Файл: Литература Древнего Египта Заключение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

  1. Быт и нравы Древнего Египта………………………………………...4

  2. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта………8

  3. Письменность Древнего Египта……………………………………..12

  4. Литература Древнего Египта…………………………………………14

Заключение……………………………………………………………….17

Список используемой литературы………………………………………18

Введение

Египет - страна древней и таинственной культуры, всегда привлекавшей к себе внимание, вызывавшей удивление, восхищение, живой интерес. Египетское государство - одно из первых в истории человечества - возникло в долине Нила почти 6 тыс. лет назад. За столь длительный срок в стране было создано огромное множество памятников материальной культуры: произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, ювелирных украшений, скульптур, стел, великолепных архитектурных сооружений. И если жилые дома строились из недолговечного кирпича-сырца, то храмы, гробницы и пирамиды возводились из камня - на века.

Египетской архитектуре была свойственна простота форм - поверхность зданий изнутри и снаружи была плоской и ровной, а очевидную геометрическую замкнутость и однообразие смягчали лишь настенные росписи и барельефы.

Наиболее известные древнеегипетские памятники - пирамиды. Уже в Античном мире их считали одним из семи чудес света, да и сейчас они являются не только символом Египта, но и непревзойденными образцами архитектурного творчества человечества.

В пирамидах отразились характерные особенности мировоззрения и религии древних жителей Египта: вера в возможность вечной жизни души после физической смерти и обожествление фараона.

Религия Древнего Египта была политеистическая. Египтяне поклонялись многим богам, которые олицетворяли и природные явления, и процессы, и отвлеченные понятия.

Современная культура человечества немыслима без культуры Древнего Египта.

О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни ученые - египтологи - считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость, стремление к оригинальности и инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта - родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но к IV тыс. до н. э. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования.


Египет стал первым государством на Земле, первой могущественной державой, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.

Быт и нравы Древнего Египта

Одежда и украшения

В жаркую пору одежда мужчины состояла из одной набедренной повязки. Но выйти из дому без браслетов и других украшений было немыслимо. На пальцы надевались бесчисленные кольца, шею украшали несколько рядов бус. Сандалии были большой редкостью и ценились очень высоко. Плели обувь чаще всего из папируса, реже из кожи, иногда ее даже изготовляли из золота. Простой египтянин основной путь проделывал, неся свои сандалии в руках. Наряд знатных египтян был практически одинаков и у мужчин, и у женщин. Их полупрозрачные платья надевались прямо на рубашку. Строгость длинной юбки скрашивал обязательный разрез до пояса. Как мужчины, так и женщины носили парики, в которых блестели украшения. В одно из головных украшений вкладывали благовония.

Еда и питье древних египтян

Кухня древних египтян отличалась разнообразием. Они любили мясо и ели его достаточно много. Добывалось мясо в основном охотой. По праздникам употребляли жертвенных быков и коров. Египтяне разводили уток, гусей и кур. Рыбу они отваживались пробовать не сразу, поскольку долгое время рыболовство считалось опасным промыслом: река изобиловала крокодилами. Из овощей больше всего ценился чеснок. Египтяне любили дыни и бананы. Груши, персики и вишни египтяне впервые попробовали только во время римского владычества. Впрочем, могли себе позволить вкушать эти сладости только богатые. Бедняки же часто вынуждены были жевать сердцевину стеблей папируса. Самой ценной и сытной пищей был хлеб с разными добавками. В пирожки и булочки добавляли фрукты или яйца. Мука тоже была разной: ячменная, полба и пшеничная. Лидером среди напитков было пиво. Его делали из ячменя или пшеницы. Любили египтяне и вино, особенно в районе дельты Нила, где выращивали виноград.

Утренний туалет

Утро египтянина начиналось с умывания. Для этого существовал специальный тазик — «шаути». В специальный кувшин для полоскания рта насыпали очищающую соль. Затем наступала очередь парикмахера. При дворе фараона утренний туалет был божественным ритуалом. Правители номов и крупные чиновники подражали фараону, собирая родственников во время утренних церемоний. Затем приходила очередь специалистов по благовониям. Речь шла не только о красоте, но и здоровье в жарком климате. Необходимым в утреннем туалете как женщин, так и мужчин было подведение глаз. Для этого применяли зеленый порошок — малахит и черный — галенит. Делали это не только ради красоты, макияж защищал глаза и нежную кожу век от насекомых и палящего солнца.



Пиры

Египтяне очень любили устраивать пирушки, на которых обычно забивали быка. На вертелах жарили гусей, выстраивалась целая вереница кувшинов с винами и ликерами. Фрукты раскладывали в корзины и на подставки, вода заранее охлаждалась в кувшинах. Все было укрыто покрывалами, защищавшими яства от пыли и насекомых. Гостей встречал и провожал сам хозяин дома. Перед пиром произносили молитву, первым воздавали дань Амону. Самым почетным гостям предлагали кресла, инкрустированные золотом и серебром. Людям попроще доставались простые табуретки, а беднякам — циновки. Обычно мужчины и женщины садились друг против друга, супругам дозволялось сидеть рядом. Красивые молодые служанки в прозрачных одеждах разносили угощение, и начиналось пиршество.

Повседневный досуг. Игры

Повседневный досуг египтян заполняла игра. По вечерам супруги часто играли в шашки. Прямоугольная доска была разделена на тридцать три поля, ходили белыми и черными фигурами. Однако о правилах этой игры ничего не известно. Мальчики предпочитали силовые игры. Интересным было и соревнование в скорости: устраивали скачки на коленях, скрещивая ноги и удерживая их руками. Нередко соревновались в меткости. Египетские мальчишки куда суровей своих нынешних сверстников относились к нечестной игре. Они связывали нечестного игрока и угощали его палками. Девочки любили жонглировать. Но главным и любимым занятием у них были танцы. Этим искусством должна была владеть каждая египтянка.

Музыка

Ни один праздник не обходился без музыки. Когда музыкальных инструментов еще не существовало, ритм отбивали ладонями. Уже в эпоху Древнего царства появились арфа, флейта и гобой. Неизменной для египетских музыкантов была тема смерти: «Думай только о радости, когда надо причалить к земле, любящей молчание».

Семья и свадьба

Понятие «семья» для египтянина означало «дом». Выражения «взять в жены» и «построить себе дом» — синонимы. Если молодые люди были влюблены друг в друга, то родители чаще всего не препятствовали им. Свадьба для египтянина — это переход невесты из дома отца в дом мужа. Свадебный кортеж старались украсить побогаче. Брак заключался по строгим правилам. Продумана была и его юридическая сторона. Чиновник записывал имена супругов и регистрировал их общее имущество. Женщина при обретала второе, «дополнительное», имя — супруга такого-то. В общее имущество муж вносил две трети, жена — одну. После этого устраивался пир, на который приглашались родственники. После смерти одного из супругов оставшийся в живых мог пользоваться всем имуществом, но продавать или дарить только одну его часть.


Отношение к женщине

Египетское общество к женщине относилось сурово. За супружескую измену женщину ждала смерть. Если муж был неверен, его за это никогда не карали, мужчинам разрешалось иметь наложниц, которые считались членами его семьи. По египетским законам, муж имел право бить свою жену, брат — сестру. Если разошедшийся муж поколотил супругу так, что она стала инвалидом, он вызывался в суд, где давал клятву, что больше никогда ее не тронет. Если же супруг не держал данного обещания, то получал сто палочных ударов и навсегда лишался права на совместно приобретенное имущество. Суровые авторы (конечно же, мужчины) считали женщин капризными, легкомысленными, не умеющими хранить тайну. Мужчина же, согласно тем же авторам, наоборот, всегда добр, заботлив, верен жене даже после ее смерти и всегда держит свое слово. Писец Ани советует: «Берегись женщины, которая выходит тайком. Не следуй за ней: она станет утверждать, что это была не она. Жена, чей муж далеко, посылает тебе записки и зовет каждый день, когда нет свидетелей. Если она завлечет тебя в свои сети — это преступление…»

