Файл: Инструкция по выполнению заданий в тестовой форме 5 понятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 379

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ГосударственноГО образовательноГО учреждениЯ

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» В г. ВОЛОГДЕ

(филиал МГЮА в г. Вологде)

З А Д А Н И Я
В Т Е С Т О В О Й Ф О Р М Е
П О Л О Г И К Е

ВОЛОГДА 2007
ББК 87.4 Печатается по решению

УДК 16 Совета филиала

от 06 июня 2007 года

Составители: Веселовская Е.В., Смирнов В.В. Задания в тестовой форме по логике. – Вологда, 2007. – 88с.


Задания в тестовой форме составлены в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Логика» и уровню подготовки выпускника по специальности “Юриспруденция”.

В содержании заданий в тестовой форме использованы материалы: Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие / под ред. В.И. Кириллова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 184с.

Задания в тестовой форме предназначены для студентов всех форм обучения с целью самоконтроля и самостоятельного овладения логическими знаниями и умениями по всем разделам курса логики.

ã Е.В.Веселовская, 2007

ã В.В.Смирнов, 2007

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение _________________________________________________ 4
Инструкция по выполнению заданий в тестовой форме ___________ 5
ПОНЯТИЕ

Виды понятий (задания 1 – 2) _________________________________ 6

Операции с понятиями (задания 3 – 14)__________________________ 7

Отношения между понятиями (задания 15 – 19)___________________ 13

СУЖДЕНИЕ

Виды простых суждений (задания 1 – 5) ________________________ 15

Атрибутивные суждения (задания 6 – 12)________________________ 16

Сложные суждения (задания 13 – 20) ___________________________ 20

ВОПРОС – ОТВЕТ (задания 1 – 4)____________________________ 25

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Непосредственные умозаключения (задания 1 – 11)_______________ 27

Простой категорический силлогизм (задания 12 – 17) _____________ 33

Чисто условный силлогизм (задания 18 – 19) ____________________ 40

Условно-категорический силлогизм (задания 20 – 25)______________ 42

Разделительно категорический силлогизм (задания 26 – 31)_________ 49

Условно-разделительный силлогизм (задания 32 – 37) _____________ 56

Индуктивные умозаключения (задания 38 – 43)___________________ 63

ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ (задания 1 – 5) ______________________ 68

ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ (задания 1 – 3)___ 74
ОТВЕТЫ
Понятие ___________________________________________________ 83


Суждение __________________________________________________ 84

Вопрос – ответ ______________________________________________ 85

Умозаключение _____________________________________________ 85

Законы ____________________________________________________ 88

Логические основы аргументации _____________________________ 88

В В Е Д Е Н И Е

Представленные задания в тестовой форме по логике являются разновидностью обучающих и контролирующих тестов, которые состоят из совокупности заданий, ориентированных на самостоятельное определение уровня усвоения содержания изучаемой дисциплины. С их помощью обучаемые самостоятельно могут осуществлять текущий контроль за логическими знаниями и умениями, полученными при изучении курса логики.

Текущий контроль помогает студенту самостоятельно отслеживать ход изучения курса логики, выявлять допущенные ошибки и исправлять их, по необходимости получать консультацию у преподавателя. Данный вид работы с заданиями в тестовой форме стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному выявлению пробелов в усвоении учебного материала, повышению общей продуктивности учебной деятельности.

Задания в тестовой форме для текущего контроля охватывают все важнейшие элементы знаний и умений, которыми необходимо владеть учащимся по дисциплине «Логика».

Необходимо обратить внимание на то, что данные задания в тестовой форме построены по трем разновидностям:

  • выбор одного правильного ответа,

  • выбор нескольких правильных ответов,

  • установление соответствия.


Инструкция_по_выполнению_заданий_в_тестовой_форме__Структура_задания_в_тестовой_форме'>Инструкция

по выполнению заданий в тестовой форме
Структура задания в тестовой форме
Задание в тестовой форме имеет две части:

- содержание, которое формулируется в форме незаконченного суждения,

- ответ, который формулируется как вариант возможного окончания суждения.

Форма задания и инструкция к нему



  1. Инструкция: ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (один)


Пример:

Содержание задания: «Слова противоположные по значению, называются…»
Ответы задания: А) антонимы Б) синонимы
Выполнение задания: из предложенных ответов выбирается один ответ, при подстановке которого в содержание задания получается истинное знание (реальное положение дел). В данном примере - буква «А».


  1. Инструкция: ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (более одного)



Пример:

Содержание задания: «Антонимами являются…»
Ответы задания: А) воин – боец В) день – ночь

Б) друг – враг Г) доход – прибыль
Выполнение задания: из предложенных ответов выбирается более одного ответа, при подстановке которых в содержание задания получается истинное знание. Все предложенные ответы не могут быть правильными по правилам тестирования. В данном примере - буквы «Б» и «В».


  1. Инструкция: УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ


Пример:

Содержание задания: Ответы задания:
ПИСАТЕЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

а) Достоевский А) Преступление и наказание

б) Пушкин Б) Руслан и Людмила

В) Евгений Онегин

Г) Братья Карамазовы
Выполнение задания: информация из обоих столбцов соединяется таким образом, чтобы получилось истинное знание. При этом все ответы должны быть отнесены к тому или иному содержанию. Количество ответов у каждого содержания задания может быть разным: один, два и т.д. В данном примере у а – буквы «А» и «Г»; б – буквы «Б» и «В».

