ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 477
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Официальное «закрытие» политики «нового курса» было провозглашено Рузвельтом в одной из речей в марте 1939 г. Скорректированные судебной практикой и обстоятельствами законы 1933 — 1934 гг., и особенно 1935—1938 гг., заложили основы государственного регулирования социально-хозяйственных отношений в США на последующие десятилетия. Новый этап усиления административного вмешательства в экономику пришелся на годы Второй мировой войны.
В связи с обстоятельствами военного времени администрация Рузвельта сформировала несколько правительственных управлений, на которые было возложено просто централизованное управление связанными с войной отраслями экономики и трудовыми отношениями. Управление военного производства (1942) в годы войны представляло собой почти сверхминистерство экономики из 30 отделов с 22 тыс. служащих. Его распоряжения о размещении военных контрактов, заказов, о сокращении производства тех или иных видов продукции были обязательны. На военное Управление труда (1942) возлагались задачи по контролю над ценами и заработной платой. Всего таких управлений было создано до 20, и они значительно повысили степень вмешательства государства в экономику и трудовые отношения — не только на общеправовом, но и прямо на административном уровне.
Превалирование административного принципа регулирования экономики и социально-хозяйственных связей (созданием правительственных управлений, особыми полномочиями) было вызвано преимущественно условиями кризисов или военного времени. С началом экономической и социальной стабилизации (после Второй мировой войны) административное регулирование уступило место главным образом общеправовому. В особенности законодательное сокращение государственного регулирования пришлось на 1970-е гг. (ограничением вмешательства в авиаперевозки, финансовые операции и др.). Вместе с тем законодательное регламентирование стало более детализированным. Специальные акты были посвящены поддержке малого бизнеса, охране окружающей среды. Значительному ограничению производственная деятельность корпораций и производителей услуг подверглась после принятия целой серии законов и правил о защите гражданских потребительских прав (1960 — 1970-е гг.).
Вместе с актами антитрестовского законодательства, законами о регулировании социально-хозяйственной сферы 1930-х гг. (кодифицированными в разделе 15 свода законов США) все они составили принципы весьма детализированного правового регулирования экономики, которое характерно для США конца XX в. (не нарушая основ экономики частной инициативы и свободной конкуренции).
Вопрос 91: Деятельность правоохранительных органов США в ХХ в.
Наиболее важным институтом президентской администрации стало Исполнительное управление президента (1939). Будучи продолжением аппарата Белого дома, ИУП постепенно вобрало в себя другие, ранее возникшие ведомства, подчиненные лично президенту. Совет национальной обороны (1916), Бюджетное бюро (1921) и др. Если в 1945 г. ИУП включало в себя 4 учреждения, то в 70-е гг. — уже 16 основных и более трех десятков вспомогательных и специальных служб. Наиболее важными составными частями ИУП (кроме аппарата Белого дома) стали Административно-бюджетное управление, Экономический совет (1946), Центральное разведывательное управление (1947), Совет экономических консультантов, Национальное управление по аэронавтики и космическим исследованиям, Управление по развитию политики (1977) и др. Принципиальным институтом президентской администрации покапал себя Совет национальной безопасности (1947), созданный на основе специального закона. В его задачи вошла выработка рекомендаций по внешней и оборонной политике, координационная деятельность разведывательных служб, исследование экономической ситуации в мире. Совет сформировал собственную систему полувоенных управлений и отделов по разным отраслям и направлениям; руководство его работой было возложено формально на президента, фактически — на специального помощника президента по национальной безопасности, фигура которого к концу XX в. стала в ранг высших государственных деятелей.
Укрепление централизованного руководства правоохранительными органами и юстицией привело к созданию Федерального бюро расследований (1908 г., реорганизовано в 1935 г.) Это учреждение, подчиненное Министерству юстиции, со временем превратилось в мощный рычаг президентской власти — одновременно с административными и правоохранительными задачами. В период руководства Д. Э. Гувера (1924—1972) ФБР поставило под кон-
троль организованную преступность в США, оппозиционную конституционному строю политическую деятельность, хотя нередко становилось орудием внеправовых репрессий и политической реакции. В начале XXI в. в связи с новыми проблемами правоохранительной деятельности, в частности нуждами борьбы с терроризмом, было создано новое
Министерство безопасности (2001) — с огромным штатом сотрудников (более 460 тыс.чел.), особыми полномочиями, в том числе на особые скрытые методы работы.
Резкое расширение административного аппарата предопределило рост административного нормотворчества, издание огромного числа внутриведомственных актов, которыми регулировались самые разные стороны жизни граждан и деятельности учреждений наряду с законами. Административное право стало к середине XX в. в США одной из важнейших областей правовой системы. Чтобы сдержать ведомственный сепаратизм и возможные покушения на гражданские права, вся административная деятельность была отрегулирована общими законами, среди которых важнейшее место занял Закон об административной процедуре (1946). Кроме него, значительная часть штатов обзавелась своими аналогичными законами. По закону административным учреждением признавался «любой орган правительства США независимо от того, находится ли он в подчинении другого» (исключались суды, Конгресс, военные органы, страховые учреждения). Любые нормы, предписанные учреждениями, граждане могли обжаловать в административном суде (если они касались гражданина непосредственно, затрагивая именно его интересы). Все федеральные учреждения обязывались опубликовывать свою структуру, списки должностных лиц, даже формы разного рода справок и требуемых от граждан отчетов. Любое учреждение могло ссылаться только на законным порядком опубликованные свои инструкции или приказы, без этого они не могли иметь принудительной силы для граждан.
