Файл: Таким образом, возникли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В случае заниженной самооценки благотворен эффект общего дела, когда каждый ребёнок становится частью целого, а положительный результат в виде исполненного танца внушает гордость любому его участнику. Отсутствие оценки и соревновательности, а также музыка с чётким и красивым ритмом, характерные для народных танцев, способствуют гармонизации внутреннего мира человека и его отношения к самому себе.
Решая задачу коррекции низкой самооценки, можно предложить ребёнку роль помощника в процессе объяснения, разучивания танца. Если у него получается определённое движение, то он может показать его остальным.

Фольклорные танцы просты и доступны, не требуют специальной подготовки.  Правильно организованная фольклорно-танцевальная среда позволяет решать широкий круг задач психофизического развития и проблем социализации детей, благотворно влияет на формирование коллектива, воспитание толерантности, доброжелательного отношения к людям в рамках общей деятельности.

На основании существующей программы школы – студии народного танца «Русские забавы» в этом учебном году было разработано и апробировано приложение к программе. Результаты были представлены в последней, экспериментальной части работы. В эксперименте учавствовали 20 детей и 60 родителей.

В ходе работы были использованы два метода.

Метод анкетирования родителей детей и метод наблюдения за детьми.

Констатирующий этап был фиксирован в конце сентября (начало учебного года),а контрольный этап состоялся в конце марта.

Результаты представленные в работе прослеживаются в диаграммах наблюдения за детьми и анкетирования родителей.
Таблица 1. Наблюдения на констатирующем этапе.



имя ребенка

Интерес к музыкальным инструментам

Поведение в игровых ситуциях

Интерес к жизни и быту русского народу

Коммуникативность ребенка.

Самостоятельность ребенка.

Проявление творческой активности.

Соблюдение норм и правил ребёнком.

Итого

Уровень

1

Екатерина П.

0

1

0

1

1

0

0

3

низкий уровень

2

Василий Н.

1

0

1

0

1

1

0

4

средний уровень

3

Светлана Л.

1

0

0

0

0

0

0

1

низкий уровень

4

Андрей К.

1

1

0

0

1

1

0

4

средний уровень

5

Елена В.

1

1

0

0

1

1

0

4

средний уровень

6

Анастасия М.

1

1

1

1

1

1

1

7

высокий уровень

7

Стас Ю.

0

0

0

0

1

1

0

2

низкий уровень

8

Ульяна С.

1

0

0

0

0

0

0

1

низкий уровень

9

Павел М.

1

0

0

0

0

0

0

1

низкий уровень

10

Саша В.

0

1

0

0

1

0

0

2

низкий уровень

11

Данил Д.

1

0

1

0

0

1

1

4

средний уровень

12

Максим П.

1

0

0

0

0

0

0

1

низкий уровень

13

Вика Б.

1

0

1

0

0

1

0

3

низкий уровень

14

Диана А.

0

0

0

0

0

0

0

0

низкий уровень

15

Алексей Т.

1

0

0

1

0

0

0

2

низкий уровень

16

Антон А.

1

0

0

0

0

0

0

1

низкий уровень

17

Артем Л.

0

0

0

0

1

0

0

1

низкий уровень

18

Влада В.

1

0

1

0

1

0

1

4

средний уровень

19

Слава Л.

0

0

1

0

0

1

0

2

низкий уровень

20

Костя К.

0

0

1

0

0

1

0

2

низкий уровень





уровни

%

детей

низкий уровень

70

14

средний уровень

25

5

высокий уровень

5

1










Рисунок 1. Диаграмма. Констатирующий этап наблюдения за детьми.


Результаты наблюдений на констатирующем этапе помогли выявить уровень сформировавшихся качеств.

В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что одна девочка Анастасия М по всем критериям соответствовала высокому уровню, т. к. она набрала 7 баллов и проявляла интерес к музыкальным инструментам, к жизни и быту русского народа, соблюдала все нормы и правила, доказала свою самостоятельность и коммуникативность.Среднему уровню соответствовали 5 человек: Василий Н,Андрей К,Елена В,Данил Д и Влада В у них наблюдалась ярко выраженная самостоятельность и творческая активность, всем очень нравилась игра на музыкальных инструментах и так же на высоком уровне оказалось поведение в игровых ситуациях. Остальные же дети занимали пассивные позиции, не выражали ярко выраженный интерес.



Имя ребенка

Интерес к музыкальным инструментам

Поведение в игровых ситуциях

Интерес к жизни и быту русского народу

Коммуникативность ребенка.

Самостоятельность ребенка.

Проявление творческой активности.

Соблюдение норм и правил ребёнком.

Итого

Уровень

1

Екатерина П.

1

1

1

1

1

1

1

7

высокий уровень

2

Василий Н.

1

0

1

1

1

1

0

5

средний уровень

3

Светлана Л.

1

1

1

1

2

1

1

8

высокий уровень

4

Андрей К.

1

1

1

1

1

1

0

6

средний уровень

5

Елена В.

1

1

1

1

1

1

1

7

высокий уровень

6

Анастасия М.

1

1

1

1

1

1

1

7

высокий уровень

7

Стас Ю.

1

0

1

1

1

1

0

5

средний уровень

8

Ульяна С.

1

1

1

1

1

1

0

6

средний уровень

9

Павел М.

1

1

1

1

0

1

0

5

средний уровень

10

Саша В.

1

1

1

1

1

1

0

6

средний уровень

11

Данил Д.

