Файл: Налогообложение физических лиц в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Департамент образования Еврейской автономной области

Областное государственное профессиональное образовательное

бюджетное учреждение «Сельскохозяйственный техникум»

Методическая разработка

дисциплина « Финансовая грамотность»

тема «Налогообложение физических лиц в России»

Разработала: Зеленская Алла Александровна,

преподаватель специальных дисциплин

ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум»

Ленинское, 2021
Аннотация

Предлагаемая разработка занятия на тему «Налогообложение физических лиц в России» является вторым занятие в разделе «Налоги: почему их надо платить» дисциплины «Финансовая грамотность», раскрывает такие экономические понятия, как налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц; виды налогов, уплачиваемые физическими лицами в России, основания для взимания налогов с граждан в России, способы расчёта сумм налогов к уплате. Формирует умение определять элементы налогов; рассчитывать размер личных налогов; понимание различий между видами налогов; понимание оснований уплаты личных налогов физическими лицами; понимание механизма расчёта суммы налога к уплате. В то же время данная разработка может использоваться на уроках экономики, обществознания, информатики и на внеурочных занятиях по основам финансовой грамотности (в рамках «Недели финансовой грамотности», «Предметной недели по экономике», «Дня экономических знаний»), на классных часах.

Введение
В последнее время в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны и, следовательно, повышения качества жизни населения. С усложнением финансовых процессов, происходящих в современной экономике (существование инвестиционных фондов, расширение проникновения банковских продуктов, системы страхования, реформирование пенсионной системы и др.), вопрос о финансовом образовании и внедрении его в образовательный процесс всех уровней является обязательным и повсеместным. С одной стороны, современные финансовые услуги позволяют улучшить качество жизни населения (банковские карты, мобильные банковские приложения, страхование и т.п.), однако, с другой стороны, население в большей степени не готово «качественно» пользоваться предлагаемыми финансовыми услугами. Одна из причин заключается в том, что граждане финансово неграмотны. В первую очередь это касается «рисковых» категорий, среди которых и несовершеннолетние дети.


Финансовое образование позволяет сформировать представление об основах грамотного финансового поведения – знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности.

Проблема формирования финансовой грамотности в Российской Федерации была поставлена перед правительством еще в 2011 году, когда Министерство финансов совместно со Всемирным банком начали реализацию проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Главная задача этого проекта ориентирована на то, что, обучив современных школьников финансовой грамотности, через 10–15 лет государство получит финансово грамотное население. Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. No2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг. Цель Стратегии – создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.

Курс «Финансовая грамотность» для студентов первого курса является логичным продолжением целостной программы повышения финансовой грамотности, нашедшей своё отражение в учебно-методических комплектах, разработанных для школьников. Однако данный курс вполне может рассматриваться и как самостоятельный, поскольку учащиеся 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать предлагаемые темы. Поскольку обучающиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Обучающиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др. Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций.



Основная часть
Общая характеристика занятия

Базовые понятия и знания:

• налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц;

• знание видов налогов, уплачиваемых физическими лицами в России, оснований для взимания налогов с граждан России, способов расчёта сумм налогов к уплате. Личностные характеристики и установки:

• понимание различий налогов;

• осознание оснований уплаты личных налогов физическим лицом;

• понимание механизма расчёта суммы налога к уплате.

Умения:

• определять элементы налогов;

• рассчитывать размер личных налогов.

Компетенции:

• планировать расходы на уплату налогов;

• своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

Компетенции:

Метапредметные:
Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;

• умение производить расчёты на условных примерах.

Регулятивные

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий.

Коммуникативные

• умение общаться и взаимодействовать с обучающимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание).
Средства обучения: основные: компьютер, проектор, рабочие тетради (план-конспект), раздаточный материал (тест) (Приложение 2), презентация (Приложение 1), таблица «Самооценка» (Приложение 3), опорный конспект (Приложение 4).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дисциплина: «Финансовая грамотность»

Группа: первый курс

Тема занятия: «Налогообложение физических лиц в России»

Цель занятия: формирование основ финансовой грамотности обучающихся в области налоговой политики государства

Базовые понятия и знания: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц; знание видов налогов, уплачиваемых физическими лицами в России, оснований для взимания налогов с граждан России, способов расчёта сумм налогов к уплате.

Личностные характеристики и установки: понимание различий налогов; осознание оснований уплаты личных налогов физическим лицом; понимание механизма расчёта суммы налога к уплате.
Умения: определять элементы налогов; рассчитывать размер личных налогов.

