Файл: Литература по теме Проблема молодежи в современной литературе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 386
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Тяжинский агропромышленный техникум»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по дисциплине ОДБ.02Литература по теме: «Проблема молодежи в современной литературе» |
Выполнила: |
обучающаяся группы 275 |
профессия 43.01.09 Повар, кондитер |
Моисеева Марина Алексеевна |
Руководитель: |
Преподаватель Валик Анастасия Александровна |
Тяжинский, 2023
Содержание
Введение……………………………………………………………………... | 3 | |
Глава I. Образ подростка в психологии и литературе………………......... | 5 | |
1.1 | Особенности подросткового возраста………………………………. | 5 |
1.2 | Образ героя-подростка в современной литературе……………........ | |
Глава II. Проблемы молодежи в современной литературе……………….. | | |
2.1 | Основные проблемы молодежи, описанные в произведениях современных авторов............................................................................ | |
2.2 | Анализ результатов анкетирования…………………………………. | |
Заключение…………………………………………………………………... | | |
Список источников и литературы………………………………………….. | | |
Приложение………………………………………………………………….. | |
Введение
Во взрослом мире принято считать, что детство должно быть счастливым. Однако в жизни приходится наблюдать эпизоды, которые очень далеки от благополучия и счастья. Всерьёз я задумалась над проблемой моих сверстников, когда прочитала произведения некоторых современных авторов. Конечно, в современном обществе эта тема, касающаяся проблем подростков, не новая. Но сейчас она представляется мне особенно актуальной. Её поднимают в телепередачах, на радио, в газетных публикациях. Интерес писателей к "подростковой" теме обусловлен, прежде всего, открывающейся возможностью исследовать начальный, сложный и драматический процесс формирования человека, его мировоззрения, этических основ личности. Образ подростка в литературе показан в динамике: изменяется морально-этическое содержание, способ характеристики героя.
Цель данной работы: выявить круг проблем подростков, отраженных в современной литературе и в жизни.
Задачи:
- изучить теоретический материал об особенностях подросткового возраста в психологии;
- рассмотреть, проблемы подростков в современной литературе;
- провести анкетирование на выявление круга проблем студентов нашей группы;
- создать продукт проекта.
Объект – произведения современный авторов;
Предмет – проблемы героев произведения современных авторов и студентов нашего техникума.
Гипотеза: если рассмотреть произведения современных авторов, то можно выявить круг проблем молодежи и доказать, что они соответствуют современному психолого-педагогическому понятию «подросток».
Методы исследования:
- изучение теоретического материала;
- анализ современных произведений;
- анкетирование студентов наше группы;
- анализ полученных результатов;
- составление диаграмм.
Глава I. Подросток в психологии и литературе.
1.1 Особенности подросткового возраста
Кого можно считать подростком и каково значение данного периода в становлении личности? Этому вопросу посвящены труды многих исследователей в области психологии, философии и социологии.
Человечество не всегда имело в своем словаре понятие "подросток". Как отмечает Ф.Ариес, в доиндустриальной Европе не различали детство и отрочество, а само понятие "подростковый возраст" возникло лишь в 19 веке. Первым предложил рассмотреть этот период как переходный от детства к взрослости Ст. Холл.
При рассмотрении образа подростка с точки зрения его психологических особенностей следует отметить, что в науке нет точного определения возрастных границ подросткового периода. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. В данном исследовании мы опираемся на мнение сторонников социального подхода (Аверин, Дольто) [1] при определении границ подросткового периода, т.е. главным критерием считаем социальное влияние на развитие личности. По мнению Т.М. Простаковой, "развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах".
Изучение подросткового периода – очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. Не случайно этот возраст называют «переходным» от
детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», формирования социальных установок.
Особенностью подросткового возраста является задача нравственного взросления, т. е. определения собственного отношения к себе и миру, формирования мировоззрения и нравственных ценностей, норм и личностных смыслов.
Известно, что нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Как правило, подростки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы обращаются к источникам, таким, как научная и популярная, художественная литература, произведения искусства, печать, телевидение.
Оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешеный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.
Для подросткового периода свойственно подражание образцам. Как отмечает современный ученый-психотерапевт А.А.Щёголев, подросток со свойственным ему максимализмом старается не только скопировать, но и во многом превзойти своего идола. Важно, чтобы таким образцом для подражания оказался достойный, эстетически возвышенный и морально устойчивый пример. Таким примером, на наш взгляд, может стать художественный образ литературы.
1.2 Образ героя-подростка в современной литературе
Одной из главных эстетических функций литературы является формирование полноценно развитой личности. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей.
Наряду с меняющейся жизнью меняется и образ литературного героя, что особенно ярко проявляется в произведениях подростковой литературы. Усложняется процесс вхождения подростка во взрослую жизнь в связи с изменениями социально-экономических и общественно-культурных условий.
Современная подростковая проза, достойно продолжая традиции классики, отражает реалии современной жизни и служит ее иллюстрацией; к тому же она создает ощущение живого образа подростков.
