ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 492
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.
Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.
С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.
27. Становлеие развитие римс. Права. Источники права.
2. Источники права. «Источник права» понимается способ (форма) образования норм права. Существуют неспециальные и специальные источники. К неспециальным относятся труды римских и греческих историков, писателей и поэтов, таких как Тит Ливий, Катон Старший, Полибий, Дионисий Галикарнасский, Катулл, Лукиан, Вергилий и др.
К специальным источникам относятся собственно нормы права, зафиксированные в виде законов, судебных решений, в комментариях юристов, распоряжениях императоров, обычай, решениях сената и т. п. Источниками создания выступают государственные органы, наделенные правом создавать различные предписания, имеющие общеобязательную силу. Выделяются следующие основные виды источников римского права:
1) правовой обычай (состоит из двух основных видов — обычаи предков и религиозные обычаи);
Приоритет тот или иной источник получает в зависимости от того или иного периода развития права.
(1) В архаический период
самыми древними и практически единственными источниками права были правовые обычаи. Юлиан определял обычай как «давность применения и молчаливое согласие большинства».
Система права этого периода получила название «цивильного» (ius civile), или «квиритского» (ius Quiritium) права. Эта система права представляла собой узконациональную систему, предназначенную только для квиритов, т. е. римских граждан.
В (2) республиканский период, в период классического римского права появились новые источники права. Появился претор перегринов, который при вступлении в должность излагал в своем эдикте правила, подлежащие применению к перегринам, а также к римским гражданам в случае их правоотношений с иностранцами. Совокупность таких правил и образовало право народов (ius gentium). Преторы, избиравшиеся на один год, пользуясь данным им империумом (особой формой власти), при отсутствии закона или практической его непригодности применяли новые правовые формы — эдикты. Причем каждый претор, вступая в должность, мог отменить те нормативные акты, которые принял его предшественник, но, уважая право, претор не отменял принятых ранее постановлений — если они непригодны, то действовать не будут, если действуют, то, тем более, нет никакого резона их отменять. Таким образом стал формироваться новый вид права — преторское право (ius honorarium), т. е. «право, созданное магистратом»). В период республики преторское право фактически сменило право Законов XII таблиц. Главной задачей преторской власти было обеспечение гражданского мира, общественного порядка и спокойствия. Для этой цели преторами издавались различные нормативные акты, носившие название эдиктов, интердиктов, декретов.
В этот пе6риод основными источниками права следует считать:
законы(lex). Именно этот термин лежит в основе таких политологических категорий, как «легальность» (законность) и «легитимность» (признанность народом). Публичные законы римского народа принимались на центуриатных и трибутных комициях, в куриатных комициях решались вопросы семейного и наследственного права. Наряду с законами существовали плебисциты, принимаемые вначале плебеями и обязательные только для них, а потом и для всего римского народа (287 г. до н. а). Юрист Атей Капитон давал такое определение закону: «Закон есть общее постановление народа, или плебса, внесенное магистратом»; Гай определял закон так: «Закон есть то, что римский народ одобрил и постановил» (Гай. 1.З.). К примерам таких законов можно отнести закон Петелия IV в. до н. э., отменивший убийство неоплатного должника и продажу его в рабство; закон Аквилия III в. до н. э., который установил новые правила об ответственности за уничтожение или повреждение чужого имущества;
преторские эдикты — правила и суждения, которые судебные магистраты провозглашали в начале административного года и которым следовали при отправлении правосудия. Эти эдикты и являлись источниками преторского права. Гай писал: «Право же издавать эдикты предоставляется магистратам римского народа; самое важное значение имеют эдикты двух преторов — городского и перегринского» (Гай. 1.6). В 67 г. до н. э. трибун Корнелий предложил закон, который установил, что эдикт является обязательным для магистрата. Право издавать эдикты имели: городской претор (его обязанность — «вершить суд между гражданами»); претор перегринов (его обязанность — «вершить суд между гражданами и чужеземцами»); курульные эдилы, которые отвечали за порядок на рынках, решали возникающие споры, особенно по поводу качества товаров. В более поздний период наместники преторов.
Сенатусконсульты«Сенатусконсульт есть то, что сенат повелевает и устанавливает; он имеет силу закона». (Гай. 1.4.). Первоначально сенат только ратифицировал законы, принятые на ко мициях, но под конец республиканской эпохи, сенатусконсульты приобрели значимость законов. Октавиан Август передал сенату законодательные функции, ранее принадлежавшие исключительно комициям. Например, известны сенатусконсульты о запрете вакханалий, о наследовании по цивильному праву между матерью и детьми, в случае если между ними не существовало агнатского родства, обусловленного переходом матери под власть мужа (или его отца).
