Файл: Возникновение революции. Расстановка социальнополитических сил.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особое место в документе отведено трактовке народного суверенитета, «единого, неделимого, не погашаемого давностью и неотчуждаемого» (ст. 25). Немедленной смерти, согласно Декларации 1793г., должен был придаваться каждый, кто присваивал себе принадлежащий народу суверенитет (ст. 27).
Способы воплощения идеи народного суверенитета в положениях Конституции 1793 г., которые касались структуры и функций органов государственной власти, студент может выявить на основе анализа ст. 7, 10 и др. Особое внимание следует обратить на то, как якобинцы предлагали выявлять «волю всего народа» при принятии законов. Это явствует из анализа крайне сложных и даже неосуществимых в условиях того времени статей Конституции «Об образовании закона» (ст. 56-59).
Недостатки принятой в спешке («чтобы успокоить испуганных собственников» (Сент-Жюст) Конституции 1793 г. в утверждении форм демократической республики проявились прежде всего в том, что в ней не был затронут ряд острых проблем того времени, например, разграничение полномочий центральных и местных органов власти и пр. Они усугублялись отказом от общедемократического принципа разделения властей, с предписаниями о концентрации всей власти в руках Национального конвента, при полной зависимости от него Исполнительного совета (ст. 65—77), о возможности направлять вооруженные силы на поддержку «внутреннего порядка и мира» (ст. 112) и др.
Борьба против феодальной и буржуазной контрреволюции и против внешнего врага сплачивала те силы, которые шли за якобинцами. Но когда произошел перелом на внешних фронтах, а внутри страны мятежники потерпели поражение, в лагере французской буржуазной революции усилились внутренние противоречия и в среде самих якобинцев начались раздоры.
Буржуазия во время революции не может сплотить вокруг себя на сколько-нибудь длительный период миллионы трудящихся и эксплуатируемых масс, так как она заменяет цепи феодализма цепями капитализма. В этом - основная причина крушения якобинской диктатуры.
Беднота города и деревни настойчиво требовала коренного улучшения своего положения, «свободы, равенства и братства», а при якобинцах господство феодалов-помещиков заменилось господством буржуазии, гнетом капиталистов. «Новые господа,- заявлял Шометт деятелей Коммуны Парижа, - не менее ужасные, не менее жадные, поднялись на развалинах феодализма. Они захватили собственность, принадлежавшую их старым господам, и продолжают двигаться по пути преступлений».
Революция во Франции много дала народным массам. Были уничтожены королевская власть и произвол королевских чиновников. Были отменены сословия, уничтожены феодальные повинности, конфискованы и пущены в продажу часть земель дворян и все земли церкви. Но имущественное неравенство сохранялось. Гнет буржуазии над рабочими и крестьянами оставался. Народные массы требовали коренного улучшения положения крестьян, городской бедноты, рабочих.
Часть якобинцев, левые якобинцы, во главе с Шомет-том и Эбером, продолжавшие в общем линию «бешеных», требовали вместе с трудящимися массами усилить борьбу против контрреволюции, разделить все имущество контрреволюционеров между беднотой, реквизировать хлеб у богатеев в деревне и направить его в города, усилить террор против спекулянтов, контрреволюционеров.
Правые же якобинцы, во главе с Дантоном, выражали требования буржуазии: они хотели отменить всякие твердые цены на продукты и прекратить революционный террор против спекулянтов и контрреволюционеров.
Якобинцы - сторонники Робеспьера арестовали и казнили вожаков левых якобинцев, во главе с Эбером, и правых, во главе с Дантоном. Но при этом якобинцы, стоявшие у власти, все больше склонялись к правым. Особенно подорвала влияние Робеспьера и его сторонников в массах расправа с эбертистами. Оставив в силе закон 1791 г., которым запрещал стачки, якобинцы поддержали капиталистов-предпринимателей. Проведя закон об обязательной работе бедняков деревни у богатеев, якобинцы оттолкнули от себя деревенскую бедноту. Таким образом, якобинцы лишились поддержки бедноты города и деревни.
Теряя поддержку народных масс, Робеспьер и другие якобинцы оказались перед опасностью контрреволюционного переворота со стороны той части буржуазии, которая яростно боролась против максимума и ненавидела якобинцев. Как раз в этот период возникло много новых предприятий, развилась спекуляция.
Контрреволюционный переворот 9 термидора II года республики (27 июля 1794 г.).
В термидоре (июле) 1794 г. в среде буржуазного «болота» и части якобинцев созрел заговор против Робеспьера и его сторонников. Робеспьер был арестован. Это было 9 термидора II года от провозглашения республики - по новому календарю, принятому во время революции. На следующее утро объявленным вне закона Робеспьеру, Сен-Жюсту и их виднейшим сторонникам отрубили головы.
К власти пришли термидорианцы - контрреволюционная буржуазия, которая начала яростный террор против народных масс. Крестьянство не выступило в защиту якобинцев. Крестьяне уже добились уничтожения феодальных повинностей и частью получили землю. Контрреволюционная буржуазия, придя к власти, не встретила сопротивления крестьянства, и она использовала свою власть для угнетения как трудящихся города, так и крестьян.
Историческое значение Французской революции.
Французская революция оставила глубокий след в истории. Для народов Европы она служила и служит до сих пор точкой отсчета в движении по пути общественных преобразований. Именно со времени Французской революции возникло понимание того, что государство и общество могут быть изменены к лучшему не только «сверху», в результате мер, принимаемых по своему усмотрению правительствами, как это показал еще опыт просвещенного абсолютизма в Европе второй половины XVIII в., но и благодаря прямым энергичным действиям простых граждан «снизу». Вместе с тем Французская революция положила начало и затянувшемуся на два столетия спору о том, какой способ общественных преобразований лучше — мирные реформы «сверху» или революционное насилие «снизу». Революция, бесспорно, изменила Францию. Общество «старого порядка» навсегда осталось в прошлом. Сеньориальным повинностям, сословным и корпоративным привилегиям уже не суждено было возродиться. Новое административное деление страны на департаменты стерло границы между историческими провинциями — свидетелями средневековой раздробленности. Глубокий след революция оставила в нравах народа. В сознании людей новые политические и гражданские ценности потеснили старые религиозные и монархические. Представления о том, что народ является источником власти и что он вправе призвать к ответу свое правительство, глубоко проникли в народную психологию. Большое влияние оказала революция на развитие науки и культуры. Королевские научные учреждения были преобразованы. В 1795 г. возник Национальный институт наук и искусств, впоследствии названный Институтом Франции. В 1794 г. были основаны Политехническая школа, Нормальная школа и Консерватория искусств и ремесел, по сей день остающиеся крупнейшими центрами науки и высшего образования. Но как ни странно, революция не только не прервала, но в чем-то даже усилила преемственность между Францией «старого» и «нового» порядка. Это выразилось прежде всего в том, что революционные правительства в кратчайшие сроки осуществили заветную мечту французских монархов начиная с XVI—XVII вв. — административную централизацию государства. Причем наибольшей степени эта централизация достигла в период правления самых ярых противников монархии — монтаньях ров-«цареубийц». Это же правительство практически решило и центральную внешнеполитическую задачу королей из династии Бурбонов: благодаря победам республиканских армий в 1794—1795 гг., Франция обрела «естественную границу» на востоке — по реке Рейн и сделала решающий шаг к установлению своего господства в Европе.