Файл: экономики знаний шутова полина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятия
«экономики знаний»
ШУТОВА ПОЛИНА,
ГРУППА 3530902/90201

Термин «экономика знаний»
Термин «экономика, базирующаяся на знаниях», или «экономика знаний», был предложен в 1962 г. американским экономистом
Фрицем Махлупом, который обозначил им сектор экономики, ориентированный на производство знаний.

Экономика знаний - экономика,
которая создает, распространяет и
использует знания для ускорения
собственного роста и повышения
конкурентоспособности.
— ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДЛОЖЕННОЕ СПЕЦИА ЛИСТАМИ ВСЕМИРНОГО
БАНКА, КОТОРОЕ ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В СОВРЕМЕННОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Переход от традиционной экономики к экономике знаний

Основные функции знаний в экономике знаний

Основные направления государственной политики в области формирования и развития экономики, основанной на знаниях:
1. Институциональные условия экономического развития
2. Национальная инновационная система
3. Человеческие ресурсы
4. Информационные и коммуникационные технологии

Выделяют следующие четыре опоры
«Экономики знаний»:
1. Институциональная структура
2. Инновационная система
3. Образование и обучение
4. Информационная инфраструктура

Главная и
отличительная
черта новой
экономики

ускоренное развитие и использование нематериальных активов и нематериальной среды хозяйственной деятельности.
Мануэль Кастельс выделяет следующие пять отличительных черт новой экономики:
1) производительность все в большей степени зависит от использования достижений науки и техники
2) внимание производителей и потребителей смещается от материального производства в сторону информационной деятельности
3) глубокая трансформация организации производственного процесса
4) экономика становится все более глобальной
5) технологические изменения, в основе которых –
информационные технологии


Здесь следует обратить внимание на следующие обстоятельства и особенности:

дискретность знания как продукта

знания доступны всем без исключения

информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт

Предпосылки формирования «экономики знаний»:

Превращение знания в важнейший фактор производства

Увеличение доли сферы услуг

Опережающий рост знаниеемких услуг для бизнеса

Рост значения человеческого капитала

Развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий

Превращение инноваций в основной источник экономического роста

Методика измерения
«экономики знаний»

средний процент прироста ВВП (%);

индекс развития человеческого потенциала;

тарифные и нетарифные барьеры;

качество регулирования;

сила законов;

количество ученых, занятых в сфере НИОКР (млн человек);

статьи в научных журналах;

количество патентов США (млн человек);

грамотность взрослого населения (% от 15 лет и более);

включенность в среднее образование;

включенность в высшее образование;

телефонная плотность (число стационарных и моб. телф. на 1000 чел.);

компьютерная плотность (число компьютеров на 1000 чел.);

количество пользователей Интернетом на 10 000 человек населения
Разработанная Всемирным банком методика измерения
«экономики знаний» включает 76 показателей, приведенных
(нормализованных) для оценки в интервале от 0 до 10 по четырем основным направлениям для
121 страны.
Выделены 14 (из 76) базовых показателей оценки «экономики знаний»

Темп научно-технического процесса
Половина всей информации, которой пользуется человек в современном мире, получена за последние 15 лет.
Глобальный объем информации удваивается каждые 7 лет.
Сами по себе идеи ценны, но неизмеримо возросла скорость их материализации и внедрения.
Время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло для:

фотографии – 100 лет,

телефона – 50,

факса – 3 месяца

«Экономика знаний» представляет собой неразделимую триаду рынков:
рынка знаний, рынка услуг, рынка труда

Именно «экономика знаний» становится
мощным импульсом ускорения
технологического развития, повышения
наукоемкости и конкурентоспособности
продукции, способствует диверсификации
деятельности, помогает преодолению
депрессии и подъему производства в
отдельных странах и их регионах.
- ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ


Вопрос №1

Образование и обучение

Семья и быт

Семья и обучение
Выделяют следующие четыре опоры
«экономики знаний»: институциональная структура, инновационная система, информационная инфраструктура,…

Вопрос №1

Образование и обучение

Семья и быт

Семья и обучение
Выделяют следующие четыре опоры
«экономики знаний»: институциональная структура, инновационная система, информационная инфраструктура,…

Вопрос №2

Каждые 10 лет

Каждые 7 лет

Каждый год
Как часто удваивается глобальный объем информации?

Вопрос №2

Каждые 10 лет

Каждые 7 лет

Каждый год
Как часто удваивается глобальный объем информации?

Вопрос №3

5

6

4

3
Сколько неразделимых рынков представляет собой «экономика знаний»?

Вопрос №3

5

6

4

3
Сколько неразделимых рынков представляет собой «экономика знаний»?