На сегодняшний день современная подростковая проза претерпевает некоторый застой. Как отмечает Сергей Колосов, в настоящее время, несмотря на то, что книжная индустрия переживает бурный подъем (книжные прилавки буквально давятся от всевозможных книг: от фривольно-детективного «чтива» в дешевых переплетах до увесистых фолиантов, стоящих порой не одну тысячу рублей), литература о подростках терпит серьезный крах. «Не видно может быть самой важной серии книг – о современных 13-16 летних подростках. Наших российских».
Но не все так плохо, как кажется. В настоящее время работают несколько интересных писателей, которые в своем творчестве уделили и уделяют немалое внимание подростковой теме. Это такие авторы, как Л. Матвеева, Т. Крюкова, Г. Горлиенко, О. Дзюба, Е. Липатова, Т. Михеева, В. Железников, Е. Мурашова.
Жанровое своеобразие небогато, это: фантастическая повесть (произведения Т. Крюковой), повесть социально-психологического характера (произведения Е. Мурашовой, В. Железникова) и любовные романы (произведения Г. Гордиенко, Т. Михеевой, Л. Матвеевой, Е. Липатовой).
Как правило, герои современной подростковой прозы – обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Герои-подростки стремятся обрести социальную независимость при отсутствии таковой возможности. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость.
Глава II. Проблемы молодежи в современной литературе.
2.1. Основные проблемы молодежи, описанные в произведениях современных авторов
Как и у любой другой социальной группы, у молодёжи есть определённый круг проблем, характерный практически для каждого из них. Мы постараемся определить этот набор проблем и проследить, насколько полно они раскрываются в произведениях современной художественной литературы. Конечно, охватить всё разнообразие современных произведений, мы не можем, однако постараемся максимально полноценно раскрыть тему на примерах из таких произведений как «Правило 69 для толстой чайки» Дарьи Варденбург, «Островитяне» Тамары Михеевой, «Ворон» Евгения Рудашевского, «Моя сестра живет на каминной полке» Аннабель Питчер и Зои Сагг «Девушка online».
После прочтения произведений были выявлены наиболее часто встречающиеся проблемы такие как: неуверенность в себе, закомплексованность, попытка оставаться собой, скрываясь за «масками», проблемы, связанные с формированием личности, неприятие себя как личности, стремление выделится из толпы, также многие представители молодёжи чувствуют одиночество, зависимы от чужого мнения и подвергаются оскорблениям со стороны сверстников. Некоторые также отметили, что считают, что семья не любит их. Отражение именно этих проблем мы и попытаемся найти в произведениях современной художественной литературы.
1.Становление личности
Многие молодёжные проблемы возникают вследствие активного процесса формирования личности. Молодёжь пытается найти своё место в этом мире, реализовать себя. Представители данной социальной группы находятся на переломном моменте своей жизни, когда могут рушиться не только мечты, но и весь образ жизни, мировоззрение.
Часто молодёжь имеет завышенные ожидания в реализации своих планов, надежд. Так, например, главный герой произведения Дарьи Варденбург «Правило 69 для толстой чайки», Якоб Беккер, мечтает об одиночном кругосветном путешествии. Для этого он решил заниматься в секции парусного спорта, где понимает, что одиночное кругосветное путешествие не так легко осуществить, как он думал. И, тем не менее, он не отказался от мечты и продолжал заниматься.
Но так получается далеко не всегда. И чьи-то мечты оказываются разбиты реальностью. Главный герой «Ворона» Евгения Рудашевского оказывается именно таким человеком. Зима, тайга, двадцать дней в компании охотников и охоты становятся для Димы жёстким испытанием, прохождение которого должно открыть путь в новую, настоящую жизнь. Однако неожиданно и для героя, и для читателя это испытание изменяет не только Диму, но и его жизненные цели. Ему, как и многим, нелегко далось переосмысление своих жизненных ориентиров, мировоззрения. Автор описал этот переломный момент так: «Вслед оледенению пришло слепое безразличие. Дима окончательно запутался в чувствах. Не было ни сил, ни желания разбирать их, как-то называть и объяснять». При этом старые взгляды так просто не отпускают человека и часто представителям молодёжи трудно осознать своё заблуждение и признать новую правду: «Дима сдавил кулаки. Он ещё больше прежнего был недоволен собой. «Разве ты не об этом мечтал? Вот она, взрослая жизнь». И что самое главное, произведение «Ворон» заставляет ещё продолжавших формироваться психологически представителей молодёжи задуматься, возможно, над одними из самых главных вопросов того периода: «Кем был человек, стоявший по другую сторону мутного окошка? Как сложится его судьба? Каким он будет через пять или, страшно подумать, десять лет? Через тридцать, пятьдесят лет… Как изменится его лицо? Какие у него будут мысли? А главное – какую жизнь он выберет, во что будет верить и чем пожертвует ради своей веры?»