Файл: Конспект по теме Особенности менеджмента в индустрии гостеприимства по следующим вопросам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Группа ГД 314 | Специальность 43.02.14 Гостиничное дело |
ОП. 01 Менеджмент и управление персоналом в гостиничном сервисе | |
Преподаватель: Денисова Наталья Александровна | E-mail: d-natali2010@mail.ru, ВКонтакте: https://vk.com/id287395417 |
Дата выдачи задания | Срок выполнения |
26.03.2020 г. | 30.03.2020 г. |
Задание 1. Подготовить опорный конспект по теме «Особенности менеджмента в индустрии гостеприимства» по следующим вопросам:
1. Понятие менеджмента.
2. Менеджмент: вид деятельности.
3. Профиль новаторского менеджмента.
4. Деятельность и мастерство менеджера.
5. Типы и роли менеджеров.
Теоретические материалы
Примечание: Для выполнения задания можно также использовать дополнительные материалы учебного пособия: Менеджмент: курс лекций: пособие [Электронный ресурс] / Е.И. Моисеева. – Кемерово: КГТУ им. Т.Ф. Горбачева, 2019. – 117 с. ЭБС ЛАНЬ - Ссылка - https://e.lanbook.com/reader/book/133885/#3.
Понятие менеджмента: вид деятельности
Понятие менеджмента
Термин management в значении “управление коммерческими делами”; “способ, манера обращения с людьми”; “власть и искусство управления”; “особый род умения” и “навыки администрирования” стал использоваться во второй половине XVII века.
Термин «менеджмент» имеет смешанные корни:
латинское manus – рука, власть и сфера полномочий;
итальянское manneggiare – управления собственностью;
французское manegerie – управление предприятием;
английские manage, manager, management первоначально имели отношение к управлению лошадьми, искусству верховой езды. А слово «менеджер» понималось как искусный наездник, человек, способный укротить дикую лошадь.
За последние три столетия многое изменилось. Понятие «современный менеджмент», сегодня представляет собой, по сути, явление XX - начала XXI вв. Пришло время, когда отношения между людьми стремительно изменились.
Меняются и взаимоотношения менеджера, воздействующего на исполнителя и исполнителя, испытывающего воздействие в процессе достижения целей и выполнения задач. Поэтому, мы вправе говорить о том, что в настоящее время менеджмент развивается как противоречивое единство двух сторон: менеджера (управляющего) и исполнителя (управляемого). Менеджер отличается определенной моделью поведения, применяет различные методы и инструменты воздействия на исполнителя для достижения целей и выполнения задач. Исполнитель имеет свою модель поведения, отличается собственными качествами, которые в различной степени могут ему помогать или препятствовать в достижении цели и выполнении поставленных задач.
В результате, взаимоотношения менеджера и исполнителя, наиболее вероятно, могут развиваться по одному из двух направлений:
Первое: у сторон есть взаимное понимание и обоюдное стремление к достижению цели и выполнению задач. Менеджер ставит цели и задачи, сроки исполнения, обеспечивает исполнителя ресурсами. Исполнитель выражает готовность активно выполнить поставленные задачи в назначенный срок используя выделенные ресурсы. Эта ситуация для выполнения задач потребует минимума обоюдных усилий, а цели, вероятнее всего, будут достигнуты не позднее установленного срока.
Второе: у сторон нет взаимного понимания. В этом случае ситуация может развиваться иначе. Для достижения целей и выполнения задач сторонам могут потребоваться новые усилия. Менеджеру, возможно, необходимо будет затратить дополнительное время и эмоции, или привлечь какое-либо число сотрудников и дополнительные расходы для движения по обозначенному им пути. Исполнителю предстоит борьба с собственным эго: вступить в конфликт с менеджером, доказывая наличие альтернативного пути, отказаться от сопротивления и следовать указаниям менеджера, или сменить место работы.
Взаимоотношения менеджера и исполнителя развиваются, испытывая мощное “давление” результатов информационной революции, к которой привело широкое применение цифровых технологий, сети Internet, облачных вычислений, больших данных и т.д. Информационные технологии становятся в настоящее время важнейшим фактором изменений в менеджменте. Под влиянием информационных технологий меняется характер поведения как менеджеров, так и исполнителей; растут скорость подготовки и принятия решений, оборачиваемость ресурсов, интенсивность производства, динамика продаж, требования потребителя к качеству продукта и сервиса. Массовое использование различных вычислительных устройств и сети Internet как менеджерами, так и исполнителями, создали условия для получения информации, которая стала источником новых конкурентных преимуществ для предпринимательских организаций. Эти события повышают актуальность исследования трендов развития современного менеджмента, испытывающего растущее влияние информационной революции и, соответственно, возрастает необходимость показать растущее влияние информационных технологий на повышение эффективности управления организациями будущего.
Представление о менеджменте как системе взаимоотношений менеджера и исполнителя, ведет к целесообразности разделения терминов «менеджмент» в «управление».
Понятие «управление» характеризует различные виды процессов воздействия субъекта на объект, происходящих в природе, науке, технике, экономике, обществе и повседневных делах каждого человека. Термин «управление» имеет глубокие корни и варианты самых различных толкований, которые означают не только всевозможную деятельность, но и названия различных систем, административных и структурных органов, осуществляющих функции управления, и т. д. Несмотря на то, что «управление» является привычным термином для русскоговорящего населения, а английское слово «менеджмент» широко стало использоваться в российской практике сравнительно недавно, в отечественной науке эти термины, чаще всего, рассматриваются как идентичные и взаимозаменяемые.
