Файл: Контрольная работа по дисциплине "Педагогика" учащейся 2 курса заочного отделения, группа 92 специальность 2010101 Дошкольное образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Контрольная работа
по дисциплине "Педагогика"
учащейся 2 курса заочного отделения, группа 92
специальность 2-010101 «Дошкольное образование»
Ханько В.В.
Гродно, 2020
ПЛАН
Тема 2. Правовое воспитание дошкольников как компонент гражданского воспитания.
-
Основные понятия темы «права», «право». -
Средства и методы правового образования и воспитания дошкольников. -
Формы приобщения дошкольников к правовой культуре. -
Практическое задание. Предложите интерпретацию педагогической ситуации: Воспитатель организует с детьми беседу на тему «Как мы отдыхаем», подвижную игру «Мы устали так сидеть», тренинг «Я на солнышке лежу». С какой целью воспитатель организовывает эти виды деятельности? -
Опрос детей на тему «Права ребенка». 1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть права? 2. Как ты думаешь, что такое право? 3. Какие права есть у тебя и других детей? 4. Какие права ты считаешь самыми важными? 5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту? 6. Кто защищает права детей? 7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей? Как?
1. Основные понятия темы «права», «право».
Как показывает мировая история, цивилизованное государство всегда стремится повысить правовую культуру членов своего общества путем распространения информации среди своего населения о принятых и действующих нормативно-правовых актах. В качестве средств используются СМИ и печать, сеть интернет, политические и правовые митинги, распространение брошюр правового содержания, ознакомления детей школьного возраста с правовой системой страны и т. д. [3]
Право – система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантированных государственной властью, выступающих в роли классового регулятора общественных отношений. [10]
Права человека – важнейшие фундаментальные права, содержащиеся в Конституции государства и основополагающих международно-правовых документах по правам человека; социальные притязания, которые на определенном этапе исторического развития рассматриваются государством, обществом и международным сообществом как основные, неотъемлемые элементы правового статуса личности, принадлежащие человеку от рождения. [7]
Актуальность правового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях обусловлена тем, что социальные и политические изменения в российском обществе порождают переоценку роли ребенка в нем. Современное общество проявляет нужду в личности, в которой сформировано уважительное отношение к установленным правилам поведения, осознанное подчинение принятому правомерному стандарту поведения, понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение. [9]
2. Средства и методы правового образования и воспитания дошкольников.
Под методами правового воспитания понимается совокупность приемов и способов воздействия воспитателя на дошкольника в рамках правовоспитательного процесса. [1]
Классификация методов правового воспитания.
Методы формирования правосознания. Направлены на усвоение воспитанниками знаний о правилах и нормах поведения, с целью формирования у них убеждения в правильности одних отношений к объектам реальности и неправильности других. Примеры: рассказ, беседа, объяснение, убеждение, внушение.
Методы формирования правового поведения. Направлены на выработку умений и привычек правильного поведения, также оказывают существенно влияние и на формирование сознания: воспитанник получает подтверждение и подкрепление формирующихся убеждений в деятельности, приводящей к определенным результатам. Примеры: приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра. [6]
Стимулирующие методы. Направлены на формирование условных рефлексов, как ответных реакций на воздействие среды. Примеры: поощрение, наказание, соревнование.
В процессе правового воспитания необходимо использовать те или иные методы в зависимости от конкретных обстоятельств, конкретной правовой ситуации. Неудачный выбор методов правового воспитания может привести к неправильным представлениям о праве, о его роли в жизни общества, коллектива, каждого человека.
Также выделяют средства правового воспитания, под которыми в данном исследовании понимаются правовые явления и материальные источники, используемые в правовоспитательном процессе. Средством воспитания являются все те объекты и явления, которые оказывают воспитательное воздействие. [4] Выбор тех или иных средств правового воспитания определяется используемыми формой и методом правового воспитания. Выделяют четыре группы средств правового воспитания:
1) нормативно-правовые акты, акты применения норм права;
2) юридическая и научная литература по данной тематике;
3) разъясняющие материалы в СМИ (правовые материалы в газетах, журналах, на радио, в сети Интернет и т.п.);
4) организационно-образовательные (пресс-конференции, лекции, беседы, семинары, вечера вопросов и ответов и др.). [5]
3. Формы приобщения дошкольников к правовой культуре.
