Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1906
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
540/543
экономического пространства, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
Срок для применения отрешения не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Глава, в отношении которого высшим должностным лицом субъекта РФ был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.
1 ... 64 65 66 67 68 69 70 71 72
Говоря об ответственности главы муниципального образования, еще раз напомним, что по решению муниципального представительного органа в отношении главы применяется такая мера ответственности, как удаление его в отставку.
Закон 2003 г. ввел такую меру, как временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления. Согласно ст. 75 Закона отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ в случае, если:
1) в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией представительный орган муниципального образования и местная администрация отсутствуют и
(или) не могут быть сформированы;
2) вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном БК РФ, превышающая 30% собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;
3) при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.
Решение о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти субъекта РФ соответствующих полномочий органов местного самоуправления принимается высшим должностным лицом субъекта на основании решения представительного органа местного самоуправления или решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, принимаемого большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Однако не могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов местного самоуправления, изменению границ территории муниципального образования, его преобразованию.
В случае когда речь идет об указанных выше финансовых долгах муниципального образования, в этом муниципальном образовании по ходатайству высшего должностного лица субъекта РФ и (или) представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования решением арбитражного суда субъекта РФ вводится временная финансовая администрация на срок до одного года. В целях восстановления платежеспособности муниципального образования временная финансовая администрация в соответствии с федеральным законом принимает меры по реструктуризации просроченной задолженности муниципального образования, разрабатывает изменения и дополнения в его бюджет на текущий финансовый год, проект бюджета на очередной финансовый год, представляет их в представительный орган муниципального образования на рассмотрение и утверждение, а в случаях, предусмотренных
Закон 2003 г. ввел такую меру, как временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления. Согласно ст. 75 Закона отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ в случае, если:
1) в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией представительный орган муниципального образования и местная администрация отсутствуют и
(или) не могут быть сформированы;
2) вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном БК РФ, превышающая 30% собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;
3) при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.
Решение о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти субъекта РФ соответствующих полномочий органов местного самоуправления принимается высшим должностным лицом субъекта на основании решения представительного органа местного самоуправления или решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, принимаемого большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Однако не могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов местного самоуправления, изменению границ территории муниципального образования, его преобразованию.
В случае когда речь идет об указанных выше финансовых долгах муниципального образования, в этом муниципальном образовании по ходатайству высшего должностного лица субъекта РФ и (или) представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования решением арбитражного суда субъекта РФ вводится временная финансовая администрация на срок до одного года. В целях восстановления платежеспособности муниципального образования временная финансовая администрация в соответствии с федеральным законом принимает меры по реструктуризации просроченной задолженности муниципального образования, разрабатывает изменения и дополнения в его бюджет на текущий финансовый год, проект бюджета на очередной финансовый год, представляет их в представительный орган муниципального образования на рассмотрение и утверждение, а в случаях, предусмотренных
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
541/543
федеральным законом, в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ для утверждения законом субъекта, обеспечивает контроль за исполнением бюджета муниципального образования.
В порядке и в случаях, установленных федеральными законами, отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться федеральными органами государственной власти.
Ответственность перед физическими и юридическими лицами для органов и должностных лиц местного самоуправления наступает в порядке, установленном федеральными законами.
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия
(бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См.: Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. СПб.,
2002. С. 86.
*(2) Конституционное право России. Основные законы, конституции и документы XVIII-XX веков: хрестоматия / сост. А.П. Угроватов. Новосибирск, 2000. С. 114.
*(3) См.: Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм // Бакунин М.А. Избр. соч.: в 4 т. Т. 1. Лондон, 1915. С. 89. Приводится по: Златопольский Д.Л. СССР - федеративное государство. М., 1967. С. 15.
*(4) Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 315.
*(5) Там же. Т. 25. С. 315.
*(6) Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 32. С. 286.
*(7) См.: Образование и развитие Союза Советских Социалистических Республик: сб. документов. М., 1973. С. 53.
*(8) Там же. С. 70-72.
*(9) Там же. С. 72-73.
*(10) Микоян А. Из воспоминаний о Серго Орджоникидзе // Юность. 1966. N 10. С. 11.
*(11) Образование и развитие Союза Советских Социалистических Республик: сб. документов. С. 71-72.
*(12) См.: Дайнес В. Слава Богу, Россия тогда не распалась // Аргументы и факты. 1993. N
25. С. 6.
*(13) См.: История Советской конституции (в документах). 1917-1956. М., 1957. С. 161.
*(14) Там же. С. 183.
