержания изучаемой дисциплины. С их помощью обучаемые самостоятельно могут осуществлять текущий контроль за логическими знаниями и умениями, полученными при изучении курса логики.
Текущий контроль помогает студенту самостоятельно отслеживать ход изучения курса логики, выявлять допущенные ошибки и исправлять их, по необходимости получать консультацию у преподавателя. Данный вид работы с заданиями в тестовой форме стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному выявлению пробелов в усвоении учебного материала, повышению общей продуктивности учебной деятельности.
Задания в тестовой форме для текущего контроля охватывают все важнейшие элементы знаний и умений, которыми необходимо владеть учащимся по дисциплине «Логика».
Необходимо обратить внимание на то, что данные задания в тестовой форме построены по трем разновидностям:
-
выбор одного правильного ответа, -
выбор нескольких правильных ответов, -
установление соответствия.
Инструкция_по_выполнению_заданий_в_тестовой_форме__Структура_задания_в_тестовой_форме'>Инструкция
по выполнению заданий в тестовой форме
Структура задания в тестовой форме
Задание в тестовой форме имеет две части:
- содержание, которое формулируется в форме незаконченного суждения,
- ответ, который формулируется как вариант возможного окончания суждения.
Форма задания и инструкция к нему
-
Инструкция: ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (один)
Пример:
Содержание задания: «Слова противоположные по значению, называются…»
Ответы задания: А) антонимы Б) синонимы
Выполнение задания: из предложенных ответов выбирается один ответ, при подстановке которого в содержание задания получается истинное знание (реальное положение дел). В данном примере - буква «А».
-
Инструкция: ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (более одного)
Пример:
Содержание задания: «Антонимами являются…»
Ответы задания: А) воин – боец В) день – ночь
Б) друг – враг Г) доход – прибыль
Выполнение задания: из предложенных ответов выбирается более одного ответа, при подстановке которых в содержание задания получается истинное знание. Все предложенные ответы не могут быть правильными по правилам тестирования. В данном примере - буквы «Б» и «В».
-
Инструкция: УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ
Пример:
Содержание задания: Ответы задания:
ПИСАТЕЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
а) Достоевский А) Преступление и наказание
б) Пушкин Б) Руслан и Людмила
В) Евгений Онегин
Г) Братья Карамазовы
Выполнение задания: информация из обоих столбцов соединяется таким образом, чтобы получилось истинное знание. При этом все ответы должны быть отнесены к тому или иному содержанию. Количество ответов у каждого содержания задания может быть разным: один, два и т.д. В данном примере у а – буквы «А» и «Г»; б – буквы «Б» и «В».
ТЕМА «ПОНЯТИЕ»
ВИДЫ ПОНЯТИЙ
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ |
Задание 1
ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ | ПОНЯТИЯ |
1) единичный 2) общий (регистрирующий), 3) общий (нерегистрирующий) | А) Российская Федерация Б) преступное деяние В) депутат Г) коллектив Д) участник обороны Севастополя Е) Верховный суд Ж) крейсер «Варяг З) незаконное предпринимательство И) бригада морской пехоты К) каталог |
Задание 2
ВЫДЕЛЕННОЕ ПОНЯТИЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В СМЫСЛЕ … | ВЫДЕЛЕННЫЕ ПОНЯТИЯ |
1) собирательном 2) разделительном | А) человек осваивает космос Б) человек имеет право на гражданство В) сочинения Ф.М.Достоевского отличаются глубоким психологизмом Г) сочинения Ф.М.Достоевского составляют несколько томов Д) полноводны и могучи реки Сибири Е) в странах Азии проживает более половины всего человечества Ж) судьи и присяжные заседатели независимы и подчиняются только закону З) все функции государства органически взаимодействуют между собой И) книга – лучший подарок К) юридический закон пришел на смену правовому обычаю |
ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ
ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ
Задание 3
ВИД ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЕМ | ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ |
1) обобщение 2) ограничение | А) криминология - наука Б) осень – время года В) право – гражданское право Г) преступление – умышленное преступление Д) повесть – литературное произведение Е) Антарктида - материк Ж) закон – закон об образовании З) наказание – пожизненное заключение И) верховный суд автономной республики – верховный суд К) ректор – руководитель учреждения Л) форма мышления - понятие М) республика - РФ Н) министр – высшее должностное лицо О) нотариус – юрист П) политическая партия – политическая партия «Единая России»» Р) Созвездие – созвездие «Большая медведица» |
Задание 4
ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОВЕДЕНО… | ОБОБЩЕНИЯ ПОНЯТИЙ |