Компетенции: планировать расходы на уплату налогов; своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

Компетенции:
Метапредметные:
Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах; построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей; умение производить расчёты на условных примерах.
Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем; контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с обучающимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности; работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание).


Форма обучения: коллективная, индивидуальная, фронтальная


Межпредметные связи: математика, экономика, информатика, обществознание.


Оборудование: основные: компьютер, проектор, рабочие тетради (план- конспект), раздаточный материал (тест) (Приложение 2), презентация (Приложение 1), таблица «Самооценка» (Приложение 3), опорный конспект (Приложение 4).


Ход занятия


Этап занятия

Время этапа

Действия учителя

Действия ученика

Примечания

1.Оргмомент

Приветствие

2 – 4 мин.

Здравствуйте. Меня зовут Алла Александровна, я преподаватель специальных дисциплин, по компетенции «Бухгалтерский учет», областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Сельскохозяйственный техникум» и сегодня у нас будет не совсем обычное занятие. Я думаю, что вы поможете мне его провести. Ну что поможете? Спасибо! Начнем?


Слушают


Слайд 1




2.Определение темы

2- 5 мин.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии? Действительно, сегодня мы с вами поговорим о налогах. И прежде всего познакомимся с понятием «налоги». Что же это такое?

Таким образом, тема нашего сегодняшнего занятия – Налогообложение физических лиц в России. Запишите, пожалуйста, тему в своих опорных конспектах. Скажите, а вы платите налоги? А, кто платит? ваши родители? Да, ваши родители - физические лица, они платят налоги. Кроме того, налоги платят еще и юридические лица, т.е. фирмы, предприятия т.

Просмотр видеоролика.
Отвечают на вопросы
Формулируют тему занятия

Слушают

Записывают тему

Отвечают на вопросы


Слайд 2



3.Актуализация опорных знаний Целеполагание

2 - 3 мин.

Итак, нам сегодня предстоит ответить на вопросы:

1.что такое налог?

2.какие элементы включает в себя налог?

3.на какие виды делятся налоги, в зависимости от уровня бюджета?

4.какие виды налогов платят физические лица?

5.произведем расчёт эти налогов.

Это и будет цель нашего занятия.


Слушают, отвечают

Слайд 3



4.Изучение новой темы, формирование новых понятий.

4.1. Продолжение изучения новой темы:НДФЛ


20 - 25 мин.

4-5 мин.

Начнем с термина. Что же такое налог?

Слушаем меня внимательно! Мы все, граждане Российской Федерации, и у каждого есть одна конституционная обязанность – (платить государству определенное количество денег). Как вы думаете, что это за обязанность? (платить налоги).

Налог – это обязательный, безвозмездный платеж в бюджет, взимаемый с организаций и граждан.

Ну что ж, платить налог на воздух нам, конечно же, не надо, но есть другие налоги, которые обязаны платить физические лица в России.

Любому государству для выполнения своих функций необходимы денежные средства. В настоящее время для реформируемой России более чем актуальна мысль великого экономиста К. Маркса: «В налогах воплощено экономическое выражение существования государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах - все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени - в налогах».

Действительно, около 74% доходов Федерального бюджета России формируется за счет налоговых поступлений.

Именно, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Я хотела бы услышать ваше мнение, для чего нужны налоги? Итак, налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

К ним относятся: 1) объект налога - это то, что будет облагаться налогом, это могут быть доходы, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) налогооблагаемая база - т.е. доход, из которого выплачивается налог;

4) налоговая ставка - величина налога с единицы объекта налога;

6) налоговый период

7) порядок исчисления налога

8) порядок и сроки уплаты налога

А как Вы думаете в чем заключается основная цель взимания налогов? (конечно, она состоит в увеличении доходов государственного бюджета, а следовательно мы можем наблюдать увеличение заработной платы, социальных выплат, стипендий и т.д)

Налоговая система России включает в себя налоги трех уровней:

В состав федеральных налогов входят налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины, госпошлина, гербовый сбор и некоторые другие.

К региональным налогам относятся налог на имущество предприятий, лесной налог и др.

Местные налоги включают налог на имущество физических лиц, земельный налог и ряд других налогов, вводимых местными властями с учетом своих нужд.

Всего в России насчитывается до 300 налогов и сборов различного рода.

