Файл: План работы Глава Проблема развития коммуникационной культуры школьников на уроках информатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
иных объектов и структур (мониторинг - отслеживание, наблюдение). Сначала мониторинг как система стал применяться и развился в экологии, в которой нарушения природных балансов, вплоть до катастрофических, вызванные ростом промышленности в 20-веке, стали угрожать самому существованию человечества. Затем это понятие стали использовать и в других сферах, требующих эффективного управления, в том числе и в образовательной.

Для чего это нужно, какова цель мониторинга в образовании? Наиболее важная задача современного этапа реформы одернизации) системы образования это - управление качеством образования. Важнейшей же процедурой юбого) управления является проектирование
качества, в том числе и образования, содержание которого состоит в

53

определении образовательных стандартов. Основное назначение образовательных стандартов состоит в организации деятельности людей, направляемой на "производство продукции с определенными свойствами" - выпускаемых специалистов, граждан общества, -которые удовлетворяют индивидуальным и общественным потребностям.

Упрощая, можно сказать, что качество есть соответствие неким заданным стандартам, а управление качеством есть процесс приведения системы к некоторому стандарту. Поэтому образовательный мониторинг можно рассматривать как пос

тоянное наблюдение за процессом образования с целью выявления его соответствия желаемому результату и прогнозирование развития системы образования. Таким образом, в рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

То, что конечные цели всегда не соответствуют (в той или иной степени) заданным, планируемым - ситуация обычная. Тем более, что образовательная система сложна и многоаспектна. Например, в качестве причин, снижающих эффективность функционирования педагогической системы, могут выступать

измене
ние в целях образовательного учреждения; изменения в образовательных и учебных планах, программах;

несовпадение личных целей участников образовательного процесса с целями образовательного учреждения;

опережающее развитие науки, формирующей учебные курсы; переход к новым методикам и технологиям обучения;

объемное изменение состава обучающихся и педагогического персонала в процессе достижения цели;

финансовые проблемы (изменения в финансировании); и другие.

Задача мониторинга и состоит в том, чтобы правильно оценить степень, направление и причины отклонения от заданных целей, стандартов. Следовательно, он связан с выявлением и регулированием воздействий факторов внешней среды и внутренних факторов самой педагогической системы (рис. 3).

Объектами образовательного монит
оринга являются образовательный процесс, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. Основными этапами образовательного мониторинга являются:

1) сбор информации о состоянии объекта и внешней среды; 2) анализ полученной информации;

3) принятие управленческих решений и выдача командной информации.

Для построения эффективной системы педагогического мониторинга необходимо определить, какие показатели деятельности системы образования наиболее важны для управления (уровень учебной подготовки учащихся, методическая культура педагогов, мотивация к получению образования, социальные, психологические и экономические условия реализации образовательного процесса и др