1

1

1

1

0

1

1

6

средний уровень

12

Максим П.

1

0

1

1

0

1

0

4

средний уровень

13

Вика Б.

1

1

1

1

0

1

0

5

средний уровень

14

Диана А.

1

1

1

1

0

1

0

5

средний уровень

15

Алексей Т.

1

0

1

1

0

1

0

4

средний уровень

16

Антон А.

1

0

1

0

0

1

0

3

низкий уровень

17

Артем Л.

1

0

1

1

1

1

0

5

средний уровень

18

Влада В.

1

0

1

1

1

1

1

6

средний уровень

19

Слава Л.

1

0

1

1

1

1

0

5

средний уровень

20

Костя К.

1

0

1

1

0

1

0

4

средний уровень


Таблица 2. Результаты контрольного наблюдения.


уровень

%

Детей

низкий уровень

5

1

средний уровень

75

15

высокий уровень

20

4



Рисунок 2.Диаграмма. Контрольный этап исследования.

На контрольном этапе наблюдения выразилась значительная динамика учащихся (Таблица 2).Высокий уровень уже наблюдается у 4 детей это 7 -8баллов. Значимый прогресс наблюдался у основной массы учащихся, а именно 15 детей из 20 набрали средний балл. Интуитивное тяготение к предметам народной культуры, интерес к танцевальному народному творчеству, проявление творческой активности. Дети стали самостоятельными, творчески активными, появилось понятие о соблюдении определённых норм и правил. Лишь Антон Аксёнов остался с низким уровнем, он набрал всего 3 балла, но незначительные проявления творческой активности и интерес к народному творчеству дают основания предположить о его дальнейшей динамике.

На этапе констатирующего эксперимента значимыми являлись исходные данные об отношении родителей к проблеме исследования.

Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (60%) характерно положительное отношение к традициям, в семьях вспоминают традиции предков, рассказываются сказки, поют народные песни. Лишь (10%) родителей считают своих детей социально адаптируемыми в обществе, 20% детей интересуются народным творчеством,15% родителей вместе с детьми посещают культурные мероприятия, и лишь 23% считают своего ребёнка коммуникативным. Желание узнать больше, помочь педагогу по мере возможности в приобщении детей к традициям народа выразили желание все родители, это и стало хорошим подспорьем в работе.

Контрольный срез выявил уровень усвоения детьми традиций народа и позволил установить позитивные изменения в представлениях дошкольников о традициях предков и умениях использовать их в самостоятельной и коммуникативной деятельности.
Таблица 3. Результаты анкетирования родителей констатирующего и контрольного этапов.

Результаты анкетирования

Этапы исследований

констатирующий

Контрольный

%

Ребенок социально адаптируемый

10

60

Дети интересуются традициями своей семьи и предков.

60

75

Дети интересуются народным творчеством

20

45

Интерес детей к культурным мероприятиям

15

40

Родители считают ребенка коммуникабельным

23

53



Представленные данные показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней. Результаты контрольного анкетирования родителей показало, что характерно возросло положительное отношение к традициям своей семьи 75%, вспоминают традиции предков, рассказываются сказки, поют народные песни. 60% родителей считают своих детей социально адаптируемыми в обществе, 45% детей интересуются народным творчеством, 40% родителей вместе с детьми посещают культурные мероприятия, особенно любят концерты и программы ШСНТ «Русские забавы», и 53% считают своего ребёнка

коммуникативным.

Эти этапы исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.

Кроме этого в практику работы с детьми на будущее следует включить:

-посещение выставок и мини-музеев;

-совместную творческую деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, художников, музыкантов, артистов).

Рисунок 3. Диаграмма результатов.









Анализ психолого-педагогической литературы и собственный педагогический опыт указывают на необходимость систематической и целенаправленной работы по созданию специального педагогического пространства, образовательной среды, которые будут способствовать социализации дошкольников.

Создание фольклорно-танцевальной среды и легло в основу приложения к программе, включающих народные танцы и фольклорные игры. Все занятия имели общую задачу, обладали структурным единством и были нацелены на освоение танцевальной деятельности, расширение круга общения учащихся, развитие коммуникативных способностей, формирование адекватной самооценки, само восприятия, самосознания, формирование образа тела, развитие координации движений, снятие мышечных зажимов, а также воспитание толерантного отношения к другим людям и культуре.

У детей появилось стремление к более глубокому межличностному общению . Коллектив стал более однородный и мобильный, а атмосфера в группе более комфортной и открытой для взаимодействия дошкольников между собой. Ярче прослеживается стремление к взаимному познанию, пониманию и принятию; к взаимному влиянию и взаимопомощи между детьми; к совместному решению проблем и конфликтов; обмену информацией в благоприятной для партнеров атмосфере. Заметно снизился фон тревожности, враждебности, конфликтности , а чувство защищенности и уверенности в себе возросли. Учащиеся стали более внимательно относиться к себе и окружающим, интересоваться культурой своего народа и своей Родины.

Экспериментально обосновано, что для эффективного влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию  дошкольников необходимо соблюдение следующих педагогических условий:

1. создание пространства общения (относительно фольклорно-танцевальных занятий это — пространство танцевального или игрового круга);

2. использование различных форм деятельности в этом пространстве (танец, пение, игра, импровизация);

3. введение норм и правил, регламентирующих нахождение детей в данной среде и их участие в деятельности.