Файл: Программа по финансовой грамотности 59 класс 170 часов I. Пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6 класс (34 часа)
№ п/п | Название темы |
Название раздела (количество часов) | |
Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа) | |
1. | Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». |
2. | Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». |
3. | Практическая работа «Сетка принятия решения». |
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа) | |
4. | Познавательная беседа «Частная собственность». |
5. | Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция». |
Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа) | |
6. | Познавательная беседа «Единоличное владение». |
7. | Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». |
8. | Ролевая игра «Акционерное общество». |
9. | Мини-проект «Организация фирмы». |
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов) | |
10. | Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». |
11. | Решение практических задач «Организация фирмы». |
12. | Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». |
13. | Творческое задание «Реклама». |
14. | Ролевая игра «Работа фирмы». |
15. | Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли». |
Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа) | |
16. | Работа с документами «Права потребителя». |
17. | Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». |
18. | Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». |
19. | Конкурс на самое экономное использование ресурсов. |
Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа) | |
20. | Аналитическая работа «Закон спроса». |
21. | Решение экономических задач «Кривая спроса». |
22. | Практическая работа «Закон предложения». |
23. | Решение экономических задач «Кривая предложения». |
Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа) | |
24. | Познавательная беседа «Рыночное равновесие». |
25. | Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке». |
Раздел 8. Возникновение банков (2 часа) | |
26. | Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». |
27. | Практическая работа «Заем, виды займов». |
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа) | |
28. | Деловая игра «Работа банка». |
29. | Деловая игра «Я хочу взять кредит». |
Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа) | |
30. | Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». |
31. | Дискуссия «Значение работы банков для потребителей». |
Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа) | |
32. | Деловая игра |
33-34. | Конференция по курсу «Финансовая грамотность». |
7 класс (34 часа)
№ п/п | Название темы |
Название раздела (количество часов) | |
Раздел 1. Личное финансовое планирование (5 часов) | |
1. | Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». |
2. | Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» |
3. | Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». |
4. | Творческая работа «Модель трех капиталов». |
5. | Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия». |
Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов) | |
6. | Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». |
7. | Практическая работа «Виды кредитов». |
8. | Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» |
9. | Решение экономических задач «Арифметика кредитов». |
10. | Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». |
11. | Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». |
12. | Круглый стол «Финансовые пирамиды». |
13. | Познавательная беседа «Ипотека». |
14. | Решение экономических задач «Арифметика ипотеки». |
Раздел 3. Расчетно-кассовые операции (3 часа) | |
15. | Решение практических задач «Обмен валют». |
16. | Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». |
17. | Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими». |
Раздел 4. Инвестиции (6 часов) | |
18. | Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». |
19. | Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». |
20. | Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». |
21. | Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» |
22. | Выступления учащихся «Депозиты и их виды». |
23. | Ролевая игра «Управляющие». |
Раздел 5. Страхование (4 часа) | |
24. | Творческая работа «Участники страхового рынка». |
25. | Аналитическая работа «Личное страхование». |
26. | Правовая консультация «Страховые накопительные программы». |
27. | Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг». |
Раздел 6. Пенсии (3 часа) | |
28. | Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». |
29. | Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». |
30. | Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?» |
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность (3 часа) | |
31. | Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» |
32. | Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». |
33. | Практическая работа «Социальный найм жилья». |
Раздел 8. Итоговая дискуссия (1 час) | |
34. | Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». |
8 класс (34 часа)
№ п/п | Название темы |
Название раздела (количество часов) | |
Раздел 1. Потребительская культура (3 часа) | |
1. | Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». |
2. | Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». |
3. | Круглый стол «Поговорим о культуре питания». |
Раздел 2. Потребитель и закон (4 часа) | |
4. | Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» |
5. | Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». |
6. | Интерактивная беседа «Психология потребителя» |
7. | Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя». |
Раздел 3. Потребитель – король на рынке (3 часа) | |
8. | Познавательная беседа «Что такое рынок?» |
9. | Ролевая игра «Виды и способы торговли». |
10. | Решение экономических задач «Дешевле только даром». |
Раздел 4. Куда уходят деньги? (4 часа) | |
11. | Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». |
12. | Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». |
13. | Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». |
14. | Познавательная беседа «Каждый платит налоги». |
Раздел 5. Информация для потребителя (6 часов) | |
15. | Мини-исследование «Источники информации». |
16. | Мини-проект «Реклама и ее виды». |
17. | Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». |
18. | Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». |
19. | Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». |
20. | Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е». |
Раздел 6. Искусство покупать (5 часов) | |
21. | Практическая работа «Качество товаров». |
22 | Круглый стол «Как покупать продукты питания?» |
23. | Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» |
24. | Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». |
25. | Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять?» |
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (2 часа) | |
26. | Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». |
27. | Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу». |
Раздел 8. Кто защищает права потребителей (5 часов) | |
28. | Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». |
29. | Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». |
30. | Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» |
31. | Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» |
32. | Правовая консультация «Кто защищает потребителя?» |
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся (1 час) | |
33. | Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся |
Раздел 10. Защита проектов (1 час) | |
34. | Защита проектов |
9 класс (34 часа)
№ п/п | Название темы |
Название раздела (количество часов) | |
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов) | |
Тема 1. Происхождение денег | |
1. | Дискуссия «Деньги: что это такое?» |
2. | Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?» |
Тема 2. Источники денежных средств семьи | |
3. | Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» |
4. | Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?» |
Тема 3. Контроль семейных расходов | |
5. | Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?» |
Тема 4. Построение семейного бюджета | |
6. | Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» |
7-8. | Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?» |
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов) | |
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | |
9. | Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» |
10. | Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?» |
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния | |
11. | Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» |
12. | Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» |
13-14. | Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему). |
Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов) | |
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | |
15. | Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». |
16. | Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». |
17. | Познавательная беседа «Чем поможет страхование?» |
Тема 8. Риски в мире денег | |
18. | Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» |
19. | Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» |
20-21. | Осуществление проектной работы. |
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов) | |
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи | |
22. | Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» |
23. | Круглый стол «Польза и риски банковских карт?» |
Тема 10. Собственный бизнес | |
24.. | Выступления учащихся «Что такое бизнес?» |
25. | Мини-проект «Как создать свое дело?» |
Тема 11. Валюта в современном мире | |
26. | Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» |
27. | Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» |
28-29. | Осуществление проектной работы. |
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов) | |
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи | |
30. | Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» |
31. | Работа с документами «Какие налоги мы платим?» |
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | |
32. | Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» |
33-34. | Конференция по курсу «Финансовая грамотность». |