Ну что ж, платить налог на воздух нам, конечно же, не надо, но есть другие налоги, которые обязаны платить физические лица в России, это:

налог на доходы физических лиц;

налог на имущество физических лиц;

земельный налог;

транспортный налог.

Так Т.о., человек должен заплатить налог, если получает доход, имеет личное транспортное средство, является собственником земли или другого недвижимого имущества. Оплата земельного, транспортного и налога на имущество физических лиц, осуществляется на основании налоговых уведомлений, которые присылает налоговая служба, или данные для уплаты налогов можно посмотреть на сайте гос. услуг в личном кабинете. Расчет налога производится путем умножения налогооблагаемой базы на % ставку. Произвести оплату налогов необходимо до 1 декабря года следующего за отчетным, если 1 декабря выпадает на выходной день, то последний день оплаты налогов переносится на следующий после выходного день. Если налогоплательщик не получил уведомление за месяц до срока уплаты налога, налоговые органы рекомендуют проявить самим инициативу, обратившись в инспекцию лично.

Начнём с налога на доходы физических лиц. Это самый известный и распространённый личный налог. НДФЛ является федеральным налогом. Это значит, что применяются одинаковые основания для взимания и единые ставки налога на территории всей Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) исчисляется в процентах от совокупного дохода. Этот вид налога, чаще всего, вычитается из общей заработной платы работодателем еще до ее выплаты работникам.

Облагаемые НДФЛ доходы:

-заработная плата;

-вознаграждения по гражданско-правовым договорам;

-от продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;

-от сдачи имущества в аренду;

-доходы от источников за пределами РФ;

-доходы в виде разного рода выигрышей;

-иные доходы .

Не облагаются НДФЛ:

-доходы от продажи имущества, находившегося в собственности более трех лет;

-доходы, полученные в порядке наследования; --доходы, полученные по договору дарения от члена семьи или близкого родственника и др. Налоговым кодексом Российской Федерации по налогу на доходы физических лиц установлена основная налоговая ставка - 13 %.



Отвечают на вопросы

Обучающиеся производят записи в опорные конспекты

Формулируют свои мысли

Обучающиеся производят записи в опорные конспекты

Обсуждают информацию отраженную на слайдах презентации


Высказывают свое мнение

Обучающиеся производят записи в опорные конспекты

Высказывают свое мнение

Производят записи в опорные конспекты

Производят записи в опорные конспекты

Слушают

Отвечают на вопросы, производят записи в опорные конспекты

Знакомство с сайтом Гос.услуг

Производят записи в опорные конспекты

Обсуждение НДФЛ

Производят записи в опорные конспекты




Слайд 4



Слайд 5



Слайд 6




Слайд 7



Слайд 8



Слайд 9



Слайд 10



Слайд 11



Слайд12

Закрепление НДФЛ




Преподаватель предлагает обучающимся решить задачу

Пользуясь записями в опорных конспектах решить задачу, правильность решения сверим с ответом на слайде.


Обучающиеся решают задачу

  1. 22000 руб х 0,13 = 2860 руб

  2. 22000 руб х 0,13 = 2860 руб

  3. 26000 руб х 0,13 = 3380 руб

  4. (26000 руб + 5000 руб) х 0,13 = 4030 руб

  5. 2860 + 2860 + 3380 + 4030 руб = 13130 руб

Ответ: налог на доходы физических лиц за 4 месяца составил 13130 руб.
Проверяют правильность решения, выставляют баллы в таблицу

Слайд 13



Слайд 14



Слайд15



4.2.Продолжение изучения новой темы:

Налог на имущество физ. лиц

2-3 мин.

Владельцы любого недвижимого имущество обязаны платить налог на имущество. Имущественный налог относится к категории местных налогов и выплачивается в бюджет по месту нахождения объекта недвижимости.

Ставка налога на недвижимость физических лиц варьируется в зависимости от региона. Налог на имущество рассчитывается от кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы. Объектами этого налога являются:

-жилые дома и квартиры;

-дачи и летние домики, пригодные для проживания;

-подсобные помещения;

-гаражи и подобные сооружения.

Региональные власти вправе менять налоговые ставки.

Ознакомиться с размером кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости можно либо на сайте Росреестра, либо направив соответствующий запрос в органы Росреестра.



Слушают, обсуждают, высказываются

Производят записи в опорные конспекты



Слайд 16




Закрепление изученного материала




Преподаватель предлагает обучающимся решить задачу

Пользуясь записями в опорных конспектах решить задачу, правильность решения сверим с ответом на слайде.


