Файл: Программа профессиональной переподготовки Клиническая (медицинская) психология со специализацией по патопсихологии (2030).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Клиническая (медицинская) психология со специализацией по патопсихологии (2030)
Дисциплина: Дифференциальная психология
Практическое задание 3, Модуль 3. Обусловленность индивидуальных различий
Выполнил:
слушатель Чикишева Ксения Андреевна
Преподаватель:
Богданова Наталья Александровна
г. Москва – 2023
Задание 1. Проведите изучение доминирующего полушария головного мозга (Испытуемый выбирается самостоятельно – может быть как взрослый, так и ребенок). Для установления ведущего полушария (право- или леворукости) воспользуйтесь следующими пробами:
| Правая | Обе | Левая | |
1 | | | + | |
2 | | | + | |
3 | | | + | |
4 | + | | | |
5 | + | | | |
6 | + | | |
Вывод: выполнив задания получилось : правое полушарие - 3, левое – 3. Амбидекстр.
Задание 2. Составьте сравнительную таблицу по особенностям развития «левополушарных» и «правополушарных» детей.
Сфера развития | Левополушарные | Правополушарные |
Эмоциональное развитие | Продукцией левого полушария являются положительные эмоции. Это оптимисты. Внутренний характер переработки эмоций. | Правое полушарие продуцирует негативные эмоции, поэтому правополушарному человеку значительно легче проявлять отрицательные эмоции, чем положительные. Они открыты и непосредственны в выражениях чувств, наивны, доверчивы и внушаемы. Поступают "по велению сердца". Они вначале делают, а потом думают. Интуитивны, хорошо ориентируются в новой обстановке. |
Развитие мотивации | Упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. | Высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов. |
Развитие мышления | Скорее рациональное Абстрактное, логическое, формальное, аналитическое (абстрактное познание) Программируемое Использование индукции (примат частного) Оперирование цифрами (в том числе счетной системой), математическими формулами и другими знаковыми символами | корее эмоциональное Наглядно-образное, синтетическое мышление (чувственное познание); опора на ассоциации, интуицию, предвосхищение, творческие способности Спонтанное Использование дедукции, ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных представлений |
Развитие памяти | Хорошая слуховая память Плохая память на образы Хорошая память на цифры, формулы, слова Доминирование функции перекодирования (смысловое запоминание) Хорошая произвольная память Хорошее запоминание последовательности событий и их вероятностных свойств Хорошая образная память | Плохая слуховая память Хорошая зрительно-наглядная, образная, эмоциональная память, память на звуки, запахи и т.д. Хорошая непроизвольная память |
Развитие внимания | Фокусирован вовнутрь. Сосредоточен. Реагирует на словесные замечания. Видит символы (слова, буквы). | Фокусирован во внешнее. Отвлекается. Реагирует на невербальные сообщения при дисциплинировании. Видит конкретные объекты. |
Развитие воображения | Словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению | Конкретно-образное мышление, развитое воображение |
Задание 3. Проведите практическую диагностику, позволяющую изучить личностные особенности с использованием психогеометрического теста. Напишите вывод-заключение. Текст методики в приложении 1.
№1. Зигзаг.
№2.Треугольник
№3. Квадрат
№4 Круг
№5 Прямоугольник
Зигзаг
Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы, скорее всего истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят Вас численностью. Итак, как и вашему ближайшему родственнику – Кругу, только еще в большей степени, Вам свойственна образованность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая последовательная дедукция – это не Ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки: от а… к… я! Поэтому многим линейным, «левополушарным» трудно понять Зигзагов. «Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится Зигзагам. В отличии от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот – заострением конфликта идей и построения новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза другим» на возможность нового решения. Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, статус-кво или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются. Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение – генерировать новые идеи и методу работы. Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так реален, как мир вещей для основных. Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут начало такие черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность. Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень эспрессивны («режут правду в глаза»), что наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).
Жизненные ценности: творчество, новизна, риск, скорость, самовыражение.
Роли: Любитель эпатажа. Артист. Экстремал. Экстремист. Ветреный тип. Сердцеед.
«Сильные» качества: спонтанность, креативность, напор, остроумие, легкость на подъем.
«Слабые» качества: неуправляемость, непостоянство, непредсказуемость, несдержанность, эксцентричность, возбудимость, индивидуализм, ненадежность, бесшабашность и безбашенность.
Внешний вид: экстравагантный, демонстративный, модный, зачастую неряшливый, склонность к эклектике, к сочетанию «несочетаемого».
Рабочее место: фантастический беспорядок в комплексе с кричаще-декоративным оформлением.
Речь: яркая, быстрая, скачущая, образная, ассоциативная, зажигательная, много шуток и острот.
Телесные проявления: часто меняющиеся позы, разнообразные движения, оживлённая жестикуляция, стремительная, иногда разболтанная походка, богатая живая мимика, манерность.
Подходящие профессии. Креативщик, артист, свободный художник, страховой агент или продавец «на проценте».
Как общаться с зигзагом. Девиз: «Твердость, доброжелательность, бесконечное терпение». Повлиять на зигзага практически невозможно. Иногда срабатывает прием «от противного» — предложить что-нибудь зигзагу, чтобы он захотел сделать наоборот. Главное в этом случае быстро с ним согласиться. Можно привлечь зигзага на свою сторону, восхищаясь его идеями, но это все равно не надолго. Всегда следует быть готовым к резким сменам решений и тем разговора.