Файл: Занятие по теме виды и формы сэмплинга первичная классификация цели, виды и формы сэмплинга.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ
по теме
ВИДЫ И ФОРМЫ СЭМПЛИНГА
1. Первичная классификация: цели, виды и формы
сэмплинга
Конкретизируя приведенные ранее общие цели сэмплинга, можно выделить наиболее значимые для практики:
-
Завоевать новых покупателей. Возможность осуществить пробу продукта новым потребителем дает реальный, эффект.
-
Удержать существующих потребителей. Текущие потребители могут быть поощряемы для того, чтобы они продолжали покупать продукт, а не переключались на конкурентов.
-
«Загрузить» существующих потребителей. Мотивировать существующих потребителей.закупить большее количество продукции. В результате это предупреждает ситуацию переключения на продукцию конкурентов. -
Увеличить потребление продукта, как через увеличение постоянного потребления существующими клиентами, так и через привлечение новых потребителей. -
«Расторговать» покупателя. Поощрять покупателей пользоваться продуктом лучшего качества или более рентабельного для производителя. -
Усилить воздействие рекламы. Просто усилить сообщение, образ или идею рекламы в медиа. -
Вывести, презентовать новый продукт. Помощь в презентации нового продукта, возможно, одна из наиболее широко используемых целей. -
Расширение дистрибуции. Одна из приоритетных целей многих торговых промо-акций или сделок - достижение новых каналов дистрибуции продукта и увеличение представленности в имеющихся. -
Увеличить или уменьшить количество торгового оборудования. Зачастую целью является изменение количества торгового оборудования. -
Обеспечить поддержку в торговой сети для потребительской промоушк-кампании. Построение интереса и работа в согласии со стимулированием потребительского спроса, т.е. поощрение розницы выделять продукт, разработка и размещение специальных дисплеев в их магазинах или получение преимуществ при проведении специальных мероприятий каким-либо другим способом. -
Улучшить торговые отношения. Иногда, как оказывается, достаточно улучшить отношения с торговой сетью, и тогда стоит поставить это в качестве цели. Необходимость улучшить отношения с торговой сетью может быть вызвана повышением оптовых цен либо уменьшением прибыли, либо это может быть просто способом борьбы с конкурентами.
Основные формы сэмплинга:
-
сэмплинг (товар упакован, его можно унести с собой домой и там употребить по назначению); -
дегустация (непосредственное предложение небольшого количества продукта на пробу).
Например, для рекламы продуктов питания очень эффективно проведение дегустаций. При проведении презентаций товаров непродовольственной группы в зависимости от вида продукции возможно проведение демонстрации товара, сэмплинга.
Виды сэмплинга:
Wet («мокрый») sampling (или дегустация) — потребителю предлагают попробовать продукт немедленно, чаще всего — непосредственно в точке продажи. Используется для таких продуктов, как йогурт, соки, майонез, сыр, колбаса и т.п.
Dry («сухой») sampling — покупателю рассказывают о торговой марке, отличительных особенностях и дают образец продукта, который, при желании, можно попробовать дома. Используется для таких товаров, как сухие завтраки, бульонные кубики, шампунь, гигиенические прокладки и т. п. Раздача образцов может проходить на улице, на презентациях, дискотеках и т.д. Иногда «пробнички» духов, растворимого кофе и т.п. потребители получают по почте, например, в качестве вложений в выписываемые журналы (в этом случае акция организовывается как direct mail — прямая рассылка).
Horeca (Hotel-Restaurant-Cafe) — сэмплинг в гостиницах, ресторанах и кафе. Подобные места проведения диктуют особые требования к составлению сценария акции. Лучше всего Horeca подходит для алкогольных напитков, сигар, сигарет.
House-to-house sampling (домашний сэмплинг) — рассылка образцов продукции для ознакомления с ней потребителей и стимулирование таким образом сбыта.
Определения целей и форм сэмплинга являются исчерпывающими и не нуждаются в более подробном рассмотрении. Тогда как виды семплинга отличаются значительным разнообразием, имеют свои особенности, в силу чего будут рассмотрены ниже.
