ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В случае заниженной самооценки благотворен эффект общего дела, когда каждый ребёнок становится частью целого, а положительный результат в виде исполненного танца внушает гордость любому его участнику. Отсутствие оценки и соревновательности, а также музыка с чётким и красивым ритмом, характерные для народных танцев, способствуют гармонизации внутреннего мира человека и его отношения к самому себе.
Решая задачу коррекции низкой самооценки, можно предложить ребёнку роль помощника в процессе объяснения, разучивания танца. Если у него получается определённое движение, то он может показать его остальным.
Фольклорные танцы просты и доступны, не требуют специальной подготовки. Правильно организованная фольклорно-танцевальная среда позволяет решать широкий круг задач психофизического развития и проблем социализации детей, благотворно влияет на формирование коллектива, воспитание толерантности, доброжелательного отношения к людям в рамках общей деятельности.
На основании существующей программы школы – студии народного танца «Русские забавы» в этом учебном году было разработано и апробировано приложение к программе. Результаты были представлены в последней, экспериментальной части работы. В эксперименте учавствовали 20 детей и 60 родителей.
В ходе работы были использованы два метода.
Метод анкетирования родителей детей и метод наблюдения за детьми.
Констатирующий этап был фиксирован в конце сентября (начало учебного года),а контрольный этап состоялся в конце марта.
Результаты представленные в работе прослеживаются в диаграммах наблюдения за детьми и анкетирования родителей.
Таблица 1. Наблюдения на констатирующем этапе.
№ | имя ребенка | Интерес к музыкальным инструментам | Поведение в игровых ситуциях | Интерес к жизни и быту русского народу | Коммуникативность ребенка. | Самостоятельность ребенка. | Проявление творческой активности. | Соблюдение норм и правил ребёнком. | Итого | Уровень |
1 | Екатерина П. | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 | низкий уровень |
2 | Василий Н. | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 | средний уровень |
3 | Светлана Л. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | низкий уровень |
4 | Андрей К. | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 | средний уровень |
5 | Елена В. | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 | средний уровень |
6 | Анастасия М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | высокий уровень |
7 | Стас Ю. | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | низкий уровень |
8 | Ульяна С. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | низкий уровень |
9 | Павел М. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | низкий уровень |
10 | Саша В. | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | низкий уровень |
11 | Данил Д. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 4 | средний уровень |
12 | Максим П. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | низкий уровень |
13 | Вика Б. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 3 | низкий уровень |
14 | Диана А. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | низкий уровень |
15 | Алексей Т. | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | низкий уровень |
16 | Антон А. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | низкий уровень |
17 | Артем Л. | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | низкий уровень |
18 | Влада В. | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 4 | средний уровень |
19 | Слава Л. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | низкий уровень |
20 | Костя К. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | низкий уровень |
уровни | % | детей |
низкий уровень | 70 | 14 |
средний уровень | 25 | 5 |
высокий уровень | 5 | 1 |
| | |
Рисунок 1. Диаграмма. Констатирующий этап наблюдения за детьми.
Результаты наблюдений на констатирующем этапе помогли выявить уровень сформировавшихся качеств.
В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что одна девочка Анастасия М по всем критериям соответствовала высокому уровню, т. к. она набрала 7 баллов и проявляла интерес к музыкальным инструментам, к жизни и быту русского народа, соблюдала все нормы и правила, доказала свою самостоятельность и коммуникативность.Среднему уровню соответствовали 5 человек: Василий Н,Андрей К,Елена В,Данил Д и Влада В у них наблюдалась ярко выраженная самостоятельность и творческая активность, всем очень нравилась игра на музыкальных инструментах и так же на высоком уровне оказалось поведение в игровых ситуациях. Остальные же дети занимали пассивные позиции, не выражали ярко выраженный интерес.
№ | Имя ребенка | Интерес к музыкальным инструментам | Поведение в игровых ситуциях | Интерес к жизни и быту русского народу | Коммуникативность ребенка. | Самостоятельность ребенка. | Проявление творческой активности. | Соблюдение норм и правил ребёнком. | Итого | Уровень |
1 | Екатерина П. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | высокий уровень |
2 | Василий Н. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 5 | средний уровень |
3 | Светлана Л. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 8 | высокий уровень |
4 | Андрей К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 6 | средний уровень |
5 | Елена В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | высокий уровень |
6 | Анастасия М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | высокий уровень |
7 | Стас Ю. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 5 | средний уровень |
8 | Ульяна С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 6 | средний уровень |
9 | Павел М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 5 | средний уровень |
10 | Саша В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 6 | средний уровень |
11 | Данил Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 6 | средний уровень |
12 | Максим П. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 4 | средний уровень |
13 | Вика Б. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 5 | средний уровень |
14 | Диана А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 5 | средний уровень |
15 | Алексей Т. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 4 | средний уровень |
16 | Антон А. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 3 | низкий уровень |
17 | Артем Л. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 5 | средний уровень |
18 | Влада В. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | средний уровень |
19 | Слава Л. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 5 | средний уровень |
20 | Костя К. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 4 | средний уровень |
Таблица 2. Результаты контрольного наблюдения.