Вопрос 94: Политическая система Японии и ее эволюция в конце XIX в
Основные изменения в социально-политическом строе. В середине XIX в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном счете разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего
дальнейшее развитие страны. Основные сельскохозяйственные зем-ли вместе с крестьянами находились в собственности крупных феодалов — князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли двоими владениями. Крестьяне отдавали князьям более половины урожая, не считая других поборов и повинностей. Дальнейшее усиление эксплуатации в условиях низкого уровня сельскохозяйственной техники вело к разорению большинства крестьян. В стране почти непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания.
В первой половине XIX в. появилась капиталистическая мануфактура. Однако феодальная регламентация, большие налоги, узость внутреннего рынка (крестьянство — основная часть населения страны — почти не покупало промышленных товаров) тормозили ее дальнейшее развитие.
Ухудшилось и внешнеполитическое положение Японии. В 1853 г. у ее берегов появилась американская эскадра. Ее командующий адмирал Перри ультимативно потребовал заключения торгового договора на американских условиях, фактически лишавших Японию таможенной автономии. Под угрозой применения силы японское правительство было вынуждено подчиниться. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с европейскими державами. Появилась реальная угроза превращения страны в полуколонию. Это привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения.
Против существующего порядка выступили основные социальные слой японского общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи — военное сословие мелких дворян и многих князей, главным образом юго-западных княжеств, наиболее развитых в экономическом отношении. Участие в этом движении дворянства, особенно мелкого, обусловливалось его отрицательным отношением к внешнеполитическому курсу правительства и в еще большей степени ухудшением его социально-экономического положения. Самураи, являясь вассалами князей, обычно не имели своей земли, а получали от князей жалованье рисом; жалованье вассалов уменьшалось, их число сокращалось, и многие из них пополняли ряды других социальных групп.
Дворяне, включая князей-оппозиционеров, благодаря своей относительной сплоченности, наличию военной организации, экономическим возможностям играли руководящую роль в движении. Они признавали необходимость реформ, учитывающих иностранный опыт, но полагали, что проведение их следовало осуществлять сверху, с помощью государства.
В этот период главой государства номинально считался император. Но реально власть находилась в руках сегуна (полководца) — высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, бесконтрольно осуществлявшего исполнительно-распорядительные, фискальные и зако нодательные функции. Начиная с XVII в. пост сёгуна занимали представители дома Токугава — самого богатого феодального клана страны, противившегося любым прогрессивным реформам.
В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского движения: свергнуть сёгунат, восстановит и власть императора и от его имени провести необходимые реформы
В октябре 1876 г. руководители движения потребовали у сёгуна Кэйки немедленной передачи верховной власти императо ру (15-летнему Муцухито) и объявили сбор военных сил, поддер живающих императора. Сёгун капитулировал. Власть перешли в руки князей и самураев — сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти.
В японской официальной историографии этот период обычно называют реставрация Мэйдзи (Мэйдзи — время правлении императора Муцухито). По своему подлинному содержанию это была антифеодальная революция, руководство которой принадлежало умеренно-радикальным кругам дворянства, связанным с императорским двором. Раздробленность и-, недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии во многом обусловили незавершенный характер этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития. Об этом свидетельствовали начавшиеся экономические и политические реформы, хотя и не всегда последовательные, но объективно призванные модернизировать японское общество, приобщить его к более высокому техническому и государственно-правовому уровню.
Политическая необходимость согласования правительственной деятельности с позицией наиболее активных общественных сил предопределила появление вскоре после Реставрации политических партий. Важнейшей особенностью этого процесса в Японии стало то, что партии формировались здесь до установления подлин но конституционного строя. Поэтому и сами партии имели особый характер проправительственных группировок, главным образом чиновничества, самурайства и промышленников, различавшихся второстепенными чертами программ и идеологии.
Направленное либерально-политическое движение в стране сложилось в 1874 г., после того как правительство отвергло подан ную советником Гато записку о создании народного, более широко гр представительства. Немного позднее сторонники политической реформы объединились в Общество по цели в жизни (Риссися): это была первая в Японии (1875 г.) политическая организация, куда вошли главным образом самураи клана Тоса. Следом возник ло еще одно общество — Айкокуся (1875 г.). Оно выдвинуло ло зунг политического переустройства власти на основе разделения властей европейского типа. К концу 1870-х гг. либеральное движение обрело отчасти антиправительственный характер и поэтому не смогло завоевать широкой поддержки. К 1884 г. общества самораспустились.