Обучающиеся решают задачу

(285000 руб : 100%) х 0,1% = 285 руб

Ответ: Налог на имущество, подлежащий уплате с учетом льготы 285 руб.
Проверяют правильность решения, выставляют баллы в таблицу

Слайд 17



Слайд 18



4.3.Продолжение изучения новой темы: Земельный налог

2-3 мин.

В соответствии с Налоговым кодексом плательщиками земельного налога признаются физ. лица, обладающие зем-ми участками, на праве собственности. Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков,находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе переданных им по договору аренды.

Налог исчисляется с кадастровой стоимости земельных участков, приз-мых объектом налогообл., по состоянию на 1.01 года, являющегося налоговым периодом, по сведениям гос. кадастра недвижимости.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований не могут превышать:

1. 0,3 % в отношении земельных участков:

-отнесенных к землям сельскохоз.назначения-занятых жилищным фондом;

-приобретенных для личного подсобного хозяйства, а также дачного хозяйства;

-ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд

2. 1,5 % в отношении прочих земельных участков.



Производят записи в опорные конспекты




Слайд 19




Закрепление изученного материала





Преподаватель предлагает обучающимся решить задачу

Пользуясь записями в опорных конспектах решить задачу, правильность решения сверим с ответом на слайде.


Обучающиеся решают задачу

(800 кв.м. х 480 руб.) х 0,3% = 1152 руб

Ответ: Земельный налог, подлежащий уплате в бюджет 1 152 руб.
Проверяют правильность решения, выставляют баллы в таблицу

Слайд 20



Слайд 21



4.4.Продолжение изучения новой темы:

Транспортный налог

3-4 мин.

Согласно Налоговому кодексу, налогоплательщиками транспортного налога признаются все лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, налог уплачивается в региональный бюджет. Объектами транспортного налога являются: автомобили; мотоциклы; автобусы; яхты; катера; и т.д зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Не являются: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами; тракторы, специальные автомашины, зарегистрированные на с.х товаропроизводителей; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) и другие.

Налоговые ставки устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ в зависимости от: мощности двигателя за единицу транспортного средства.



Производят записи в опорные конспекты




Слайд 22



Слайд 23



Закрепление изученного материала



Преподаватель предлагает обучающимся решить задачу

Пользуясь записями в опорных конспектах решить задачу, правильность решения сверим с ответом на слайде.

Обучающиеся решают задачу

170 л.с. х 32,40 руб = 5508 руб

5508 руб : 12 м = 459 руб

459 руб х 8 м = 3672 руб

Ответ: Сумма транспортного налога составит 3672 рубля.
Проверяют правильность решения, выставляют баллы в таблицу

Слайд 24



Слайд 25






Также существует скрытое налогообложение, т.е налоги включены в стоимость товаров, это: НДС; акцизы .




Слайд 26



4.5.Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов

Рефлексия

4-5 мин.

3-4 мин.

Давайте проверим, насколько сегодняшний материал вам понятен. Для это самостоятельно ответьте на вопросы теста. (раздаю тест)

В течении занятия вы в таблицу «самооценка» заносили заработанные баллы, сейчас проставьте полученные баллы за тест и подсчитайте итоговое количество полученных баллов, это и будет Ваша оценка за сегодняшнее занятие.


Отвечают на вопросы теста

Проверяют тест

Заносят баллы в таблицу, подсчитывают итоги, выводя оценку за урок


Слайд 27



Слайд 28



6. Домашнее задание

1-2 мин.

Если вам интересно, то вы дома можете самостоятельно рассчитать рассмотренные сегодня налоги. Практически каждая семья имеет автомобиль, квартиру или дом на земле, следовательно можно рассчитать налоги, это и будет ваше домашнее задание. Наше занятие подошло к концу, и я хочу поблагодарить всех Вас за урок, доброжелательную обстановку на уроке. Мне было очень приятно с Вами работать. И хочу Вас попросить при выходе из кабинета, «СМАЙЛИКИ» с которыми Вы работали опустить в конверты:

красного цвета- если понравилось занятие;

голубого цвета- если понравилось, но не все моменты;

зеленного цвета- если не понравилось.

Фиксируют задание



Слайд 29



7. Зключение

1-2 мин.

Всем Большое СПАСИБО! Урок окончен. До свидание.




Слайд 30