Файл: Учебнометодическое пособие для студентов стоматологического факультета психология и педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 537

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СТОМ-21
Кафедра
Организация здравоохранения с психологией и педагогикой
А.С. Татров, Р.Р. Аветисян, И.Р. Датиева
учебно-методическое пособие
для студентов стоматологического факультета
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
дисциплина основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы специалитета по специальности 31.05.03 Стоматология, утвержденной
30.03.2022г.
ДОКУМЕНТ
ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
Сертификат
:
16F3AE70D8619CDF7F857E4D5D6A82512DE9ACF2
Владелец
:
Ремизов
Олег
Валерьевич
Действителен
: с
06.12.2021 до
06.03.2023

ББК 88.4
УДК 616.89(075.8)
А.С.Татров, Р.Р. Аветисян, И.Р.Датиева
Психология и педагогика для студентов стоматологического факультета: учебно- методическое пособие / Северо-Осетинская государственная медицинская академия -
Владикавказ. - 2018 – 210 с.
Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие ФГОС по предмету «Психология и педагогика» для студентов высших учебных заведений медицинских специальностей. Каждый из тематических разделов снабжен методиками психолого-педагогического тестирования с соответствующими ключами.
В заключительной части пособия представлены материалы для тестового контроля знаний.
Учебное пособие «Психология и педагогика» для студентов стоматологического факультета, подготовлено по дисциплине «Психология и педагогика» в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности 32.05.03
Стоматология.
Рецензенты:
Аликова З.Р. – Зав. кафедрой гуманитарных социальных и экономических наук, доктор медицинских наук, профессор ФГБОУ ВПО СОГМА
Гусова А.Д. – Зав.кафедрой психологии, к.псих.н.,доцент ФГБОУ ВО СОГУ им.К.Л.Хетагурова
Утверждено и рекомендовано к печати Центральным координационным учебно-
методическим советом ФГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России (протокол №4 от 16мая
2018г.)
Северо-Осетинская государственная медицинская академия, 2018
©
А.С.Татров, Р.Р. Аветисян, И.Р.Датиева 2018


Оглавление
Тема занятия №1. Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины________________________________________________3
Тема занятия №2. Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности врача___________________________________________________21
Тема занятия №3. Психология познавательных процессов_________________________67
Глава I. Ощущения и восприятие___________________________67
Глава II. Внимание и память_______________________________76
Глава I I I. Мышление. Воображение. Речь___________________84
Глава IV. Эмоции_____________________________________101
Тема занятия №4. Психология личности_______________________________________111
Тема занятия №5. Элементы возрастной психологии и психологии развития________135
Тема занятия №6. Элементы социальной психологии и их учет в деятельности врача__________________________________________________147
Тема занятия №7. Психология здоровья и здорового образа жизни_________________167
Тема занятия №8. Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания_____________________________________________194
Тема занятия №9. Основы медико – просветительской деятельности врача__________209

Тема занятия №1. Психология как наука, грани взаимодействия
психологии и медицины.
Цель: Ознакомить с предметом психологии, ее место в системе наук (психология и философия, психология и педагогика, психология и физиология, психология и медицина).
Современные психологические школы. Предмет и методы психологии. Этика психологического исследования.
Место проведения: аудитория.
Студент должен знать:
1. Предмет психологии как научной дисциплины
2. Место психологии в системе наук.
3. Современные психологические школы.
4. Методы психологии: наблюдение, эксперимент, квазиэксперимент тестирование.
5. Валидность и надежность методов психологии.
6. Этика психологического исследования.
Студент должен уметь:
1. Уметь пользоваться методами исследования применяемыми в психологии.
2. Грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в
Россию и за ее пределами, осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа.
Темы проектов, рефератов:
1. Основные этапы становления психологии как науки.
2. Донаучная психология.
3. Психология и философия.
4. Психология и педагогика.
5. Психология и физиология.
6. Психология и медицина.
7. Методы исследования в психологии
8. Психика и сознания
9. Развитие психики и поведения
10. Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Педагогика в медицине : учеб. пособие под.ред. Н.В.Кудрявая М.: Академия,2006 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970425022.html
2. Клиническая психология: учебник Сидоров П.И. Парняков А.В. М.: ГЭОТАР -
Медиа, 2008. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html
3. Педагогическая наука. История и современность: учебное пособие Лукацкий М.А.
М.:
ГЭОТАР
-Медиа,
2012 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970420874.html
Дополнительная литература:


1. Психология взаимоотношений врача и пациента: учеб. Пособие Ларенцова Л.И.,
Смирнова
Н.Б.
М.:
ГЭОТАР
-Медиа,
2014 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
2. Медицинская психология: учеб пособие Тюльпин Ю.Г. СМ.: Медицина, 2004 3. Общая психология. Маклаков А.Г. СПб:, Питер, 2007 4. Психология развития. Словарь 6 т. Под.ред. А.Л. Венгера М.: ПЕРСЭ,2006 5. Психология управления. Лекции: учеб. Пособие Творогова Н.Д. М.: ГЭОТАР -Медиа,
2008 2010 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
6. Психология управления. Практикум: учеб. пособиеТворогова Н.Д. М.: ГЭОТАР -
Медиа, 2008 2010 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
7. Психология : учеб.-метод. пособие для студентов медицинских вузов. Под ред. А. С.
Татров. М.: Академия естествознания, 2010 8. Педагогические технологии в медицине: учеб. пособие Романов М.Г., Сологуб Т.В.
М.: ГЭОТАР -Медиа,2007 2010. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970404997.html
Исходный контроль уровня знаний:
1. Что входит в понятие «наука»?
2. Что изучает психология?
3. На основе какой науки зародилась психология?
4. Кого вы можете назвать из основоположников психологической науки?
5. Какие методы используются в психологическом исследовании?
6. С какими науками наиболее тесно связанна психология?
Основные вопросы темы:
1. Предмет психологии, задачи, методы.
2. Место психологии в системе наук.
3. Взаимосвязь психологии с другими дисциплинами.
4. Методы психологии.
5. Этические аспекты психологического исследования.
Итоговый контроль уровня знаний:
1. Какие явления изучает психология?
2. Что является предметом и объектом психологии?
3. Наука как один из видов человеческой деятельности, ее цель, продукт, методы.
4. Взаимосвязь психологии и философии?
5. Взаимосвязь психологии и физиологии?
6. Взаимосвязь психологии и медицины?
7. Взаимосвязь психологии и культурологии?
8. Взаимосвязь психологии и педагогики.
9. Методы психологии: наблюдение?
10. Методы психологии: эксперимент, квазиэксперимент.
11. Методы психологии: тестирование?
12. Валидность и надежность методов психологии?
13. Этика психологического исследования?

