ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятия
«экономики знаний»
ШУТОВА ПОЛИНА,
ГРУППА 3530902/90201
Термин «экономика знаний»
Термин «экономика, базирующаяся на знаниях», или «экономика знаний», был предложен в 1962 г. американским экономистом
Фрицем Махлупом, который обозначил им сектор экономики, ориентированный на производство знаний.
Экономика знаний - экономика,
которая создает, распространяет и
использует знания для ускорения
собственного роста и повышения
конкурентоспособности.
— ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДЛОЖЕННОЕ СПЕЦИА ЛИСТАМИ ВСЕМИРНОГО
БАНКА, КОТОРОЕ ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В СОВРЕМЕННОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
Переход от традиционной экономики к экономике знаний
Основные функции знаний в экономике знаний
Основные направления государственной политики в области формирования и развития экономики, основанной на знаниях:
1. Институциональные условия экономического развития
2. Национальная инновационная система
3. Человеческие ресурсы
4. Информационные и коммуникационные технологии
Выделяют следующие четыре опоры
«Экономики знаний»:
1. Институциональная структура
2. Инновационная система
3. Образование и обучение
4. Информационная инфраструктура
Главная и
отличительная
черта новой
экономики
–
ускоренное развитие и использование нематериальных активов и нематериальной среды хозяйственной деятельности.
Мануэль Кастельс выделяет следующие пять отличительных черт новой экономики:
1) производительность все в большей степени зависит от использования достижений науки и техники
2) внимание производителей и потребителей смещается от материального производства в сторону информационной деятельности
3) глубокая трансформация организации производственного процесса
4) экономика становится все более глобальной
5) технологические изменения, в основе которых –
информационные технологии
Здесь следует обратить внимание на следующие обстоятельства и особенности:
•
дискретность знания как продукта
•
знания доступны всем без исключения
•
информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт
Предпосылки формирования «экономики знаний»:
•
Превращение знания в важнейший фактор производства
•
Увеличение доли сферы услуг
•
Опережающий рост знаниеемких услуг для бизнеса
•
Рост значения человеческого капитала
•
Развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий
•
Превращение инноваций в основной источник экономического роста
Методика измерения
«экономики знаний»
•
средний процент прироста ВВП (%);
•
индекс развития человеческого потенциала;
•
тарифные и нетарифные барьеры;
•
качество регулирования;
•
сила законов;
•
количество ученых, занятых в сфере НИОКР (млн человек);
•
статьи в научных журналах;
•
количество патентов США (млн человек);
•
грамотность взрослого населения (% от 15 лет и более);
•
включенность в среднее образование;
•
включенность в высшее образование;
•
телефонная плотность (число стационарных и моб. телф. на 1000 чел.);
•
компьютерная плотность (число компьютеров на 1000 чел.);
•
количество пользователей Интернетом на 10 000 человек населения
Разработанная Всемирным банком методика измерения
«экономики знаний» включает 76 показателей, приведенных
(нормализованных) для оценки в интервале от 0 до 10 по четырем основным направлениям для
121 страны.
Выделены 14 (из 76) базовых показателей оценки «экономики знаний»
Темп научно-технического процесса
Половина всей информации, которой пользуется человек в современном мире, получена за последние 15 лет.
Глобальный объем информации удваивается каждые 7 лет.
Сами по себе идеи ценны, но неизмеримо возросла скорость их материализации и внедрения.
Время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло для:
•
фотографии – 100 лет,
•
телефона – 50,
•
факса – 3 месяца
«Экономика знаний» представляет собой неразделимую триаду рынков:
рынка знаний, рынка услуг, рынка труда
Именно «экономика знаний» становится
мощным импульсом ускорения
технологического развития, повышения
наукоемкости и конкурентоспособности
продукции, способствует диверсификации
деятельности, помогает преодолению
депрессии и подъему производства в
отдельных странах и их регионах.
- ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ
Вопрос №1
•
Образование и обучение
•
Семья и быт
•
Семья и обучение
Выделяют следующие четыре опоры
«экономики знаний»: институциональная структура, инновационная система, информационная инфраструктура,…
Вопрос №1
•
Образование и обучение
•
Семья и быт
•
Семья и обучение
Выделяют следующие четыре опоры
«экономики знаний»: институциональная структура, инновационная система, информационная инфраструктура,…
Вопрос №2
•
Каждые 10 лет
•
Каждые 7 лет
•
Каждый год
Как часто удваивается глобальный объем информации?
Вопрос №2
•
Каждые 10 лет
•
Каждые 7 лет
•
Каждый год
Как часто удваивается глобальный объем информации?
Вопрос №3
•
5
•
6
•
4
•
3
Сколько неразделимых рынков представляет собой «экономика знаний»?
Вопрос №3
•
5
•
6
•
4
•
3
Сколько неразделимых рынков представляет собой «экономика знаний»?