Файл: Пояснительная записка Билеты промежуточной аттестации по биологии составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовании рабочей программы основного общего образования Биология..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Распространение водой – ольха, часто растёт по берегам рек, её плоды попадая в воду не тонут и их уносит течением. Плоды кокосовой пальмы с одного острова на другой переносятся морским течением.

Распространение саморазбрасыванием – недотрога – если её плод задать, то его створки разрываются, скручиваются и с силой разбрасывают семена. Тоже самое происходит с плодами гороха, фасоли. Разбрасывание семян можно наблюдать у акации, мака.

Распространение с помощью животных и человека – плоды таких растений как лопух или череда, снабжены острыми зубчиками и крючками. С их помощью эти плоды прицепляются к шерсти животных или к одежде людей, которые и разносят их на большие расстояния. Сочные плоды рябины, бузины, брусники, черники, черёмухи и других растений поедают животные, в основном птицы.

  1. Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства злаковые, наиболее распространённого в нашем регионе. Дайте их систематическую характеристику.

Это семейство входит в класс однодольных. В нашей стране злаки – травянистые растения с мочковатой корневой системой и стеблями, узлы которых обычно толстые, чем междоузлия. Злаки растут в результате деления клеток в основании каждого междоузлия. Такой рост называют вставочным. У большинства злаков междоузлия стебля полые, а узлы заполнены тканями. Такой стебель называют соломиной. Листья как правило узкие, длинные, с параллельным жилкованием. Цветки злаков мелкие и невзрачные, они образуют простые соцветия – колоски, нередко составляющие сложные соцветия – сложный колос, метёлку. Число цветков в колосках у разных злаков различно – то одного до нескольких. Цветки большинства злаков имеют по 2 цветковые чешуи, 2 цветковые плёнки, 3 тычинки и один пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами. Формула цветка: |О(2)+2Т3П1.

Наибольшее хозяйственное значение имеют такие зерновые культуры как пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, рис, овёс.

Пшеница. Стебель пшеницы соломина, листья длинные с параллельными жилками. Соцветие - сложный колос, он состоит из многих колосков. На оси каждого колоска сидят две колосковые чешуи, а за ними – от 2 до 7 цветков. У цветков типичное строение: 2 цветковые чешуи, 2 цветковые плёнки, 3 тычинки и один пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами. Плод зерновка. Сорта пшеницы делят на два сорта: твёрдые и мягкие. Эндосперм зерна твёрдой пшеницы плотный, на разрезе блестит. Эта пшеница требовательна к почве и климату. Эндосперм зерна твёрдой пшеницы почти на четверть состоит из белка. В зерновках мягкой пшеницы эндосперм рыхлый, мучнистый, менее богат белком. Мягкая пшеница менее требовательна к почве и климату. Распространена почти повсеместно. В нашей стране возделывают как озимую так и яровую пшеницу. Яровую высеивают ранней весной. Озимую сеют осенью.

Билет №5.

1.Соцветия.

Соцветие. Соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определённом порядке. Соцветия бывают простыми и сложными.

Соцветие кисть – в таком соцветии отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках, отходящих от длинной общей оси. Если несколько кистей отходит от общего стебелька, соцветие называют сложной кистью или метёлкой. Такое соцветие имеют сирень, виноград.

Простой колос образуют не имеющие цветоножек цветки, расположенные на общей оси соцветия, как у подорожника. Соцветия пшеницы, ржи, ячменя называют сложным колосом. В этом соцветии на общей оси сидят несколько колосков, каждый из которых образован несколькими цветками.

Початок отличается от колоса толстой, обычно мясистой осью соцветия. Простой зонтик – соцветие, в котором цветоножки выходят из вершины оси соцветия. Такое соцветие имеют вишня. Морковь и петрушка имеют соцветия зонтики, состоящие из нескольких простых зонтиков. Такое соцветие называется сложным зонтиком. Корзинка – это соцветие у подсолнечника, астры. В таком соцветии обычно многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщённом и расширенном ложе соцветия. Снаружи это соцветие защищено зелёными листьями - обёрткой.

2.Класс двудольные. Семейство крестоцветные (капустные).

Общая характеристика класса двудольные: имеют две семядоли в зародыше семени, корневая система стержневая, лист простой или сложный с сетчатым жилкованием, число частей цветка кратно 4 или 5.

Семейство крестоцветных включает около 3200 видов растений. Всем растениям этого семейства свойственны общие признаки. Для них характерны цветки одинакового строения, с крестообразно расположенными лепестками, чашечкой из 4 чашелистиков, венчиком из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные) и 1 пестиком. Формула цветка крестоцветных: *Ч4Л4Т4+2П1.

Соцветие у крестоцветных – кисть. Плоды – стручки или стручочки, т.е. короткие стручки. Длина стручочков не более чем в 2 – 3 раза превышает ширину. Листья крестоцветных расположены на стебле поочерёдно или собраны в прикорневую розетку. Корневые системы стержневые. У некоторых растений образуются корнеплоды.

Наиболее ценное культурное растение из семейства крестоцветных – капуста. Человек выращивает капусту уже более 4 тыс. лет. В нашей стране больше всего распространена капуста белокочанная. Это двулетняя культура. В первый год жизни из семян развиваются растения с коротким стеблем-кочерыгой и

крупными округлыми листьями, образующими кочан. На второй год жизни из пазушных и верхушечных почек кочерыги развиваются высокие стебли с листьями и соцветиями. Бледно-жёлтые цветки капусты имеют такое же строение, как у всех растений семейства крестоцветных, и собраны в соцветие – кисть. Плоды – стручки – созревают осенью.

