Файл: Заполните карту анализа конфликта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ конфликтных ситуаций по модели Ш. Фейр и Х. Корнелиус

Вспомните и проанализируйте конфликтную ситуацию из своей жизни или окружающих людей.

Заполните карту анализа конфликта:




Кто Друг1

Потребности Доказать свою правоту

Опасения Ссора, обида, недопонимание

Кто Друг2

Потребности Доказать свою правоту

Опасения Ссора, обида, недопонимание




Кто Друг4

Потребности Доказать свою правоту

Опасения заполняется студентом

ПРОБЛЕМА Различия мнений Между друзьями (возможно дополнить рисунком)


Кто Друг3

Потребности Доказать свою правоту

Опасения Ссора, обида, недопонимание

Кто заполняется студентом

Потребности заполняется студентом

Опасения заполняется студентом

Кто заполняется студентом

Потребности заполняется студентом

Опасения заполняется студентом




Кто заполняется студентом

Потребности заполняется студентом

Опасения заполняется студентом

Кто заполняется студентом

Потребности заполняется студентом

Опасения заполняется студентом




Проблема обычно записывается кратко в виде противоречия в центре карты, которая делится на столько частей, столько сторон участвует в конфликте.

У каждого субъекта (актуального участника конфликта) мы выясняем:

1) потребности и интересы, чтобы в дальнейшем их сопоставить и найти точки соприкосновения оппонентов, то есть общий интерес;

2) опасения, чтобы их развеять. Снятие опасений снизит степень напряженности конфликта и обеспечит возможность честного, открытого и конструктивного диалога.

Ценность картографического анализа в том, что он позволяет упорядочить, систематизировать все элементы конфликта (проблему, позиции субъектов, условия, образы, интересы, потребности, опасения, исходы и другое). Составление карты состоит из трех этапов:


Этап I. Ответить на вопрос «В чем проблема?»

1. Опишите проблему в общих чертах (шаг первый).

2. Сформулируйте ее в виде противоречия (шаг второй).

3. Выразите проблему одной общей фразой и запишите ее в карту (шаг третий, заключительный).

Этап II. Определить, кто вовлечен?

1. Решите, кто является главными сторонами конфликта.

2. Уточните, что они собой представляют (индивиды и группы);

3. Обдумайте, какими чертами, свойствами, качествами обладают участники? Какие роли играют? Какой ранг и статус имеют? Какое положение они занимают?

Этап III. Выяснить, каковы подлинные потребности сторон?

1. Перечислите потребности каждого из главных участников, связанные с проблемой. Четко сформулируйте их и проранжируйте по значимости.

2. Установите, каковы их опасения. Отображение опасений на карте означает их признание.

3. Выясните мотивацию, стоящую за позицией участников в данном вопросе.

4. Установите законные нужды, скрываемые за ширмой требований.

Картография конфликта становится более эффективной, если предложить каждому актуальному участнику конфликта самостоятельно заполнить свою карту, а потом карты оппонентов сравнить.

Ш. Фейр и Х. Корнелиус дают следующие рекомендации по чтению карты.

1. Ищите новую информацию и новое понимание исходной ситуации.

2. Ищите общую «точку опоры» – общие потребности, интересы.

3. Ищите общую точку зрения и поддерживайте общие ценности или идеи, разделяемые всеми участниками.

4. Совмещайте различные ценности и перспективы. Выясните, какие их них могут стать частью общих взглядов (поскольку они важны для одной из сторон)?

5. Ищите скрытые устремления, такие как индивидуальные блага, получаемые одной стороной при определенных вариантах решений. Очень часто это может быть всего лишь стремление спасти свою репутацию или престиж. Выведите их как дополнительные нужды и опасения на карте.

6. Ищите наиболее трудные участки, требующие неотложного внимания.

7. Ищите наметки. Чего вы не знали раньше, что требует более подробного рассмотрения теперь.

8. Ищите и стимулируйте предпосылки выигрыша для всех. Опознайте элементы, важные для какой-то стороны, особенно если ваша уступка в этом плане не связана с большими жертвами.

9. Ищите основу для взаимного выигрыша всех сторон.

Предлагайте решения, включающие в себя элементы выигрыша для всех.



Пример карты конфликта



Задание для обучающегося: заполнить карту конкретной конфликтной ситуации (формулируется обучающимся самостоятельно), после анализа предложить пути разрешения конфликта по стратегиям поведения (Модель Томас-Киллмена):

Ситауция: Недопонимания у членов компании

Предлагемые стратегии разрешения конфликта:

соперничество: Друг который более агрессивный будет более успешно отстаивать свою точку зрения

сотрудничество: Если у кого то в компании есть проблема или есть одна общая, то её решают с помощью общего обсуждения

компромисс: Каждый идёт на какие то уступки и находит компромисс

избегание: Кто может не афишировать свою проблему, дабы избежать ссор и недопонимания

приспособление: Всё таки возраст даёт власть, поэтому уважать надо старшего и придерживаться его мнения

Наиболее эффективной я считаю компромисс, ведь таким способом можно избежать ссор, придти к общему решению

Выполненную работу прикрепляете в личном кабинете как ответ на задание