Отношение к детям

Египтяне любили детей, но особенно радовались рождению сына-наследника. Если в семье не было сыновей, то обращались за помощью к жрецам. Рамсес И гордился тем, что у него было более 160 детей. И никто: ни фараон, ни простой египтянин — не боялись, что ребенок умрет от голода. Дети бегали нагишом, лишь с бусами на шее, и ели стебли папируса. Сын обязан был достойно похоронить отца и продолжить его дело. Однако рады египтяне были и девочкам. На всех изображениях фараона Эхнатона его с супругой сопровождают: v. все шесть их дочерей. Египтянам всегда хотелось знать, что ждет их детей впереди, поэтому в тревоге за будущее обращались к богине Хатхор. Имя ребенку давали сами родители, но его надо было обязательно зарегистрировать. Покровительницей семьи, материнства и деторождения считалась богиня Исида. Именно ей поклонялись бездетные женщины и мужчины, а также семьи, в которых не было сыновей.

Отношение к старикам

Египтяне хорошо относились не только к детям, но и к старикам. Каждый мечтал дожить до старости, сохранив при этом ясность мысли и физическое здоровье — такими людьми восхищались. Достигший звания «имаху» («почитаемый») имел не только пищу каждый день, но и рассчитывал на пышные похороны. Старость уважалась даже фараонами, которые переводили своих состарившихся верных слуг на более легкие должности. Их примеру старались следовать правители городов и номов.


Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта

Архитектура

Древнейшие памятники, дошедшие до нас, - это остатки гробниц неподалеку от Каира на левом берегу Нила, где находилась древнейшая из египетских столиц – Мемфис. Это не только самые древние, но и самые крупные из памятников (пирамида Хуфу – Хеопса; Джосера (ступенчатая); Хефрена и Микерина).

Пирамиды стоят на каменном Большинство из них разрушено Пирамиды возводились частично из громадных глыб известняка, частично из кирпича, сделанного из нильского ила. Стороны пирамид были обращены к четырём сторонам света

Центром пирамид был царский склеп с саркофагом. Туда вёл узкий ход, заложенный после погребения царя. Сбоку внутри пирамиды находилось святилище, посвящённое культу усопшего. В общем, гробницы повторяли устройство жилых помещений, которые в Древнем Египте располагались и на поверхности земли и в подземельях

Вокруг пирамид было расположено много частных гробниц в виде небольших прямоугольных сооружений со сводчатым потолком, грубо сложенных из жёлтых кирпичей и камней.

Египетские религиозные обряды проходили в храмах. Все храмы строились по единому образцу в виде удлиненного параллелограмма, обращённого фасадом к Нилу. От Нила к храму вела широко мощеная дорога, уставленная правильными рядами сфинксов, высеченных из красного песчаника. Сфинксы с львиной, бараньей или человеческой головой лежали на цоколях храма. У входа в храм воздвигали обелиски – монолитные колонны, которые, суживаясь к вершине, представляли собой усечённый, вытянутый вверх четырёхгранный столб, заканчивавшийся пирамидкой. Грани обелисков были испещрены надписями Ворота храма представляли собой так называемый пилон: две совершенно одинаковые монументальные башни особой формы как бы обрамляли небольшой портал с маленькой дверью. Ворота вели в обширный двор, не имевший кровли. Вдоль боковых стен шли ряды колонн, а двор пересекала колоннада, которая вела ко второму пилону, за которым следовал огромный зал с множеством колонн. Средние колонны были значительно выше остальных, и настолько же выше была крыша, которая на них опиралась. Через новый пилон и преддверие посетители входили в узкий открытый двор, служивший переходом к главному храму. Перед четвёртым пилоном стояли обелиски, а сзади него находилась открытая галерея с примыкавшими к ней комнатками. Святилище было монолитным: по бокам в нём располагались комнаты для жрецов. Сзади находилась новая пристройка храма. Весь храм шёл лестницей, уступами, и потому пол в святилище был значительно выше уровня первого входа.