уровень | % | Детей |
низкий уровень | 5 | 1 |
средний уровень | 75 | 15 |
высокий уровень | 20 | 4 |
Рисунок 2.Диаграмма. Контрольный этап исследования.
На контрольном этапе наблюдения выразилась значительная динамика учащихся (Таблица 2).Высокий уровень уже наблюдается у 4 детей это 7 -8баллов. Значимый прогресс наблюдался у основной массы учащихся, а именно 15 детей из 20 набрали средний балл. Интуитивное тяготение к предметам народной культуры, интерес к танцевальному народному творчеству, проявление творческой активности. Дети стали самостоятельными, творчески активными, появилось понятие о соблюдении определённых норм и правил. Лишь Антон Аксёнов остался с низким уровнем, он набрал всего 3 балла, но незначительные проявления творческой активности и интерес к народному творчеству дают основания предположить о его дальнейшей динамике.
На этапе констатирующего эксперимента значимыми являлись исходные данные об отношении родителей к проблеме исследования.
Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (60%) характерно положительное отношение к традициям, в семьях вспоминают традиции предков, рассказываются сказки, поют народные песни. Лишь (10%) родителей считают своих детей социально адаптируемыми в обществе, 20% детей интересуются народным творчеством,15% родителей вместе с детьми посещают культурные мероприятия, и лишь 23% считают своего ребёнка коммуникативным. Желание узнать больше, помочь педагогу по мере возможности в приобщении детей к традициям народа выразили желание все родители, это и стало хорошим подспорьем в работе.
Контрольный срез выявил уровень усвоения детьми традиций народа и позволил установить позитивные изменения в представлениях дошкольников о традициях предков и умениях использовать их в самостоятельной и коммуникативной деятельности.
Таблица 3. Результаты анкетирования родителей констатирующего и контрольного этапов.
Результаты анкетирования | Этапы исследований | |
констатирующий | Контрольный | |
% | ||
Ребенок социально адаптируемый | 10 | 60 |
Дети интересуются традициями своей семьи и предков. | 60 | 75 |
Дети интересуются народным творчеством | 20 | 45 |
Интерес детей к культурным мероприятиям | 15 | 40 |
Родители считают ребенка коммуникабельным | 23 | 53 |
Представленные данные показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней. Результаты контрольного анкетирования родителей показало, что характерно возросло положительное отношение к традициям своей семьи 75%, вспоминают традиции предков, рассказываются сказки, поют народные песни. 60% родителей считают своих детей социально адаптируемыми в обществе, 45% детей интересуются народным творчеством, 40% родителей вместе с детьми посещают культурные мероприятия, особенно любят концерты и программы ШСНТ «Русские забавы», и 53% считают своего ребёнка
коммуникативным.
Эти этапы исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.
Кроме этого в практику работы с детьми на будущее следует включить:
-посещение выставок и мини-музеев;
-совместную творческую деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, художников, музыкантов, артистов).
Рисунок 3. Диаграмма результатов.
Анализ психолого-педагогической литературы и собственный педагогический опыт указывают на необходимость систематической и целенаправленной работы по созданию специального педагогического пространства, образовательной среды, которые будут способствовать социализации дошкольников.
Создание фольклорно-танцевальной среды и легло в основу приложения к программе, включающих народные танцы и фольклорные игры. Все занятия имели общую задачу, обладали структурным единством и были нацелены на освоение танцевальной деятельности, расширение круга общения учащихся, развитие коммуникативных способностей, формирование адекватной самооценки, само восприятия, самосознания, формирование образа тела, развитие координации движений, снятие мышечных зажимов, а также воспитание толерантного отношения к другим людям и культуре.
У детей появилось стремление к более глубокому межличностному общению . Коллектив стал более однородный и мобильный, а атмосфера в группе более комфортной и открытой для взаимодействия дошкольников между собой. Ярче прослеживается стремление к взаимному познанию, пониманию и принятию; к взаимному влиянию и взаимопомощи между детьми; к совместному решению проблем и конфликтов; обмену информацией в благоприятной для партнеров атмосфере. Заметно снизился фон тревожности, враждебности, конфликтности , а чувство защищенности и уверенности в себе возросли. Учащиеся стали более внимательно относиться к себе и окружающим, интересоваться культурой своего народа и своей Родины.
Экспериментально обосновано, что для эффективного влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию дошкольников необходимо соблюдение следующих педагогических условий:
1. создание пространства общения (относительно фольклорно-танцевальных занятий это — пространство танцевального или игрового круга);
2. использование различных форм деятельности в этом пространстве (танец, пение, игра, импровизация);
3. введение норм и правил, регламентирующих нахождение детей в данной среде и их участие в деятельности.