Файл: Предмет и методы игипзс. Периодизация игипзс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 471

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2 период: период древнего царства 2800 – 2250 г. до н.э.

3 период: период среднего царства 2250 – 1700 г. до н.э.

4 период: период нового царства 1500 – 1087 г. до н.э.

4 период имел социальную и управленческую структуру. С\х являлось основой жизни общества. В конце 4 тыс., после появления первых номов (первые гос. образования во главе со жрецами). В рамках их появляется соц. расслоение, появляется господствующий слой, фараоны, номовая аристократия, зажиточные общинные крестьяне, которые платили ренту и выполняли общественные работы.

Были зависимые – рабы: (1) соплеменники, были права; (2) военнопленные, без прав.

Пути попадания в рабство: самопродажа, превращение преступников в рабов, покупка – продажа, по наследству, военнопленные, в подарок.

Кроме рабов существовали слуги царя. Они работали под контролем надсмотрщиков, владел минимальным имуществом, брали землю в аренду. Со временем из слуг царя появились «неджес» (категория торговцев). К новому царству появляется «немху» (по соц. положению близки к неджес), это войны или мелкие чиновники.

Государственный строй. Др. Египет был централизованным государством с развитым бюрократическим аппаратом. Во главе фараон (он объединял законодательную, административную, судебную власть, он жаловал титулы, имущество, землю, был богочеловеком).

Ему подчиняется царский двор, а в нем «джати» - первый пом. Фараона, его функции: жрец города, начальник царского двора, контролировал земельный фонд, водоснабжение, имел военную и судебную власть. Также были «послушные призыву» выполняли приказы господина: (1) «большие послушные призыву» - придворные, вельможи, гос. деятели, телохранители фараона; (2) «послушные призыву богов» - работники храмовых хозяйств.

Суд: не был отделен от администрации. Община могла создавать общинные органы самоуправления и могла судить общинников.

Номархи обладали властью в номах, Фараон и джати обладали высшими надзорными функциями. Храмы имели в том числе судебную функцию, решение жреца не могло быть оспорено гос. чиновником.
5. Особенности возникновения и развития государства в Междуречье.

Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (м-у реками Тигр и Ефрат). Древнейшим населением страны были Шумеры. От народа получило получило название государство Шумер. Одним из опорных пунктов страны (после захвата её кочевниками-амореями) стал Вавилон. При царе Хаммурапи Вавилон стал столицей государства.


Общественный и государственный строй Др. Шумера. Сохранил пережитки родоплеменной организации. Огромную роль в жизни Шумера играло жречество. Храмы были центрами управления с\х. Постепенно храмы присваивали себе земли и стали вести на них с\х. Увеличению числа храмовых земель способствовала разрешенная купля-продажа земли. Храмы собирали налоги, прокладывали дороги, управляли жизнью соседних деревень. Рабов в Шумере было мало, в основном пленные или купленные чужеземцы. Шумер не был единым государством. На его территории находились самостоятельные города и области: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. Во главе города стоял верховный жрец главного городского храма, носил название «энси». Он возглавлял культ, руководил армией, председательствовал на собрании. Совет старейшин и народное собрание избирали правителя, давали ему рекомендации и контролировали деятельность, осуществляли суд. Т.о. это были органы, ограничивающие власть правителя.

Общественный строй Вавилонского государства. Было деление об-ва на свободных и рабов. Рабы были низший общественный строй. Рабы были вещью. Право собственности на раба передавалось по наследству. Рабов продавали, закладывали. Повреждение здоровья рабы считалось как повреждение имущества. Раб не имел права самостоятельно распоряжаться имуществом господина. За содействие в бегстве раба – смертная казнь. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Рабы не могли быть собственниками. З-ны Хаммурапи не ограничивали власть господина над рабом. Защитой закона пользовались лишь рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными.

Свободное население Вавилона делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные граждане – большинство населения. Они владели землей, платили налоги. Среди полноправных тоже было расслоение. З-ны Хаммурапи защищали беднейшие слои свободных, попавших в долговую кабалу. Это объясняется стремлением царской власти сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные. З-ны Хаммурапи защищали войнов. Земля и скот, пожалованные войнам, не могли забираться у них за долги. Взрослый сын война становился законным наследником надела. В случае пленения война его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел. Войны, обеспеченные землей должны были в любое время, по приказу царя выступить.

Полноправным гражданам противостояли

«мушкену» (покорные). Происхождение этой соц. группы точно не установлено. Они были низшей соц. группой. По одной версии «мушкену» это жители покоренных Хаммурапи городов, по другой – вольноотпущенники.

З-ны Хаммурапи указывают на профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, затем – храмовые служащие. Высокое положение занимало чиновничество, ниже – крупные купцы, предприниматели, ремесленники.