Ответы знатоков права образовывают так называемую римскую юриспруденцию. Знание и применение права находились в древнем Риме исключительно в руках патрициев. Первый великий понтифик из плебеев Тиберий Корункарий начал первым давать ответы на запросы граждан не в тайной оракульской форме, а публично (юрисконсульты). Главнейшей их деятельностью стала интерпретация этих законов, но интерпретация не буквальная, а распространительная. Вследствие этого они еще в республиканский период приобрели значение творцов права. Цезарь Октавиан Август официально признал за ними это значение и, вполне понимая важность их деятельности, с целью большей ее упорядоченности постановил, что мнения тех юристов, которые получают от него право высказывать его будут иметь для судов силу закона. В случае если бы несколько юристов разошлись во мнениях, суд мог по своему усмотрению выбирать любое из них.
В период домината (абсолютной монархии) Во II в. императором Адрианом был издан «вечный эдикт», результатом которого было прекращение преторского правотворчества. В соответствии с этим эдиктом, составленным юристом Юлианом, который провел кодификацию преторского права, с этого времени претор, вступая в должность, уже не имел права ни изменять, ни дополнять этот эдикт. Можно даже сказать, что с принятием этого эдикта завершился период дуализма римского права, и преторское право окончательно вытеснило цивильное право.
28. Общественный и государственный вопрос Римской республики. Конец IV — начало III в. до н.э. в истории Рима был важнейшим рубежом. (1) к этому времени завершилось государственно-политическое становление римского полиса, и римская государственность опиралась на развитую систему институтов власти и управления, закрепленных в праве и в политических традициях. (2) с этого времени Римское государство перешло к активной завоевательной политике — сначала в самой Италии, а затем и далеко за ее пределами.
Итальянские племена и полугосударства образовали вместе с Римом условную Италийскую федерацию под господством Рима, членство в которой обеспечивало ее жителям некоторую близость в правовом положении к римлянам. Союзнические народы количественно значительно усилили римскую армию. Это дало возможность, хотя и после трудных двух Пунических войн, иногда даже ставивших Рим на грань государственной катастрофы, сокрушить Карфагенскую державу и подчинить себе большую часть ее владений в Средиземноморье. К началу II в. до н.э. внутренний кризис Македонской державы (см. § 12) сделал ее легкой добычей Рима. Немногим более полувека спустя Рим распространил свою гегемонию и на всю Грецию. В новоприсоединенных областях стала формироваться новая система управления, построенная на доминировании исполнительно-военных властей, назначенных Римом и представлявших его интересы, — появились первые провинции. Рим стал превращаться в Римскую империю, имея в виду территориально-государственный строй. С упадком крупнейших эллинистических государств — державы Селевкидов и Египта — в
Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.
С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.
27. Становлеие развитие римс. Права. Источники права.
2. Источники права. «Источник права» понимается способ (форма) образования норм права. Существуют неспециальные и специальные источники. К неспециальным относятся труды римских и греческих историков, писателей и поэтов, таких как Тит Ливий, Катон Старший, Полибий, Дионисий Галикарнасский, Катулл, Лукиан, Вергилий и др.
К специальным источникам относятся собственно нормы права, зафиксированные в виде законов, судебных решений, в комментариях юристов, распоряжениях императоров, обычай, решениях сената и т. п. Источниками создания выступают государственные органы, наделенные правом создавать различные предписания, имеющие общеобязательную силу. Выделяются следующие основные виды источников римского права:
1) правовой обычай (состоит из двух основных видов — обычаи предков и религиозные обычаи);
-
законы (lex - приняты комициями и leges - императорские конституции); -
преторские эдикты; -
сенатусконсульты (постановления Сената); -
деятельность римских юристов.
Приоритет тот или иной источник получает в зависимости от того или иного периода развития права.
(1) В архаический период
самыми древними и практически единственными источниками права были правовые обычаи. Юлиан определял обычай как «давность применения и молчаливое согласие большинства».
Система права этого периода получила название «цивильного» (ius civile), или «квиритского» (ius Quiritium) права. Эта система права представляла собой узконациональную систему, предназначенную только для квиритов, т. е. римских граждан.
В (2) республиканский период, в период классического римского права появились новые источники права. Появился претор перегринов, который при вступлении в должность излагал в своем эдикте правила, подлежащие применению к перегринам, а также к римским гражданам в случае их правоотношений с иностранцами. Совокупность таких правил и образовало право народов (ius gentium). Преторы, избиравшиеся на один год, пользуясь данным им империумом (особой формой власти), при отсутствии закона или практической его непригодности применяли новые правовые формы — эдикты. Причем каждый претор, вступая в должность, мог отменить те нормативные акты, которые принял его предшественник, но, уважая право, претор не отменял принятых ранее постановлений — если они непригодны, то действовать не будут, если действуют, то, тем более, нет никакого резона их отменять. Таким образом стал формироваться новый вид права — преторское право (ius honorarium), т. е. «право, созданное магистратом»). В период республики преторское право фактически сменило право Законов XII таблиц. Главной задачей преторской власти было обеспечение гражданского мира, общественного порядка и спокойствия. Для этой цели преторами издавались различные нормативные акты, носившие название эдиктов, интердиктов, декретов.