Содержательная часть
Вступив в третье тысячелетие и обращая свой взгляд в прошлое, человечество с уверенностью может констатировать, что именно наука оказала самое существенное влияние на его социальное, культурное, экономическое развитие. Наука, повлиявшая на ход человеческой истории, умножившая творческие возможности человека, наделив его силами, порой соизмеримыми с силами природы, и сама прошла длинный путь своего становления. Сегодня наука — это разветвленная сфера производства знаний о той или иной действительности. В эту специализированную сферу органично входит психология, которую многие считают наукой будущего.
Такие взгляды отнюдь не случайны. Они базируются на понимании человека как существа, наделенного способностью управлять собой, ставить перед собой цели и находить адекватные способы их достижения. Глубинное познание сути этих характерис- тик позволит принципиально изменить наше бытие, представления о себе, о своем месте в природном и культурном универсуме, т.е. психология, а именно она ответственна за такое познание, преобразит человеческую жизнь, сделает ее интересной, насыщенной, осмысленной, комфортной, ответственной, такой, какой она может быть при полном раскрытии человеческого потенциала. Рассмотрению научных основ психологии, науки, на которую возлагаются такие надежды, и посвящена эта глава.
Психология как научная дисциплина, предмет психологии
Человек — особое существо. Жизнь человека настолько многогранна, что все попытки объяснить его бытие с помощью одной универсальной теории неминуемо терпят крах. Именно поэтому сегодняшнее научное видение человеческой реальности распадается на множество частных видений разных областей знания. Одно из них принадлежит психологии, которая, пробуя расколдовать феномен человека, исследует его внутренний мир и поведение, трактуя их как основополагающие, сугубо человеческие характеристики бытия. Осуществляя эту деятельность, психология невольно затрагивает многие стороны жизни людей. В сферу ее интересов попадают и особенности индивидуальной жизни человека, и его личностные устремления, и специфика решения им жизненных и профессиональных проблем, и стороны его социального бытия, и даже не осознаваемые им самим процессы, происходящие в глубинах его психики.
Психология не обходит вниманием и вопросы прикладного характера, связанные с организацией процессов обучения и воспитания, профессиональной ориентации и становления профессионального мастерства, с устранением конфликтов и психологического дискомфорта в человеческих сообществах, с проблемой пола, семьи, психического здоровья и т.д. Сегодня результаты психологического поиска оказывают самое существенное влияние на жизнь людей. Психологией накоплен колоссальный багаж знаний, постепенно становящихся опорой человеку в его неуклонно интенсифицирующейся жизни. Психологические знания стали пронизывать все пространство социокультурного бытия человека с момента его рождения до последних минут жизни. Востребованность психологического знания проявляется, в частности, в том, что без психологического «ликбеза», без помощи профессионала современному человеку не разобраться в перипетиях запутанного человеческого мира. Именно поэтому психолог становится все более привычной фигурой социального ландшафта. Само психологическое знание становится все более разветвленным и дифференцированным.
Появляются новые отрасли этой достаточно молодой науки. Вот далеко не полный перечень отраслей современной психологии: социальная психология, педагогическая психология, юридическая психология, медицинская психология, патопсихология, психодиагностика, генетическая психология, психология рекламы, психология управления и т.д.


Делая внутренний мир человека и его поведение предметом изучения, психология самым тесным образом связывает себя с рядом других наук и областей знания: философией, историей, социологией, культурологией, биологией, физиологией, педагогикой. Сближает психологию с этими дисциплинами акцентирование внимания на антропологических проблемах.
Наука — очень сложный феномен. Дать ему такое определение, которое устраивало бы большинство представителей научного сообщества, весьма сложно. На сегодняшний день одним из наиболее распространенных подходов к истолкованию феномена науки является подход, рассматривающий науку в качестве специфической деятельности людей. Любая деятельность, если ее попытаться проанализировать и разложить на составные элементы, включает цель, конечный продукт, методы его получения и самого субъекта деятельности
— человека. Если в деятельности участвуют несколько человек, то она всегда представляет собой и определенную форму социальных отношений. По всем этим параметрам наука как специфическая деятельность отличается от других сфер чело- веческой деятельности.
Стратегической целью, определяющей научную деятельность, выступает получение новых знаний об изучаемой реальности. Продуктом научной деятельности является прежде всего новое знание, характеризующее закономерности существования изучавшихся объектов. Для того чтобы добыть новое знание о природе тех или иных объектов, наука использует особые приемы (методы), с помощью которых изучается объект, представляющий для науки интерес. Совершенно очевидно, что для того чтобы получить новое знание, необходима опора на соответствующие средства научного познания. Помимо этого, следует иметь в виду и то, что поиск нового знания обычно ведется не одним человеком, а группой единомышленников, которые делают научные открытия, взаимодействуя друг с другом. Эти взаимодействия и конституируют науку как социальный институт.
В отношении главной цели деятельности психология как наука ничем не отличается от других научных дисциплин. Она, так же как и другие науки, призвана получать новое знание. Но это знание должно описывать и объяснять природу и функционирование особых объектов бытия. Эти объекты или, как их принято называть в науке, предметы разные ученые-психологи видят по-разному и дают им отличающиеся друг от друга формулировки. В подтверждение сказанного приведем несколько определений предмета психологии, взятых из психологического словаря и популярных отечественных и зарубежных учебников.
• Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под общ. ред. B.Н. Дружинина: «Предметом психологического исследования являются структура субъекта и процессы его взаимоот- ношений с миром. Субъект представляет собой целостную структуру, фиксирующую модели совершенных взаимодействий, актуализация которых проявляется в поведении и деятельности».
• Аткинсон Р.Л. [и др.]. Введение в психологию: учеб. для студентов университетов:
«Психологию можно определить как научное изучение поведения и психических процессов».
• Айзенк М., Брайант П., Куликэн X. [и др.]. Психология: комплексный подход: учеб. для студентов психологических факультетов: «Психологию часто рассматривают как науку о поведении. Но было бы более точным определять психологию как науку, применяющую информацию о деятельности и об интроспективном переживании для познания внутренних процессов, которые направляют мышление и поступки, совершаемые людьми».
• Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского: «Психология
— наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности».