Государственный строй Вавилона. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Но глава гос. не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. В гос. ценились грамотные чиновники. Служилая знать со временем вытеснила родовую. Вся система управления сосредоточилась в царском дворце. Четкого разделения функций м-у чиновниками не было. Среди сановников гос. – визирь, дворецкий, нач. финансов, кравчий, главный военачальник. В системе гос. органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах – органы общинного самоуправления. Высшей судебной инстанцией был царь. В Вавилоне существовала постоянная армия.


Судебное устройство. До Хаммурапи: существуют храмовые и общинные суды

При Хаммурапи: появл. царские суды, Хам. обладал правом помилования, присмертных приговорах, функция храмовых судов ослабела.

6. З-ны Хамурапи как памятник древневавилонского права. Причины создания, общая характеристика законов, основные институты и отрасли права. Сам кодекс Хаммурапи содержит все отрасли права, составлен в казуистической форме, статьи не имеют системы.

Право собственности. Не было четко определено. Существовало государственная, дворцовая, коллективная и частная собственность на землю. Отчуждение земли предусматривало сложную процедуру. Сделки совершались при свидетелях. Уход из общины означал потерю права собственности на землю.

Обязательственное право. Хорошо разработано. Обязательства возникали из договоров и правонарушений. Существовали договора: 1) купли – продажи, если вещь не изъята из оборота, продавец д\б собственником, оформление договора в присутствии свидетелей; 2) договор займа, в залог м\б отдать землю или члена семьи; 3) договор хранения, товарищества, отчуждения, мены; ; 4) договор отчуждения недвижимости, раба, скота. Оформлялись письменно, писались на глиняных табличках.

Семейное право. Женщина могла заключать договора, занимать должности в аппарате управления, но равноправия не было. При вступлении в брак заключались письменные брачные договора которые предусматривали разный объем и набор прав.

Муж обладал всеми имущественными правами, имел рабынь или наложниц. Их совместные дети (с рабыней) получали равные права с детьми законной жены. Жене было трудно добиться развода. Женщина распоряжалась своим имуществом, которое она получала как приданное. После смерти мужа она проживала в частном доме, но собственником становится старший сын.

Наследственное право: по закону – м/б как по завещанию, так и по закону. Наследниками м\б только сыновья, дочерям – приданное. Старший сын наследовал только недвижимость (земля, дом). Это предотвратило раздробленность земель. Оставшееся имущество делилось поровну м-у другими сыновьями. Дети от первого брака имели приоритет. 2/3 наследственной массы получали они. Дети от остальных браков – 1/3 наследственной массы (закон был заинтересован в одном браке).
По завещанию: по решению суда отец мог лишить наследства своего сына. Если сын совершил тяжкий грех перед отцом (богохульство, унижение отца, осуждение родителей), но всуде это часто не поддерживали.

Уголовное право: наказание считалось возмездием, смертный приговор за 40 видов преступлений. Отрубка рук, носов, ушей, глаз (преступники наделялись внешними признаками, чтобы другие видели).

Существовали штрафы. Штрафы превышали сумму ущерба от 2 до 30 раз, зависели от социального положения человека. Существовал самосуд. Если вор ворует у погорельца, то вора кидали в пожар. Существовало изгнание из общины, объективное вменение (наступление ответственности без вины). Например, после постоики дома крыша обваливалась, погибли люди, то убивали родственников строителя.

Нет стадий преступления и нет форм соучастия.

Суд и судебный процесс. Существовало несколько гос. судий, им помогал совет старейшин. В него включались самые почетные гражлане. Выделялись несколько судебных инстанций. Судья д/б судить справедливо, но не было критерия справедливости. К процессу приобщались письменные свидетельские показания. Давалась клятва перед богом – это говорит о примитивности суда.
7. Основные черты государственного и общественного строя Месопотамского общества

IV тыс. до н. э-III тыс. до н. э. В долине рек Тигр и Евфрат возникают поселения-земледельцев. Земледелие требует проведения оросительных работ. Сельские общины сращиваются с соседними поселениями. В центре группы общин - храмовые комплексы, служители которых выполняют функции управления. На месте самых крупных общин, от-

носящихся к племенам шумеров и аккадян, вырастают города-государства. Городами правят цари, выбираеые общинными советами. Советы и храмы наделены судебными полномочиями. В хозяйствах верхушки общества применяется труд рабов. Рядовые земледельцы не участвуют в обработке царских и храмовых земель. Эта группа населения обязана уплачивать налог в казну, она вовлечена в общественные работы.

Соседние города-государства начинают борьбу за влияние в регионе, которая затухает после возвышения в XXIV в. до н. э. Аккада, правитель которого (Саргон Аккадский) объединяет бывшие города-государства и становится властителем аккадско-шумерской

державы. Царская власть приобретает наследственный характер.