В этот пе6риод основными источниками права следует считать:
законы(lex). Именно этот термин лежит в основе таких политологических категорий, как «легальность» (законность) и «легитимность» (признанность народом). Публичные законы римского народа принимались на центуриатных и трибутных комициях, в куриатных комициях решались вопросы семейного и наследственного права. Наряду с законами существовали плебисциты, принимаемые вначале плебеями и обязательные только для них, а потом и для всего римского народа (287 г. до н. а). Юрист Атей Капитон давал такое определение закону: «Закон есть общее постановление народа, или плебса, внесенное магистратом»; Гай определял закон так: «Закон есть то, что римский народ одобрил и постановил» (Гай. 1.З.). К примерам таких законов можно отнести закон Петелия IV в. до н. э., отменивший убийство неоплатного должника и продажу его в рабство; закон Аквилия III в. до н. э., который установил новые правила об ответственности за уничтожение или повреждение чужого имущества;
преторские эдикты — правила и суждения, которые судебные магистраты провозглашали в начале административного года и которым следовали при отправлении правосудия. Эти эдикты и являлись источниками преторского права. Гай писал: «Право же издавать эдикты предоставляется магистратам римского народа; самое важное значение имеют эдикты двух преторов — городского и перегринского» (Гай. 1.6). В 67 г. до н. э. трибун Корнелий предложил закон, который установил, что эдикт является обязательным для магистрата. Право издавать эдикты имели: городской претор (его обязанность — «вершить суд между гражданами»); претор перегринов (его обязанность — «вершить суд между гражданами и чужеземцами»); курульные эдилы, которые отвечали за порядок на рынках, решали возникающие споры, особенно по поводу качества товаров. В более поздний период наместники преторов.
Сенатусконсульты«Сенатусконсульт есть то, что сенат повелевает и устанавливает; он имеет силу закона». (Гай. 1.4.). Первоначально сенат только ратифицировал законы, принятые на ко мициях, но под конец республиканской эпохи, сенатусконсульты приобрели значимость законов. Октавиан Август передал сенату законодательные функции, ранее принадлежавшие исключительно комициям. Например, известны сенатусконсульты о запрете вакханалий, о наследовании по цивильному праву между матерью и детьми, в случае если между ними не существовало агнатского родства, обусловленного переходом матери под власть мужа (или его отца).
Ответы знатоков права образовывают так называемую римскую юриспруденцию. Знание и применение права находились в древнем Риме исключительно в руках патрициев. Первый великий понтифик из плебеев Тиберий Корункарий начал первым давать ответы на запросы граждан не в тайной оракульской форме, а публично (юрисконсульты). Главнейшей их деятельностью стала интерпретация этих законов, но интерпретация не буквальная, а распространительная. Вследствие этого они еще в республиканский период приобрели значение творцов права. Цезарь Октавиан Август официально признал за ними это значение и, вполне понимая важность их деятельности, с целью большей ее упорядоченности постановил, что мнения тех юристов, которые получают от него право высказывать его будут иметь для судов силу закона. В случае если бы несколько юристов разошлись во мнениях, суд мог по своему усмотрению выбирать любое из них.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 25
В период домината (абсолютной монархии) Во II в. императором Адрианом был издан «вечный эдикт», результатом которого было прекращение преторского правотворчества. В соответствии с этим эдиктом, составленным юристом Юлианом, который провел кодификацию преторского права, с этого времени претор, вступая в должность, уже не имел права ни изменять, ни дополнять этот эдикт. Можно даже сказать, что с принятием этого эдикта завершился период дуализма римского права, и преторское право окончательно вытеснило цивильное право.
28. Общественный и государственный вопрос Римской республики. Конец IV — начало III в. до н.э. в истории Рима был важнейшим рубежом. (1) к этому времени завершилось государственно-политическое становление римского полиса, и римская государственность опиралась на развитую систему институтов власти и управления, закрепленных в праве и в политических традициях. (2) с этого времени Римское государство перешло к активной завоевательной политике — сначала в самой Италии, а затем и далеко за ее пределами.
Итальянские племена и полугосударства образовали вместе с Римом условную Италийскую федерацию под господством Рима, членство в которой обеспечивало ее жителям некоторую близость в правовом положении к римлянам. Союзнические народы количественно значительно усилили римскую армию. Это дало возможность, хотя и после трудных двух Пунических войн, иногда даже ставивших Рим на грань государственной катастрофы, сокрушить Карфагенскую державу и подчинить себе большую часть ее владений в Средиземноморье. К началу II в. до н.э. внутренний кризис Македонской державы (см. § 12) сделал ее легкой добычей Рима. Немногим более полувека спустя Рим распространил свою гегемонию и на всю Грецию. В новоприсоединенных областях стала формироваться новая система управления, построенная на доминировании исполнительно-военных властей, назначенных Римом и представлявших его интересы, — появились первые провинции. Рим стал превращаться в Римскую империю, имея в виду территориально-государственный строй. С упадком крупнейших эллинистических государств — державы Селевкидов и Египта — в