Файл: Подготовил Алибек Турукпаев пд204 План.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Культура и цивилизация тюрков и их культурно- цивилизационная роль в развитии культуры народов Великого Шелкового пути

Подготовил : Алибек Турукпаев

ПД-204

План

  • Тема : Культура          и цивилизация тюрков и их культурно-
  • цивилизационная роль в развитии культуры народов Великого Шелкового пути.
  • Цель занятия: Изучить Культуру         и цивилизацию тюрков и их культурно-
  • цивилизационную роль в развитии культуры народов Великого Шелкового пути.
  • Основные вопросы: 
  • 1. Шелковый путь: Казахстан как связующее звено между Востоком и Западом. Взаимодействие культур в Центрально-азиатском регионе.
  • 2.Великие города Шелкового пути на территории Казахстана. Роль городов в развитии культурной жизни в средневековом Казахстане.

Значение ВШП в культуре

Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней и Средней Азии, Кавказа и Китая. Он служил проводником в диффузии различных инноваций, в том числе в искусстве, религии, технологии. Развивая торговые отношения, страны, через которые пролегал Шелковый путь, не только удовлетворяли свои потребности в товарах, но и вступали в культурные связи с другими народами. Нередко купцы выполняли дипломатические функции: договаривались с правителями разных стран о дружбе, торговле, о военных союзах. Происходил культурный обмен между народами. Именно благодаря ВШП в Казахстане появились мировые религии: Христианство, Ислам, Буддизм, а также манихейство, зороастризм, даосизм. - Буддизм проник в Южный Казахстан и Семиречье с середины 1 в. до н.э. В распространении буддизма важная роль принадлежала племенам согдийцам и каналам. С 6 в. тюркская аристократия и часть городского населения проповедовали буддизм. Два буддийских храма найдено в городах Чуйской долины: Ак-бешиме и Суябе. - Христианство. В 7-8 вв. в городах Южного Казахстана и Семиречья широко распространилось христианство несторианского толка, пришедшее из Средней Азии, где основным центром его был - г. Мерв. В Таразе и Мерке действовали христианские церкви. А Рубрук сообщает о христианской церкви в Коялыке. - Ислам . В 8-9 вв. шел процесс исламизации Южного Казахстана. В 840 г. Нух ибн
Ахад подчинил себе Испиджаб, в 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу 8 в. карлуки приняли ислам. В 960 г. при Муса хане караханиды первыми объявили ислам государственной религией. Христианские церкви в Таразе и Мерке превращали в мечети. Застраивались некрополи и мечети в Кедере, Баласагуне, Отрарском оазисе. - Зороастризм - возник в 6-7 вв. до н.э. в Иране. Для зороастризма характерно почитание 4 стихий Вселенной - воды, огня, земли, воздуха. Зороастризм внесен в южные города Казахстана согдийцами. - Манихейство - возникло в 3 в. н.э. в Иране, оно представляло собой синтез христианства (взяло идею мессианства) и зороастризма (идею борьбы добра и зла). Ведущую роль в распространении манихейства играли согдийцы. • По Великому Шелковому пути распространялось искусство музыки и танца, зрелищные представления, архитектура. Музыканты, танцоры, укротители диких зверей, акробаты, фокусники объединялись в бродячие труппы. • Китайский император Сюань-Цзунь в дворце содержал 30 тыс. музыкантов. В Танском Китае была популярна музыка Запада - городов Восточного Туркестана и Средней Азии. • Иранские, согдийские и тюркские актеры многое внесли в хореографию Китая. Например, мальчики из Ташкента исполняли танец «Западный скачущий танец», а две юные девушки «Танец Чача» и «Девы Запада». • В Константинополе часто гастролировали артисты с Востока. Как сообщают источники, на знатном обеде у византийской императрицы русскую княгиню Ольгу развлекали шуты и эквилибристы, а на празднествах в честь сельджукского султана Арслана II выполнял рискованные сальто тюркский акробат.

Первое описание городов

  • Первое описание городов Семиречья принадлежат буддийскому паломнику Сюань Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал: «Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город на реке Суй-е (Суяб). Этот город в окружности 6-7 ли.В нем смешанно живут торговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколько десятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все они подчиняются тудзюю(кагану).Страна от города Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носит это имя…Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгода – поровну».