Однако, на наш взгляд, понятие «менеджмент» имеет более узкую, специфическую сферу применения и рассматривается как наука и особый вид профессиональной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования людей в группах и организациях, взаимоотношений менеджера и исполнителей.
Понятие «управление», так же как понятие «менеджмент» имеет несколько значений, но большинство из них касается организации управленческой деятельности коммерческих и некоммерческих образований, где это понятие полнее и конкретнее отражает содержание работы должностных лиц, выполняющих функции руководителя (менеджера). В сфере хозяйствования использование понятия «менеджмент» не всегда удачно согласуется с общепринятым определением управленческих процессов, а в некоторых случаях искажается их смысловое значение.
Итак, то, что фактически рассматривается в качестве менеджмента, в разных культурах может иметь более узкие или широкие границы в зависимости от научных, профессиональных или иных местных особенностей.
Менеджмент: вид деятельности
Менеджмент – вид профессиональной деятельности, направленной на эффективное и рациональное достижение целей организации посредством выполнения функций планирования, организации, мотивации и контроля над использованием организационных ресурсов (рис.1). Определение включает ключевые идеи: функции, цели и ресурсы организации.
Деятельность менеджера – применение средств воздействия на исполнителей ради достижения цели организации, которой он руководит.
Для этого менеджеру необходимо:
спланировать работу;
расставить персонал и координировать его действия;
принимать наилучшие управленческие решения;
активизировать и стимулировать деятельность персонала;
осуществлять контроль и учет выполненной работы;
анализировать полученные результаты;
разрабатывать и реализовывать меры по развитию.
Предметом деятельности менеджера являются:
структура организаций;
внешняя и внутренняя среда организаций;
деловые коммуникации;
методы менеджмента;
выработка управленческих решений;
динамика групп, власть и лидерство;
управление персоналом;
конфликты н их разрешение;
этика менеджмента;
эффективность управления организацией и т.д.
Цель менеджера – выполнение показателей формального плана по удовлетворению запросов людей в потребительских благах и услугах, которые производятся организацией.
Метод достижения цели – оптимальное сочетание административных и экономических рычагов управления с учетом действия внешних угроз и возможностей, сильных и слабых сторон организации.
Менеджер – руководитель, прошедший процедуры профессионального отбора и специальной подготовки в области управления организацией, способный к достижению поставленных собственником целей и задач, соответствующих уставу организации (Рис. 2).
Деятельность менеджера отличается характерными чертами:
организация и управление людьми, занятыми в процессах производства различных видов продуктов;
использование в работе административных и экономических методов управления. Административно культивировать подчинение, а экономически – пробуждать интересы работающих, мотивировать трудовую деятельность, стимулировать производительный труд и рациональное распределение ресурсов;
внедрение инноваций (новых технологий, оборудования, товаров и услуг), для достижения долгосрочного успеха организации;
видение перспектив развития организации;
умение стратегически мыслить и разумно рисковать;
умение принимать решения и брать ответственность на себя.
Менеджеры не случайно должны обладать перечисленными чертами. На менеджера возлагается ответственность за деятельность организации. Именно менеджеры отвечают за результаты использования ресурсов, которыми наделена организации для достижения целей, поставленных ее учредителями.
Для подчинения всей совокупности процессов и действий членов организации единой цели менеджеры создают организационную структуру.
Подчинение цели означает, что организация должна получать результат:
прибыль;
увеличение доходов участников организации;
удовлетворение социальных потребностей и т.п.
Обязанность менеджера, таким образом, заключается в эффективном и рациональном использовании ресурсов для достижения целей организации.
Эффективность организации - это степень ее приближения к поставленной цели, которая показывает, насколько организация может выполнять свои функции, т. е. предоставить потребителям необходимые им товары и услуги.
Рациональность действий менеджеров - оценка количества ресурсов, потребовавшихся для достижения целей организации (сырье, материалы, денежные средства и сотрудники, задействованные в производстве данного объема продукции или получении определенного результата). По сути, имеется в виду объем ресурсов, необходимый для производства товара или услуги. Рациональность может быть рассчитана как количество ресурсов, использованных для производства товара или услуги.
Менеджеры должны создавать условия для рациональной и эффективной работы организации. Деятельность менеджеров заключается в нахождении и применении способов повышения рациональности, при одновременном стремлении и к достижению целей компании по качеству обслуживания и удовлетворенности потребителей конечного продукта. То есть, - главная обязанность менеджеров состоит в обеспечении высокой результативности работы, выраженной в степени достижения целей организации при эффективном и рациональном использовании имеющихся ресурсов.
Профиль новаторского менеджмента
Предпосылки новаторского менеджмента. Технологические, технические, экономические, социальные изменения, свойственные современному миру, обретают глобальный характер и имеют далеко идущие последствия для менеджеров и организаций, которые они возглавляют. В условиях, когда изменения являются скорее нормой, чем исключением, менеджерам надо находить инновационные способы решения проблем, с которыми встречаются руководители организаций в процессе деятельности. В результате, спектр классических способностей и навыков, традиционно свойственных менеджерам, дополняется новыми компетенциями, необходимыми для эффективного управления.