Мокрый сэмплинг
Данный вид сэмплипга применяется очень широко в практике современного бизнеса. Несомненной привлекательностью его для владельцев торговых точек и производителей является то, что потребители находятся непосредственно в месте возможного приобретения товаров. В данном случае эффект семплинга сказывается сразу. Продегустировав образец (испытав вкус колбасы, сыра, йогурта, понюхав пробник духов, деодоранта и др.), покупатель, если ему понравится товар, может немедленно его приобрести. Психологическое воздействие такого сэмплинга велико, при правильно спланированной кампании сказывается увеличением продаж немедленно. Эффект усиливается при использовании симпатичных девушек-промоутеров с одновременным использованием профессиональных фальш-дегустаторов, громко и бурно восхищающихся продуктом, совершающими фальш-покупки. Примером успешной практики такого вида на отечественном рынке является деятельность московской фирмы «Вимм-Билль- Данн», в декабре прошлого года начавшей «раскрутку» своей новой серии соков «Рио-Гранде». В дорогих супермаркетах появились красочные столики с фирменной символикой. Стоящие у столиков сотрудницы фирмы предлагали желающим попробовать неизвестный для потребителей продукт. Промоушн новых соков прошел достаточно удачно: в дни акций реализация соков вырастала в 4,5 раза. Следует учитывать, что многие люди, которым продегустированный сок пришелся по вкусу, предпочитают купить его не сразу на месте, а, например, на оптовом рынке, где он стоит дешевле.
Так что реальная эффективность подобпых кампаний еще выше, чем простое увеличение объема продаж в месте дегустаций.
Сухой сэмплинг
Данный вид сэмплинга является априори самым дорогим и относительно малоэффективным по сравнению с другими видами сэмплинга в связи с особенностями его проведения. При таком виде сэмплинга практически невозможно с точностью достичь желаемой целевой аудитории, поскольку слишком велик «балласт» из числа случайных посетителей, которые, как правило, ограничиваются дегустацией продукта или уносят пробник с собой. К нему обычно прибегают компании, пользующиеся силовой стратегией на рынке, т.е. имеющие устойчивое финансовое положение и мощный брэнд и стремящиеся удержать свой внушительный рыночный сегмент с помощью затратных промоушн акций.
Примером подобных мероприятий можно считать семплинг презервативов Durex. Акция проходила в Москве на семи наиболее престижных АЗС в течение восьми дней в вечернее время. На каждой станции работала команда из двух девушек в куртках и кепках с логотипом Durex. Промоутеры адресовали свои обращения к водителям-мужчинам без спутницы, водителям-женщинам без спутника. В сэмплинге участвовали только те пары, которые сами проявляли заинтересованность. Ввиду деликатности темы такой подход позволил не ставить в неловкое положение водителей — участников акции. Результат - 22500 контактов, роздано 20232 образца продукции. Поскольку аналогов подобного сэмплинга марок конкурентов в Москве не было, акция выглядела принципиально ново и оригинально. Попутным эффектом можно считать, что во время акции приток посетителей на заправки увеличился практически вдвое.
Другим успешным примером сухого сэмплинга является таковой в исполнении компании Coca-Cola. «Нам вряд ли придет в голову просто так поить людей нашими напитками, без всякого повода, — рассказывает Александр Чернов, руководитель отдела внешних связей московской Coca-Cola Export Corporation. — Вкус «кока-колы» не меняется, и люди его прекрасно знают. Но мы иногда сэмплингуем на специально организованных акциях. К примеру, в небольшом провинциальном городке проходит День города. Чем не повод провести широкую имиджевую кампанию? Поставить в места массовых гуляний столько бесплатной «кока-колы», чтобы все жители могли напиться. Такой акцией мы, во-первых, напоминаем о себе тем, кто уже пьет наши напитки. И, во-вторых, привлекаем новых покупателей. Есть ведь люди, которые еще не пробовали наш продукт».
