Файл: Исследовательская работа по теме Внешняя политика Екатерины ii кирпичики величия России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Петербурге мысль о разделе Польши понравилась. 25 июля 1772 года последовало соглашение трех держав-дольщиц, по которому Австрия получала всю Галицию, Пруссия — западную Пруссию, а Россия — Белоруссию. Уладивши за счет Польши противоречия с европейскими соседями, Екатерина могла приступить к турецким переговорам. В начале 1772 года при посредстве австрийцев договорились начать в июне мирный конгресс с турками в Фокшанах. Орлов, ведший переговоры, встретил в Фокшанах непреодолимые препятствия к заключению мира. Турки не желали признать независимость татар. 18 августа Орлов прервал переговоры и отбыл в Яссы, в штаб-квартиру русской армии. 1773 и 1774 годы выдались для Екатерины беспокойными: поляки продолжали сопротивляться, турки не желали заключать мир. Изматывающая государственный бюджет война продолжалась. Мирный договор удалось заключить новому фавориту Екатерины - Григорию Потемкину. 10 июля 1774 года переговоры с Турцией завершились подписанием Кючук-Кайнарджийского мирного договора, согласно которому:

  • признавалась независимость татар и Крымского ханства от Османской империи;

  • Керчь и Еникале в Крыму отходят России;

  • России отходит замок Кинбурн и степь между Днепром и Бугом, Азов, Большая и Малая Кабарда;

  • свободное мореплавание торговых судов Российской империи через проливы Босфор и Дарданеллы;

  • Молдова и Валахия получили право на автономию и перешли под российское покровительство;

  • Российская империя получила право построить в Константинополе христианскую церковь, а турецкие власти обязались обеспечить ей защиту

  • Запрет на притеснение православных в Закавказье, на взымание дани людьми с Грузии и Мингрелии.

  • 4,5 миллионов рублей контрибуции.

Радость императрицы была велика — на такой выгодный мир никто не рассчитывал. Екатерина II настояла на независимости Крыма от Турции лишь для того, чтобы сделать его зависимым от России. Вскоре в Крыму был посажен править ставленник России, некоторые попытки восстания против российского доминирования в регионе были подавлены и, наконец, в 1783 г. манифестом императрицы Крым был фактически и юридически присоединен к России.[3]

В том же 1783 году, на волне этих побед, под протекторат России добровольно вошла и Грузия (Картли-Кахетия). Протекторат был юридически закреплен Георгиевским трактатом 1783 г. России необходимо было расширять свое влияние на Кавказе (в том числе в противовес Турции), а Грузии, которая только недавно начала активно развиваться, была нужна защита от агрессивных соседей – Турции и Персии. В 1796 г. России действительно пришлось защищать Грузию от Персии: в недолгой русско-персидской войне 1796 г. Российская империя одержала свою очередную разгромную победу, укрепив собственное положение в регионе. В 1787 году Екатерина совершила одно из своих самых длительных и известных путешествий — она отправилась в Крым. Не успела Екатерина возвратиться в Петербург, как грянула весть о разрыве отношений с Турцией и об аресте русского посла в Стамбуле: началась вторая Турецкая война. В довершение неприятностей, повторилась ситуация 60-х годов) когда одна война потянула за собой другую.

В русско-турецкой войне 1787-1791 гг. турки попытались взять реванш и вернуть утраченное в войне 1768-1774 гг., но потерпели сокрушительное поражение. В еще большей степени, чем в предыдущей войне, раскрылся здесь военный талант А.В. Суворова. Наиболее яркими событиями войны стали блестящие победы России в Кинбурнской битве 1787 г., сражении при реке Рымник и у г. Фокшаны 1789 г., взятие крепостей Очаков в 1788 г. Непревзойденной была при Екатерине II и сила российского флота, который благодаря военному гению адмиралов М.И. Войновича и Ф.Ф. Ушакова теснил турок в морских сражениях у Фидониси в 1788 г., в Керченском проливе в 1790 г., у мыса Тендра в 1790 г. и, конечно же, у мыса Калиакрия в 1791 г.

Война с Турцией продолжалась. В 1790 году Суворов взял Измаил, а Потемкин — Вендоры. После этого Порте не оставалось ничего, как уступить. В декабре 1791 года в Яссах был заключен мир. Россия получила междуречье Днестра и Буга, где вскоре построена была Одесса; Крым был признан ее владением.[4]

Потемкин немного не дожил до этого радостного дня. Он скончался 5 октября 1791 года по дороге из Ясс в Николаев

По итогам войны в 1791 г. был подписан Ясский мирный договор, закреплявший присоединение Крыма к России и все завоевания Российской империи в обеих войнах. Границы России были еще более расширены, укреплены позиции страны в Северном Причерноморье, на Кавказе и Балканах. Возрос авторитет России на международной арене.

2.2.2. Русско-шведская война 1788-1790 гг.
Швеция на протяжении всего XVIII века стремилась взять реванш за поражение в Северной войне (1700-1721 гг.). Одна из таких попыток была предпринята при Елизавете Петровне, но та русско-шведская война 1741-1743 гг. была снова выиграна Россией. В конце XVIII века шведы решили воспользоваться тем, что Россия занята войной с Турцией и в 1788 г. развязали очередную русско-шведскую войну. Швеция была поддержана, к тому же, Пруссией, Англией и Голландией.