Воздействие на сознание личности в процессе правового воспитания осуществляется в несколькими формах:
1. Правовое обучение: накопление, передача и усвоение правовых знаний (как правило, осуществляется в образовательных организациях).
2. Правовая пропаганда: распространение правовых знаний и идей среди населения посредством различных СМИ. Выделяют различные формы пропаганды: утренники, лекции, беседы, круглые столы, тематические вечера, дискуссии, конференции, юридические консультации, интернетконференции, экскурсии и беседы с работниками органов юстиции, прокуратуры, органов МВД и т.п. [8]
3. Правовая практика: передача юридической информации, знаний посредством участия в процессе правоприменительной деятельности.
4. Самовоспитание, связанное с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений. Эффективность той или иной формы правового воспитания напрямую связана с выбранными методами правового воспитания. [2]
4. Практическое задание. Предложите интерпретацию педагогической ситуации: Воспитатель организует с детьми беседу на тему «Как мы отдыхаем», подвижную игру «Мы устали так сидеть», тренинг «Я на солнышке лежу». С какой целью воспитатель организовывает эти виды деятельности?
Беседа на тему «Как мы отдыхаем» проводится с целью способствовать расширению знаний детей об отдыхе и его необходимости для организма, формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают. Подвижная игра «Мы устали так сидеть» проводится с целью формирования у детей представления о том, что время от времени человеку приходится работать, выполнять активные действия, тем самым формируя у ребенка любовь к труду и здоровому образу жизни. Тренинг «Я на солнышке лежу» проводится с целью формирования у детей представления о том, что после каждой работы человеку необходим отдых, расслабление организма, личное время, занятие любимым делом.
5. Опрос детей на тему «Права ребенка». 1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть права? 2. Как ты думаешь, что такое право? 3. Какие права есть у тебя и других детей? 4. Какие права ты считаешь самыми важными? 5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту? 6. Кто защищает права детей? 7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей? Как?
Вопрос | Ребенок 1 | Ребенок 2 |
1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть права? | Да | Да |
2. Как ты думаешь, что такое право? | Разрешение что-нибудь делать | То, что можно делать |
3. Какие права есть у тебя и других детей? | Право жить, гулять, любить и др. | Право дышать, играть, кушать и др. |
4. Какие права ты считаешь самыми важными? | Право жить, играть | Право кушать, пить, дышать |
5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту? | Дети | Дети |
6. Кто защищает права детей? | Родители, воспитатель | Милиция |
7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей? Как? | Могу рассказать родителям, воспитателю | Могу рассказать родителям |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адаева О. В., Козуров А. С. Методы правовоспитательного процесса //
Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф.
СПб.: Свое издательство, 2016. С.4-6. URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/182/10719/ (дата обращения: 10.05.2020).
2. Андрушишин Р.А. Этапы организации правового воспитания в
современном обществе // Закон и Жизнь. 2015. №1 (277). С. 31-34.
3. Атемаскина Ю.В. Организация правового просвещения в ДОУ:
методическое пособие. Барнаул, 2016. 68 с.
4. Багирова А.П., Вавилова А.С. Развитие организационной культуры как
критерий эффективности управленческого труда // Вестник УрФУ. Серия
экономика и управление. 2013. №1. С.142-151.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
6. Бичева И.Б., Гладкова Н.Е. Актуальность правового воспитания в
дошкольной образовательной организации // Перспективы Науки и
Образования, 2017. №5 (29). С. 45 – 49.
7. Богданова О. В. Правовое воспитание: основные подходы к трактовке и
реализация некоторых форм // Вестник Самарского государственного
технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014.
№1 (21). С. 44-51.
8. Бордовская Н.В., Реан А.А., Розум С.И. Воспитание человека //
Психология и педагогика. Хрестоматия: электронное учебное пособие. URL:
http://eos.ibi.spb.ru/umk/1_6/6/6_P1_R2_T9.html (дата обращения: 13.05.2020).
9. Борисов А.Б. Большой юридический словарь. М.: Книжный мир, 2010.
848 с.
10. Бошно С.С. Теория государства и права: учебное пособие. М.: Эксмо,
2007. 400с.