Сэмплинг в гостиницах, ресторанах и кафе товаров и услуг
Довольно широко распространен в индустриально развитых странах. Заключается обычно в предложении бесплатной дегустации сигарет, кофе, алкогольных и безалкогольных напитков, разовых пробных услуг массажистов, парикмахеров, массажистов. Данный сэмплинг проводится в скрытом виде дистрибьютерами указанных товаров и услуг. Для клиента это звучит следующим образом: «Первая рюмка виски и первая сигарета в нашем баре за счет заведения». Пробные услуги массажистов, парикмахеров и др. как бы включены в гостиничный счет и для клиента бесплатны. Расходы бара, ресторана, гостиницы оплачиваются фирмой-производителем или распространителями. Заведение, в результате, имеет улучшенный имидж. Такой вид сэмплинга достаточно успешен. Данные многочисленных маркетинговых исследований показывают, что многие потребители различных, особенно дорогих, сортов виски и коньяка впервые познакомились с ними именно в результате подобных промоушн акций. Психологическая обстановка солидной гостиницы, бара придает дополнительную притягательность сэмплингуемым образцам. Многие клиенты сохранили память об этом событии (дегустации) на многие годы и впоследствии, через 10-20- 30 лет, стали постоянными потребителями данных высокачественных продуктов, когда смогли себе это позволить в соответствии со своим улучшившимся финансовым положением.
Домашний сэмплинг
Наиболее эффективного таргетинга конкретных групп потребителей можно достичь, доставляя образцы на дом. Основные методы здесь - это непосредственная рассылка, подвешивание образцов на дверные ручки, зацечатывание их в пакеты с газетами и журналами и в упаковки с товарами, рассылаемыми по почте. Ни для кого не секрет, что путь к сердцу потребителей, т.е. к «горячему» потреблению, лежит через потребление «холодное»1. Для данной цели фирмы-производители активно используют сэмплинг (в том числе и дегустации).
Основной целью данных мероприятий обычно бывает желание: ознакомить потребителя с новым марочным товаром и привлечь необычно высоким спросом перепродавцов. На сегодняшний день у производителей сложилось стойкое предпочтение не знакомить со своим товаром некий абстрактный, предполагаемый круг потребителей, а воздействовать на конкретные демографические группы и представителей определепных стилей жизни (т.е. по сути, на сформированные потребительские сэмплинг-панели).
Маркетологи постоянно ищут новые способы заставить потребителей попробовать продукт до покупки. Часто образцы стандартных размеров или в специальной упаковке распространяются за пределами магазинов.
Сэмплинг с доставкой на дом оказался быстрорастущим сегментом бизнеса в том числе благодаря появлению практики упаковки образцов в пакеты с газетами и журналами и предложения пробников через Интернет.
Ряд зарубежных исследований показывает, что у образцов, которые доставляются непосредственно на дом, гораздо больше шансов быть испробованными немедленно, чем, скажем, у тех, что раздаются в местах прогулок. А если целевая аудитория выбрана правильно, то «домашний» маркетинг также гарантирует, что образец получит подходящий с точки зрения демографии и покупательских привычек потребитель.
Суть в том, что образец, используемый дома, — это гораздо более важный фактор, чем может показаться, так как у людей так мало времени и они настолько невнимательны, что приходится вкладывать им продукт прямо в руки, чтобы они его попробовали.
Виды сэмплинга с доставкой на дом
Одиночные рассылки — состоят из единичных пробных продуктов, высылаемых на дом.
Упаковки с товаром, заказанным по каталогу. Этот способ можно классифицировать как вариант одиночных рассылок: образец продукта или рекламная литература вкладываются в упаковки с товарами, которые потребитель заказал по каталогу. Это гарантирует, что человек, получивший образец, - как раз тот, кто интересует сэмплера. К примеру, производитель шампуня может обращаться к женщинам в возрасте 20—45 лет, которые интересуются своей внешностью, посылая им образец вместе с товарами, заказанными по каталогу Newport News Fashion.
Совместные программы непосредственной рассылки позволяют производителям со сходными целевыми группами разделить расходы на регулярную высылку образцов в семьи, отобранные по демографическим показателям. Упаковки с продуктами отправляются потребителям по почте, иногда — по их просьбе. К примеру, в программе «Рождественская песня», проводимой агентством Сох Direct (Ларго, штат. Филадельфия), образцы продуктов и призовые купоны направляются в семьи с детьми в возрасте 17 лет и моложе. Агентство ICOM Information and Communications (Торонто, Канада) ежегодно отправляет по почте упаковки с образцами в 9 млн семей. Примерно в половине случаев к образцам прилагаются купоны на скидки при последующих покупках.