Файл: Российский университет дружбы народов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

(РУДН)

ИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ

Направление 13.03.03 «Энергетическое машиностроение»

Эссе по философии

Выполнил: студент 2 курса

Группы ИЭМбд-01-21

Дайтиев Альберт

Студ. номер: 1032216200

Проверила: Хан Екатерина

Иннокентьевна

Москва 2022

«Тетрафармакон» Эпикура или «апатия» стоиков?

Если задаться вопросом что общего в этих двух направлениях философии, то конечно сразу думаешь о счастье, а именно о способах его достижения относительно парадигмы того и иного течения. Эпикуреизм предлагает для этого Тетрафармакон - четыре принципа эпикурейской философии, придерживаясь которых человек обретает счастье. Стоицизм же для решения этой же проблемы выдвигает свое решение, а именно Апатию.

Принимая утверждения Эпикура за правду и придерживаясь их, мы приходим к выводу что человек несчастлив из-за собственных страхов. Такие страхи как страх перед богом и страх смерти заставляют человека постоянно быть в угнетении и чувствовать собственную немощность. Эпикур говорит на этот счет: «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»1. А что касается богов Эпикур утверждал, что они живут в неком пространстве между мирами и им нет дела до людей и их проблем. Другие два утверждения, которые мешают человеку быть счастливым гласят: «Благо легко достижимо» и «Зло легко переносимо». Согласно первому он делил все желания на естественные и необходимые, естественные и не необходимые, и не естественные, и не необходимые. И поистине счастливым сможет стать лишь тот человек, который отказался от двух последних. Отношение ко злу у Эпикура довольно своеобразное, он говорит то, что нам нужно относится ко злу как к чему-то безразличному, ведь именно из-за зла, которое совершают другие люди у нас и рождаются негативные эмоции и к тому же мы еще и любим все это накручивать.


А что, если послушать Зенона и других стоиков с их взглядами на счастье. Они утверждают, что счастье достигается по средствам апатии «невозмутимости» обозначающее отрешение от всех страстей, освобождение от чувства страха и проблем окружающей действительности. В их учении были 4 аффекта от которых каждый должен был избавиться: печаль, удовольствие, хотение и страх. Но наряду с этим им следовало так же приобрести некоторые добродетели, такие как: практическая мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Счастье по мнению стоиков и заключалось в невозмутимости по отношению к судьбе. «Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности» говорит Марк Аврелий. Но не стоит приписывать стоиков к людям, которые постоянно только терпят. Их философия учит их не замариваться по пустякам и думать о том, что действительно важно. И именно это чувство, что ты занимаешься тем, что для тебя важно оно то и приносит счастье. А тот, кто не может придерживаться этих довольно жестких правил стоицизма, конечно, будет искать счастье в других местах, развлечениях в роскоши и постоянной гонке за чем-то недостижимым. Стоики - люди, которые «уже прошли эту игру» и знают где скрывается настоящее счастье.

И если попытаться как-то связать эти два направления, то можно увидеть то, что они очень похожи. У стоиков и Эпикуристов довольно схожее видение счастья, они оба подразумевают отказ от своих желаний, оба призывают к освобождению от страха, и очень схожие взгляды на смерть. И на мой взгляд если взять двух людей просветить одного из них до глубины души идеями стоицизма, а из другого сделать верного последователя Эпикура то их образ жизни будет довольно схож.

Идеи стоиков и Эпикура как никогда актуальны в настоящее время. Если задуматься мы все постоянно гонимся за этим самым счастьем пытаемся его купить, пытаемся найти это счастье в близком человеке, найти его в развлечениях, но нигде его нет. И не удивительно ведь как только вы допустим увидите у друга новый айфон то у вас сразу же появится мысль о необходимости его приобретения, если кто-то добьется успеха в бизнесе, то вы непременно будете считать себя обделённым и желать этого. Это если пойти со стороны удовольствий, если взглянуть на наши страхи, то мы боимся очень много что на нас никак не влияет, мы боимся не оправдать чьи-то ожидания, боимся быть хуже кого то, боимся одиночества, боимся не добиться своих целей. Но на самом деле все это не так уж и страшно. Наши принципы противоречат принципам, по которым жили стоики и эпикурейцы. Нам следует извлечь из их учения много выводов для себя.



Источники

  1. Письмо к Менекею 209 стр.

  2. https://theoryandpractice.ru/posts/10191-stoitsizm

  3. https://levelvan.ru/pcontent/epicurism-6/principy




1 Письмо к Менекею 209 стр.