Сопоставляя вышеприведенные и многие другие определения предмета психологии, мы можем заметить общее смысловое ядро, содержащееся в них. В несколько упрощенном виде формулировка предмета психологии, отражающая это смысловое ядро, может выглядеть так: предметом изучения в психологии выступают внутренний мир человека и его поведение.
Место психологии в системе наук
Психология как научная дисциплина, изучающая внутренний мир человека и его поведение, находится на стыке многих наук. Она граничит с общественными и гуманитарными, естественными и техническими науками. Наличие границ между психологией и другими науками носит достаточно условный характер, вместе с тем эта условность отнюдь не лишает ее известной самостоятельности. Сохранение самостоятельности задается предметом психологии, исповедуемыми ею теоретическими принципами, собственными методами познания изучаемой реальности.
Психология сосредоточена на человеке, его внутреннем мире и поведении, на человеке, который является предметом самого пристального внимания многих наук. История, философия, социология, культурология, антропология, физиология, биология, медицина и многие другие дисциплины заняты поиском ответов на вопрос: каковы закономерности бытия этого, во многом отличного от других, существа? Нахождение ответов сближает поиски, ведущиеся различными науками, ставящими человека в фокус своих исследований. Русло исследований психологии хотя и не совпадает с руслами других наук, но все они вместе ведут к целостному пониманию человека.
Рассмотрение отличий психологии от других наук позволяет лучше разобраться в специфике и своеобразии этой таинственной и неизменно притягивающей взоры людей науке.
Психология и философия
Долгое время психология была частью философии. Вопрос о том, когда именно не формально, а по существу психология отделилась от философии и оформилась в самостоятельную научную дисциплину, остается дискуссионным. Многие историки психологии утверждают, что в качестве даты отделения психологии от философии может быть названа дата открытия в 1879 г. лаборатории Вильгельма Вундта при Лейпцигском университете. С таким мнением соглашаются большое число тех психологов, которые исследуют прошлое и настоящее этой науки. Но даже после официального оформления психологии в самостоятельную науку и официального отделения ее от философии остается достаточно проблематичным нахождение жестких критериев, разделяющих психологию и философию.
Ключевым отличием психологии от философии можно считать то, что психология, исследующая внутренний мир и поведение человека, стремится описать, объяснить, понять их не только с помощью умозрении, как философия, но и в основном с помощью наблюдений и экспериментов. Для получения своих научных результатов психология, как правило, отказывается от максимально широкого, как в философии, виляла, заостряя внимание на конкретных аспектах внутреннего мира и поведения человека. Психологию, ориентированную на достижение не только теоретических, но и практических результатов, не может устроить, свойственный философии взгляд на изучаемую реальность сквозь «оптический прибор», позволяющий видеть явления крупномасштабно.
Ее скорее может устроить точечный взгляд на исследуемый феномен. У обоих этих взглядов есть свои преимущества и недостатки.
Преимуществом взгляда философии выступает то, что он дает возможность увидеть явление целостно, во взаимосвязи с другими, не отвлекаясь на частности.
Преимуществом же психологии является то, что она позволяет видеть именно частности, конкретные стороны действительности, добывая тем самым достоверный и опытно проверяемый материал, характеризующий явление. Не имея такого материала,