У краснокачаной капусты листья окрашены в фиолетовый цвет. В этой капусте в 4 раза больше витамина А, чем в белокочанной. Цветная капуста – ценный диетический продукт. В пищу употребляют плотные белые соцветия из недораспустившихся цветков. Брюссельскую капусту выращивают ради маленьких кочанчиков, образующихся в пазухах листьев и содержащих большое количество легкоусвояемых белков, витаминов С и А. Кольраби не имеет кочана, она образует шаровидное утолщение стебля.

Выращивая капусту, необходимо регулярно её поливать, рыхлить почву, подкармливать, бороться с сорняками, вредителями и болезнями.

В семейство крестоцветных входят – редька, турнепс, брюква, редис, рапс, горчица, хрен.
Билет № 6
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8


Минеральное питание растений.

В состав растений входят органические вещества, минеральные вещества и вода. В органах различных растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. Так, в листьях капусты 90% воды, в плодах огурцов ее ещё больше – 96%. Молодые растущие органы содержать до 90 – 95 % воды, а одревесневшие всего около 50%. Это связанно с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки в которых активно проходят процессы жизнедеятельности, всегда содержать много воды.

Минеральные и органические вещества используются для построения тела растений, а так же принимают участие в различных процессах жизнедеятельности, протекающих в растениях. Недостаток или отсутствие какого-либо вещества нарушает нормальное развитие растения и может привести к его гибели.

Из почвы через корни в растение поступают вода и растворённые в ней минеральные соли, т.е. происходит минеральное питание. Больше всего растению нужны азот, калий, фосфор. Остальные вещества требуются в небольших количествах. Но если растение не получает хотя бы одно из нужных веществ, то его процессы жизнедеятельности резко нарушаются. Избыток других веществ не заменяет недостающих.

Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни среде будут содержаться все необходимые питательные вещества. Такой средой для большинства растений является почва. Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения. В зависимости от содержания минеральных веществ различают азотные, фосфорные и калийные удобрения. Кроме того широко применяют микроудобрения, в которых содержатся такие элементы как бор, медь ,цинк, кобальт и другие. Удобрения вносят в разные сроки в зависимости от вида и потребности растения.. вносить удобрения нужно строго по норме. Излишек может повредить растениям, а полученная продукция будет опасна для здоровья человека.

  1. Условия произрастания и видоизменения корней.

Глубина проникновения в почву корней растений зависит от условий
, в которых они произрастают. Так, на сухих полях корни пшеницы достигают 2,5 метра длины, а на орошаемых – всего 50 см, но там они гуще. Из-за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности, а сами растения низкорослые. Растения пустынь имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены очень глубоко.

В процессе приспособления к условиям существования корни некоторых растений видоизменялись и стали выполнять дополнительные функции.

Видоизменения  корней.

Корнеплоды – накапливают  питательные  вещества в главном  корне, образуются как из главного корня, так и из нижних участков стебля. В этих частях накапливается большой запас органических веществ. Корнеплоды – морковь, свекла, редька, редис, репа. Клубнекорни накопление  питательных  веществ  в  боковых  корнях, образуются на боковых и придаточных корнях (георгин,  хлорофитум).

Воздушные  корни (орхидеи - поглощают  из воздуха  воду и  кислород. Ходульные  корни – поддерживают  растение   (кукуруза).

Дыхательные  корни – обеспечивают   дыхание  болотным  растениям.
Корни - присоски -  у паразитов или  полупаразитов (омела, повилика).
Корни - прицепки – прикрепляю растение к опоре (плющ).

3.Укажите способы размножения следующих растений: пшеницы, картофеля, земляники.

Способы размножения пшеницы: семенной способ - семенами.

Способы размножения картофеля: вегетативный способ – частями клубней, ростками.

Способы размножения земляники: семенной способ - семенами, ползучими побегами - усами.
Билет № 7

  1. Фотосинтез. Дыхание растений.

Фотосинтез. Воду и минеральные вещества растение получает из почвы. А органические вещества растения способны создавать из неорганических, используя световую энергию. Этот процесс называется фотосинтезом. Способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зелёных растений.

Для процесса фотосинтеза необходима световая энергия. Возьмём какое-нибудь комнатное растение, например герань, поместим его на трое суток в тёмный шкаф, чтобы произошёл отток питательных веществ из листьев. Вырежем на конверте из чёрной бумаги какую-либо фигуру или слово, например «свет». Через трое суток вынем растение из шкафа и поместив в этот конверт один из листьев. Затем поставим растение на солнечный свет или под электрическую лампочку. Через 8 – 10 часов срежем лист, снимем бумагу. Опустим лист в кипящую воду, а затем на несколько минут в горячий спирт, в котором хлорофилл хорошо растворяется. Когда спирт окрасится в зелёный цвет, а лист обесцветится, промоем его водой, расправим на тарелке и обольём слабым раствором йода. На обесцвеченном листе появятся синие буквы. Известно, что крахмал синеет ой йода. Буквы появляются в той части листа, на которую падал свет. Значит, в освящённой части листа образовался крахмал.