Файл: 5. Культурогенез в первобытную эпоху Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 5. Культурогенез в первобытную эпоху
Задание 1. Иллюстрацией каких теорий культурогенеза могут выступать следующие высказывания (объясните свой ответ):

  1. «Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации» (З. Фрейд).

  2. «Совсем другое дело, если ваш репродуктивный успех зависит от того, сумеете ли вы повысить свой социальный ранг, умело манипулируя соплеменниками, каждый из которых стремится к тому же, что и вы. В этом случае для того, чтобы оставить больше потомства, вам нужно быть не просто хитрым – вы должны быть хитрее своих сородичей» (А. Марков).


Задание 2. О каких формах первобытных религиозных верований идет речь:

  1. «вера в “духовные существа” – во всевозможных духов, демонов, гениев, в разные божества, а также в душу живого человека и мертвеца» (С.А. Токарев).

  2. «именование отдельных родов (а первоначально фратрий) по животным – обычай, вполне понятный в условиях охотничьего быта. Возможно, что каждый род получал обозначение по животному или растению, чаще встречающемуся на его территории» (С.А. Токарев).

  3. «религиозное почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства» (С.А. Токарев).

Ответы.

Задание 1.

1. «Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации» (З. Фрейд).

Данное высказывание можно отнести к символической концепции культурогенеза. Она отдает решающее значение в становлении человеческой культуры возникновению символической (или вторичной сигнальной) системы, в качестве которой, в первую очередь, выступает членораздельная речь. Отличие человеческого языка от первичных сигнальных систем у животных заключается в оперировании условными (конвенциональными) обозначениями отвлеченных и обобщенных свойств действительности. На этапе становления Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечивающей коллективное приспособительное поведение: условные сигналы речи (слова)
приобретают определенные, принятые группой значения и значимости. Восприятие реальности и активность человека оказывается обусловленной этой системой связанных между собой знаков, формирующих ценностно-смысловую картину мира.
2. «Совсем другое дело, если ваш репродуктивный успех зависит от того, сумеете ли вы повысить свой социальный ранг, умело манипулируя соплеменниками, каждый из которых стремится к тому же, что и вы. В этом случае для того, чтобы оставить больше потомства, вам нужно быть не просто хитрым – вы должны быть хитрее своих сородичей» (А. Марков).

Данное высказывание можно отнести к концепции социального интеллекта.

Важным свойством человеческой культуры всегда признавался общественный характер жизни человека. Более экономичным по времени способом коммуникации становятся условные вербальные знаки, а также учет возможного поведения другого – модель психики (или «теория ума»). Доказано присутствие «теории ума» у шимпанзе – они учитывают то, что другое шимпанзе может обладать иной информацией и руководствоваться ею. Но у человека возникает вторичная модель психического – способность понимать, что другой индивид «не знает, что я знаю, что он знает и т.д.» Социальный интеллект с помощью социальных знаков учится различать то, как вести себя «на людях», и то, о чем лучше умолчать, как использовать знаки для повышения своей репутации и социального признания. Так рождается внутренний мир Я,

соотносящий себя с другими Я и, одновременно, скрывающий себя от других.

Задание 2.

1. Анимизм

2.Тотемизм

3.Фетишизм