ТЕМА «ПОНЯТИЕ»

ВИДЫ ПОНЯТИЙ



УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ



Задание 1


ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ

ПОНЯТИЯ


1) единичный

2) общий (регистрирующий),

3) общий (нерегистрирующий)


А) Российская Федерация

Б) преступное деяние

В) депутат

Г) коллектив

Д) участник обороны Севастополя

Е) Верховный суд

Ж) крейсер «Варяг

З) незаконное предпринимательство

И) бригада морской пехоты

К) каталог



Задание 2



ВЫДЕЛЕННОЕ ПОНЯТИЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В СМЫСЛЕ …

ВЫДЕЛЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

1) собирательном

2) разделительном

А) человек осваивает космос

Б) человек имеет право на гражданство

В) сочинения Ф.М.Достоевского отличаются глубоким психологизмом

Г) сочинения Ф.М.Достоевского составляют несколько томов

Д) полноводны и могучи реки Сибири

Е) в странах Азии проживает более половины всего человечества

Ж) судьи и присяжные заседатели независимы и подчиняются только закону

З) все функции государства органически взаимодействуют между собой

И) книга – лучший подарок

К) юридический закон пришел на смену правовому обычаю



ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ
ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ
Задание 3

ВИД ОПЕРАЦИИ

С ПОНЯТИЕМ

ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ


1) обобщение

2) ограничение



А) криминология - наука

Б) осень – время года

В) право – гражданское право

Г) преступление – умышленное преступление

Д) повесть – литературное произведение

Е) Антарктида - материк

Ж) закон – закон об образовании

З) наказание – пожизненное заключение

И) верховный суд автономной республики – верховный суд

К) ректор – руководитель учреждения

Л) форма мышления - понятие

М) республика - РФ

Н) министр – высшее должностное лицо

О) нотариус – юрист

П) политическая партия – политическая партия «Единая России»»

Р) Созвездие – созвездие «Большая медведица»


Задание 4

ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОВЕДЕНО…

ОБОБЩЕНИЯ ПОНЯТИЙ



1) правильно

2) неправильно


А) преступление - правонарушение

Б) договор - сделка

В) Конституция России – источник права

Г) соучастник преступления - подстрекатель

Д) металлургический завод – промышленное предприятие

Е) род - племя

Ж) преподаватель- юрист

З) калий - металл

И) малахит - минерал


Задание 5

ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОВЕДЕНО…

ОГРАНИЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ



1) правильно

2) неправильно


А) государство – африканское государство

Б) освободительная война – Великая Отечественная война

В) классовое общество – общественный класс

Г) населенный пункт - деревня

Д) преступление - клевета

Е) старший офицер - майор

Ж) государство в Азии - Китай

З) циферблат - цифра

И) олигархия - монархия

К) религия - буддизм

Л) оркестр - квартет

М) общественная организация - профсоюз

Н) политическое движение – борьба за мир

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Задание 6

ВИДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЙ


ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ

1) явное


2) неявное

3) номинальное


4) реальное


А) понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках

Б) Этот знак () – квантор общности; символизирует выражения: все, каждый, всегда и т.п

В) кассационная жалоба – это жалоба на приговор или решение суда, не вступившие в законную силу

Г) концерн – форма монополистического объединения с очень высоким уровнем концентрации и централизации капитала и производства

Д) инкриминирование – предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления

Е) философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания, называется этикой

Ж) цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны

З) общественные отношения, урегулированные нормами административного права, называются административными правоотношениями

И) случайность – форма проявления необходимости

К) наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в сложных машинах, живых организмах и обществе называется кибернетикой

Л) инструмент для измерения на местности вертикальных и горизонтальных углов называется теодолитом

М) сознание – особое свойство высокоорганизованной материи


Задание 7

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ


а) определяемое понятие
б) родовой признак
в) видовое отличие


1А Акцептом признается

1Б согласие принять предложение

1В контрагента о заключении договора

2А Стихийное

2Б восстание -

2В это бунт

3А Циклические колебания

3Б интенсивности и характера процессов жизнедеятельности животных и растительных организмов

3В являются биологическими ритмами

4А Вакансия -

4Б незамещенная

4В должность

5А Противоправное деяние,

5Б влекущее по закону дисциплинарную или административную ответственность

5В называется проступком

6А Фреска -

6Б живописная картина,

6В выполненная водяными красками по сырой штукатурке

7А Сепаратизм -

7Б политическое движение

7В за отделение части государства и создание нового государственного образования

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ


а) определяемое понятие

б) родовой признак

в) видовое отличие


8А Соучастием в преступлении признается

8Б умышленное совместное участие в совершении преступления

8В двух или более лиц

9А Преобразование какой-либо стороны общественной жизни,

9Б не уничтожающее основ существующей социальной системы,

9В является реформой

10А Краткое изречение,

10Б выражающее руководящую идею поведения, деятельности

10В - это девиз

11А Преступление против собственности,

11Б состоящее в тайном хищении чужого имущества

11В называется кражей

12А Инсинуация -

12Б клеветническое измышление

12В с целью опорочить кого-либо

13А Клика -

13Б группа людей,

13В стремящихся к достижению каких-либо корыстных неблаговидных целей

14А Держава -

14Б большое независимое государство,

14В ведущее самостоятельную политику



Задание 8


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОВЕДЕНО…


ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ

1) правильно

2) неправильно


А) дееспособность – способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения

Б) подсудимый – обвиняемый, преданный суду

В) подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем подкупа

Г) нация – устойчивая историческая общность людей

Д) кража – преступление против собственности, состоящее в хищении чужого имущества

Е) иск – юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса

Ж) мошенник – человек, занимающийся мошенничеством

З) наказание – мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления в сфере экономики

И) оговор – показание свидетеля, ложно изобличающее другое лицо в совершении преступления

К) физика – не является гуманитарной наукой

Л) народ – автор и актер собственной жизненной драмы

М) грабеж – преступление против собственности, состоящее в открытом хищении чужого имущества