1) правильно 2) неправильно | А) преступление - правонарушение Б) договор - сделка В) Конституция России – источник права Г) соучастник преступления - подстрекатель Д) металлургический завод – промышленное предприятие Е) род - племя Ж) преподаватель- юрист З) калий - металл И) малахит - минерал |
Задание 5
ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОВЕДЕНО… | ОГРАНИЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ |
1) правильно 2) неправильно | А) государство – африканское государство Б) освободительная война – Великая Отечественная война В) классовое общество – общественный класс Г) населенный пункт - деревня Д) преступление - клевета Е) старший офицер - майор Ж) государство в Азии - Китай З) циферблат - цифра И) олигархия - монархия К) религия - буддизм Л) оркестр - квартет М) общественная организация - профсоюз Н) политическое движение – борьба за мир |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
Задание 6
ВИДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ |
1) явное 2) неявное 3) номинальное 4) реальное | А) понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках Б) Этот знак () – квантор общности; символизирует выражения: все, каждый, всегда и т.п В) кассационная жалоба – это жалоба на приговор или решение суда, не вступившие в законную силу Г) концерн – форма монополистического объединения с очень высоким уровнем концентрации и централизации капитала и производства Д) инкриминирование – предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления Е) философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания, называется этикой Ж) цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны З) общественные отношения, урегулированные нормами административного права, называются административными правоотношениями И) случайность – форма проявления необходимости К) наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в сложных машинах, живых организмах и обществе называется кибернетикой Л) инструмент для измерения на местности вертикальных и горизонтальных углов называется теодолитом М) сознание – особое свойство высокоорганизованной материи |
Задание 7
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ |
а) определяемое понятие б) родовой признак в) видовое отличие | 1А Акцептом признается 1Б согласие принять предложение 1В контрагента о заключении договора |
2А Стихийное 2Б восстание - 2В это бунт | |
3А Циклические колебания 3Б интенсивности и характера процессов жизнедеятельности животных и растительных организмов 3В являются биологическими ритмами | |
4А Вакансия - 4Б незамещенная 4В должность | |
5А Противоправное деяние, 5Б влекущее по закону дисциплинарную или административную ответственность 5В называется проступком | |
6А Фреска - 6Б живописная картина, 6В выполненная водяными красками по сырой штукатурке | |
7А Сепаратизм - 7Б политическое движение 7В за отделение части государства и создание нового государственного образования | |
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ |
а) определяемое понятие б) родовой признак в) видовое отличие | 8А Соучастием в преступлении признается 8Б умышленное совместное участие в совершении преступления 8В двух или более лиц |
9А Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, 9Б не уничтожающее основ существующей социальной системы, 9В является реформой | |
10А Краткое изречение, 10Б выражающее руководящую идею поведения, деятельности 10В - это девиз | |
11А Преступление против собственности, 11Б состоящее в тайном хищении чужого имущества 11В называется кражей | |
12А Инсинуация - 12Б клеветническое измышление 12В с целью опорочить кого-либо | |
13А Клика - 13Б группа людей, 13В стремящихся к достижению каких-либо корыстных неблаговидных целей | |
14А Держава - 14Б большое независимое государство, 14В ведущее самостоятельную политику |
Задание 8
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОВЕДЕНО… | ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ |
1) правильно 2) неправильно | А) дееспособность – способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения Б) подсудимый – обвиняемый, преданный суду В) подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем подкупа Г) нация – устойчивая историческая общность людей Д) кража – преступление против собственности, состоящее в хищении чужого имущества Е) иск – юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса Ж) мошенник – человек, занимающийся мошенничеством З) наказание – мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления в сфере экономики И) оговор – показание свидетеля, ложно изобличающее другое лицо в совершении преступления К) физика – не является гуманитарной наукой Л) народ – автор и актер собственной жизненной драмы М) грабеж – преступление против собственности, состоящее в открытом хищении чужого имущества |