*(15) Там же. С. 186.
*(16) Там же. С. 208.
*(17) Там же. С. 232.
*(18) Там же. С. 240-246.
*(19) См.: История Советской конституции (в документах). 1917-1956. С. 235.
*(20) Там же.
*(21) Там же. С. 259-260.
*(22) Там же. С. 265-266.
*(23) Там же. С. 299-300.
*(24) Там же. С. 312-313.
*(25) См.: История Советской конституции (в документах). 1917-1956. С. 276.
*(26) Там же. С. 202.
*(27) Там же. С. 277.
*(28) См.: Авакьян С. Автономные округа: перспективы конституционно-правового развития // Федерализм. 1998. N 3. С. 113-117.
*(29) См.: Семенов П.Г. Проблемы советского национально-государственного строительства
(на материалах Российской Федерации): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1968.
*(30) В Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
542/543
исполнительной власти" было включено такое общее правило: "Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент
Российской Федерации, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации" (абз. 1 п. 7).
*(31) Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 46.
*(32) Там же. С. 48.
*(33) См., например: Гузнов А.Г., Кененов А.А., Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные понятия и институты. Смоленск, 1995; Законодательный процесс в России: граждане и власть. Практические советы. М., 1996.
*(34) См.: Ковачев Д.А. Законодательный процесс в европейских социалистических государствах. М., 1966. С. 88.
*(35) Некоторые авторы эту стадию разделяют на две самостоятельные: подписание
Президентом закона или его отклонение; опубликование закона (см., например: Гузнов А.Г.,
Кененов А.А., Рождественская Т.Э. Указ. соч. С. 4).
*(36) См., например: Дубов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право. 1993. N 10. С. 28-29; Поленина С.В. Законотворчество в
Российской Федерации. М., 1996. С. 115.
*(37) С.В. Поленина отмечает, что Совет Федерации не может одновременно входить в Думу с проектом закона и сам же потом одобрять или отклонять принятый по его инициативе закон. См.:
Поленина С.В. Указ. соч. С. 54. По нашему мнению, ничего противоестественного здесь нет.
Поддержанный Думой законопроект Совета Федерации он же и одобрит. А отклонит тот, который, может, и начался с его инициативы, но в процессе принятия трансформировался в существенно измененный текст. Вот если Совет Федерации отклонит тот закон, который приняла Дума на основе его законопроекта без существенных поправок, тогда это будет нарушением логики законотворчества. Но вряд ли такое произойдет.
*(38) См.: Шохин А. Взаимодействие властей в законодательном процессе. М., 1997. С. 14.
*(39) См.: Прохоров М.В. Некоторые проблемы реализации права законодательной инициативы субъектами Российской Федерации // Право. 1998. N 1. С. 9-10.
*(40) Случаи рассмотрения федеральных законов и тем более федеральных конституционных законов в один день обеими палатами встречаются крайне редко. Например,
Федеральный конституционный закон о внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" был принят Государственной
Думой и одобрен Советом Федерации 25 декабря 1997 г.; БК РФ был принят Государственной
Думой и одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г.
*(41) См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996. С. 74.
*(42) См.: Окуньков Л.А. Вето Президента // Журнал российского права. 1998. N 2. С. 13.
*(43) Наличие в тот момент двух законодательных органов порой приводило к неувязкам в законодательном процессе. И принятие Закона о Конституционном Суде - тому подтверждение.
Сначала этот Закон был принят Верховным Советом РСФСР 6 мая 1991 г. Постановлением о порядке его введения в действие Верховный Совет определил, что Закон вводится в действие "с момента его опубликования". Вместе с тем Верховный Совет постановил внести Закон "на утверждение очередного Съезда народных депутатов РСФСР". Однако IV Съезд народных депутатов Закон не утвердил и постановлением от 25 мая 1991 г. предложил Верховному Совету рассмотреть поправки народных депутатов РСФСР, подготовить в соответствии с поправками проект Закона и внести его на рассмотрение следующего Съезда. И лишь V Съезд народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 г. утвердил Закон, кстати, по-прежнему значившийся как принятый
Верховным Советом 6 мая 1991 г., и ввел его в действие с момента утверждения. Обратим внимание: ст. 104 Конституции РСФСР гласила, что Съезд принимает законы, а не утверждает их.
*(44) Полное наименование: Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской
Республики.
*(45) Ранее: Государственное Собрание - Курултай.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
543/543
*(46) Полное наименование: Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай.
*(47) Полное наименование: Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия).
*(48) Полное наименование: Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея.
*(49) Полное наименование: Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия.