Файл: Литература Древнего Египта Заключение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изобразительное искусство

В позах египетских статуй поражает величавая недвижимость. Движение в статуях и барельефных украшениях стен выражено крайне неловко или условно. Пёстрая роспись стен имеет такой же условный колорит, как и рисунок.

Иероглифическое начертание подчинялось строгим правилам, чтобы чтение не представляло затруднений. Определённого порядка в письме у египтян не существовало. Они писали и справа налево, и слева направо, и сверху вниз. Начертание фигур указывало направление чтения: куда смотрит морда зайца, голова змеи, куда указывает рука, нога, оттуда и читали. Со временем, увеличив скорость письма, жрецы прибегли к упрощенному способу начертания, заменяя изображения крючками, только отдалённо напоминавшими иероглифы. Такое письмо использовалось в торговых и правительственных учреждениях, а также для надписей на пеленах мумии. Иероглифы остались только для стенных росписей, носящих священный характер.

Нанося иероглифы на здания, египтянин не оставлял не закрашенным ни одного угла на стене и двери.

На всех памятниках заметен превосходно подготовленный голубоватый или сероватый фон и нанесённые на него изображения семи цветов: синего, зелёного, красного, коричневого, жёлтого, белого и чёрного. Смешанными цветами египтяне не пользовались.

Слабость рисунка, из-за которой на расстоянии нельзя было отличить мужчин от женщин, восполнялась условностью тонов. Мужчин изображали тёмно-красными, а женщин – бледно-жёлтыми.

Человеческие фигуры египтяне рисовали примитивно. Голову всегда изображали в профиль, глаз впереди, а ногу – сбоку. Пальцы на руках рисовали одной длины, и только большой палец был сильно отставлен от других, плотно слипшихся фаланг.

Контур образовывали не формы, а резко очерченные линии. Что же касается перспективы, Каждое кресло и стол изображали с двумя ножками Ряд предметов, лежащих в перспективе один за другим, рисовали друг над другом. Таким образом, смешивалось перспективное изображение с планом.

Величие всегда передавалось ими материально и потому фараона всегда изображали намного большего роста, чем всех окружающих.

Условность художественной трактовки, прежде всего, сказалась в скульптурных и живописных изображениях божеств. К человеческому телу приставляется звериная голова, к львиному туловищу – человеческое лицо Сфинксы являются портретами фараонов. К лицу царя приделывали львиное туловище


Высшим достижением среди колоссальных изваяний считается знаменитый Мемфисский сфинкс. Он высечен из цельной скалы, его высота от земли до вершины достигает 22 метра. Голова – 24 метра в окружности; уши и нос – в рост человека. Между передними лапами, в груди, помещалась молельня.

Колоссальные сидячие статуи богов, богинь, царей и цариц были излюбленными изображениями у египтян. Все они однообразны по стилю – фигуры сидят в торжественных позах, словно в оцепенении; очень длинные руки с прямыми, вытянутыми пальцами плотно прилегают локтями к бёдрам и спокойно вытянуты на коленях. Ноги ровно поставлены одна возле другой; торс, ноги, руки нередко совершенно голы, и только голову венчает царский убор.

К наиболее известным памятникам египетской пластики следует отнести так называемые статуи Мемнона, воздвигнутые 40 веков назад.

Это две фигуры: одна из цельной глыбы песчаника, другая – из пяти кусков, наложенных один на другой.

В небольших статуэтках египтяне нередко возвышались до глубокого реализма: «Пивовар» и «Луврский писец» прекрасные примеры этому.

Высокую культуру обработки материалов демонстрируют декоративно-прикладные изделия, большое количество которых находилось в захоронениях: золотые маски, ожерелья из самоцветов, мелкая пластика из поделочных камней. Бытовые изделия того времени отличаются строгой отточенностью форм, изысканной декоративной красочностью, тонкостью отделки.

Древнее искусство оказало значительное влияние на развитие культуры античного мира. Завоевание Египта Александром Македонским в 4 веке до н.э. положило конец его самобытному развитию.

Письменность Древнего Египта

В древности египтянам для организации хозяйства, регулярного получения налогов, а также для ведения научных наблюдений нужна была письменность.

Древнейшие письменные знаки представляли из себя рисунки. Это было рисуночное, или пиктографическое письмо (от латинского слова "пиктус" – писанный красками, и греческого "графо" – пишу). Древний человек просто рисовал тот предмет, о котором хотел сказать. Если он писал слово "солнце", то рисовал солнечный диск. Со временем знак стал не только изображать предмет, но и передавать звуки.

Древнеегипетские знаки-рисунки назывались иероглифами (в переводе с греческого – священные письмена). Иероглифы происходят от рисунков, которые делал древний человек, когда хотел что-то записать. Они выглядели как изображения человека и его занятий, птиц, животных, растений.



В древнеегипетском письме употребляли около 750 знаков, причем гласные не писали. Поэтому после слова ставился определитель – знак, поясняющий читающему общее значение слова.

Но египтяне применяли и звуковые знаки, которые передавали сочетание сразу двух, трех или четырех согласных. Например, иероглиф "корзина" передавал сочетание н-б; иероглиф "солнце с лучами" – три согласных – в-б-н.

Что касается направления письма, то строки могли располагаться горизонтально – справа налево и наоборот, или вертикально – сверху вниз. Определить направление письма несложно: если головы изображенных людей и животных обращены направо – текст читается справа налево, если же они обращены налево – текст читается слева направо.

Позже, когда египтяне стали быстро писать, очертания рисунка округлялись, превращались в завитки и кружочки, и знаки упрощались. Такой вид письма назывался скорописным, или иератическим.

На чем же писали египтяне? В качестве материала для письма использовались камень, глиняные черепки, дерево, кожа. Широкое применение получил папирус. Египтяне так называли тростник, а затем и добывавшийся из него материал для письма (слово "папиур" означает речной, нильский). Это слово заимствовали древние греки и римляне, а впоследствии так же в некоторых языках стали называть бумагу. Ты, конечно, знаешь, что и по-украински слово «бумага» – «папiр», по-английски – "paper", по-немецки – "Papier".

Этот материал египтяне изготавливали так: стебель растения освобождался от корня и цветка и разрезался на длинные продольные полосы. Полученные тонкие и узкие полоски раскладывали так, чтобы край одной полоски находил на другую. Затем края подклеивались, чтобы получить квадратный кусок папируса. На этот кусок накладывался второй слой из полосок папируса так, чтобы их волокна ложились перпендикулярно на волокна первого слоя. По наложенным друг на друга полоскам били деревянным молотком, от чего они становились тоньше. Затем папирус прессовали и просушивали. После этого папирус сворачивали в трубочку – свиток. Длина свитков иногда достигала 45 метров.

Папирус могли использовать больше одного раза: с листа можно было смыть написанный текст и писать заново. Папирус был вначале белого цвета, но со временем он темнел и становился светло-желтым или коричневым. Новый папирус отличался эластичностью, поэтому легко сворачивался в свитки, а под влиянием времени он становился очень хрупким и ломким.


Египтяне писали заостренными тростниковыми палочками, изготовленными из стебля болотного растения каламу с. Такие палочки имел каждый писец при себе вместе с чашкой для воды и дощечкой – пеналом, где было место для хранения палочек и два углубления для черной и красной краски. Черные чернила изготовлялись из сажи, красные – из охры.

Литература Древнего Египта

Литература Египта является одной из древнейших литератур мира. Как и для других древневосточных литератур, для неё характерна анонимность текстов. Основные жанры египетской литературы: сказки, повествования, гимны и молитвы, эпистолярные тексты, дидактические произведения, басни, эпос, любовная лирика и др. Многие сюжеты фольклора и литературы ряда древних и современных народов мира впервые встречаются в египетской литературе. Это заслуженно привлекает внимание к ней мировой науки.

Египетские сказки насыщены яркой и образной фантазией, горячей симпатией к человеку, убеждением в окончательной победе добра и справедливости над силами зла. Некоторые из них носят явный отпечаток фольклора, например сказка о двух братьях, другие представляют собой результат творчества талантливых и опытных авторов, имена которых нам неизвестны (сказка о потерпевшем кораблекрушение и др.).

Под "повествованиями" подразумеваются тексты, не содержащие элементов сверхъестественного, близкие к реальному историческому фону (Повесть Синухета, Повесть Петеисе). Изложены эти "повествования" в 1-м лице как воспоминания рассказчика. Их язык и стиль образный, яркий.

Среди "повествований" выделяется папирус середины XI в. до н. э., содержащий отчёт о путешествии египтянина Ун-Амуна в Библ – одно из лучших произведений египетской литературы. В нём имеются интересные сведения о странах, расположенных по восточному побережью Средиземного моря. Выдержанное в реалистических тонах, это "повествование" является, несомненно, литературной обработкой подлинного отчёта. Египтяне высоко ценили подобное художественное произведение, о чём свидетельствуют дошедшие до нас отдельные сочинения в нескольких экземплярах.

"Повествования" исторического характера имели отношение к правящей династии и писались по заказу двора в интересах поднятия престижа центральной фараоновской власти. В дидактических произведениях, т. н. поучениях, как правило, упоминается автор – реальный или вымышленный (в последнем случае какой-либо известный мудрец прошедших времён). "Поучения" нередко содержат грубо утилитарные наставления, всевозможные мудрые советы, относящиеся к разным сторонам жизни.


Наряду с памятниками художественной литературы к египетской литературе относят тексты пирамид и надписи царей и вельмож, обладающие литературным достоинством. Литература Египта оказала влияние на литературы других народов древности, в т. ч. на греческую (особенно в греко-римский период). Некоторые египетские сюжеты через греков проникли в литературу европейских народов.

Сохранившийся массив литературных произведений включает короткие прозаические повествования, сказки и мифы, басни, письма, назидательную литературу (пословицы и поучения), любовные песни и другие виды нерелигиозной поэзии, а также гимны. Насколько известно, у египтян не было развлекательной драмы, но театрализованные инсценировки мифов, персонажи которых пели и обменивались речами, составляли неотъемлемую часть культа некоторых божеств. Обнаружено несколько подобных ритуальных драм. Кроме того, имеется большое количество нелитературных письменных материалов, как, например, математические, медицинские, магические, правовые тексты, а также деловые документы. Исторические документы (официальные декреты, автобиографические надписи, царские анналы) мы вправе относить к литературным произведениям только в тех случаях, когда они обладают определенной литературной формой.

Поскольку древнеегипетская письменность не предусматривает передачу гласных, о поэтической метрике известно очень мало. Исходя из коптских источников (коптский – самый поздний вариант древнеегипетского языка и письменности, в котором уже появились знаки для обозначения гласных), исследователи предполагают, что древнеегипетская поэзия основывалась на ритме, но не на регулярном размере. Поэзия отличалась от прозы главным образом лексикой и регулярным использованием других стилистических приемов. Излюбленным поэтическим приемом был параллелизм – такое построение текста, при котором мысль, выраженная в одной строке, повторяется в следующей строке или строках, либо противопоставляется мысли, выраженной в другой, соседней строке, либо более полно раскрывается в последующих строках. К другим приемам можно отнести повторы, повторы с незначительными изменениями, рефрены и аллитерацию. Иногда стихотворные строки объединяются в строфы. Многие из них используются и в египетской прозе. И в прозе, и в поэзии широко применяется игра слов. В религиозных текстах она, возможно, имела магическое значение. Во множестве встречаются также сравнения и метафоры – особенно в текстах, претендующих на возвышенность стиля. В сказках, напротив, подобные приемы редки.