Война началась в сложный для России момент. Едва собрали силы для отпора на юге, как стало известно, что король шведский Густав III намерен напасть на беззащитный Петербург. Король явился в Финляндию и отправил вице-канцлеру Остерману требование вернуть Швеции все земли, уступленные по Ништадтскому и Абовскому мирам, а Порте возвратить Крым.[12]

Потемкин был занят на юге, и все тяготы войны целиком легли на плечи Екатерины. Она входила лично во все. дела по управлению морским ведомством, приказала, например, выстроить несколько новых казарм и госпиталей, исправить и привести в порядок Ревельский порт.



Через несколько лет она вспоминала об этой эпохе в письме к Гримму: «Есть Причина, почему, казалось, что я все так хорошо делала в это время: я была тогда одна, почти без помощников, и, боясь упустить что-нибудь по незнанию или забывчивости, проявила деятельность, на которую меня никто не считал способной; я вмешивалась в невероятные подробности до такой степени, что превратилась даже в интенданта армии, но, по признанию всех, никогда солдат не кормили лучше в стране, где нельзя было достать никакого провианта…»[14]
Не успев вступить на территорию России, шведская армия была остановлена и после нескольких сражений разгромлена. Особенно ярким и крупным стало победное для России Выборгское сражение 1790 г., в котором вновь проявилось превосходство российского флота над шведским.

Были, конечно, в этой войне и победы у шведов, например, в Роченсальмском сражении 1790 г. Но на исход всей войны это не повлияло: в 1790 г. был подписан Верельский мирный договор, сохранявший довоенное положение. Россия вновь подтвердила свои права на все завоевания Петра Великого.

Шведское направление оставалось актуальным для российской внешней политики и в первой четверти 19 века. Александру I удалось не только прекратить попытки реванша, но и включить в состав Российской империи Финляндию, являвшуюся экономически выгодной частью Швеции. С этого момента и по наше время Швеция не является отдельным направлением внешней политики, а включается в общеевропейскую программу.
2.2.3. Разделы Речи Посполитой
Начиная с 16 века Речь Посполитая представляла собой федерацию Польши и Литвы. Помимо обычных для данного региона геополитических противоречий и интересов, Речь Посполитая привлекала к себе пристальное внимание европейских монархов притеснением некатолического населения – православных и протестантов.  Во внешней политике было положено начало созданию так называемой Северной системы, которая состояла в том, чтобы северные некатолические государства: Россия, Пруссия, Англия, Швеция, Дания и Саксония, плюс католическая Польша, объединились против Австрии и Франции. Первым шагом к реализации проекта считали заключение договора с Пруссией. К договору прикладывались секретные статьи, по которым оба союзника обязывались действовать заодно в Швеции и Польше, чтобы не допустить их усиления.[8]


Течение дел в Польше особенно заботило Екатерину и Фридриха. Они договорились воспрепятствовать переменам в польской конституции, предупреждать и уничтожать все намерения, которые могли бы этому клониться, прибегая даже к оружию. В отдельной статье союзники договорились покровительствовать польским диссидентам (то есть некатолическому меньшинству — православным и протестантам) и уговаривать польского короля уравнять их в правах с католиками.

Прежний король Август III умер еще в 1763 году. Фридрих и Екатерина задались сложной задачей посадить на польский престол своего ставленника. Императрице хотелось, чтобы это был ее прежний фаворит граф Понятовский. Добиваясь этого, она не остановилась ни перед подкупом депутатов сейма, ни перед введением русских войск в Польшу.

Вся первая половина года прошла в активной пропаганде русского ставленника. 26 августа Понятовский был избран польским королем. Екатерина сильно радовалась этой удаче и, не откладывая дела, велела Понятовскому поставить вопрос о правах диссидентов, несмотря на то, что все, знавшие положение дел в Польше, указывали на большую сложность и почти что невозможность достижения этой цели. Коль скоро императрица так недвусмысленно высказала свое желание, Репнин в Варшаве принужден был действовать со всей возможной твердостью. Интригами, подкупом и угрозами, введением русских войск в предместья Варшавы и арестом наиболее упрямых противников Репнин добился своего 9 февраля 1768 года. Сейм согласился со свободой вероисповедания для диссидентов и политическим уравнением их с католической шляхтой.

Казалось, цель достигнута, но в действительности это было только началом большой войны. Диссидентское «уравнение зажгло всю Польшу. Едва разошелся Сейм, утвердивший договор 13 февраля, как в Баре поднял против него конфедерацию адвокат Пулавский. С его легкой руки по всей Польше начали вспыхивать антидиссидентские конфедерации.[9]

Ответом православных на Барскую конфедерацию стал гайдамацкий бунт 1768 года, в котором вместе с гайдамаками (русскими беглецами, Ушедшими в степи) поднялись запорожцы во главе с Железняком И крепостные крестьяне с сотником Гонтой. В разгар восстания один из гайдамацких отрядов переправился через пограничную речку Колыма и разграбил татарское местечко Галту. Едва об этом стало известно в Стамбуле, к границам был придвинут 20-тысячный турецкий корпус. 25 сентября русский посол Обрезков был арестован, дипломатические отношения разорваны — началась русско-турецкая война. Такой неожиданный оборот дало диссидентское дело


В 1772 г. Пруссия и Австрия, опасаясь слишком стремительного усиления России в отношениях с Польшей и Турцией, предложили Екатерине II провести раздел части территорий Речи Посполитой. Так, в том же 1772 г., и состоялся Первый раздел Речи Посполитой. Пруссия и Австрия получили некоторые западные территории Речи Посполитой, а Россия – Восточную Беларусь до Минска и часть Латвии. Польский сейм был вынужден согласиться с произошедшим, так как не мог противостоять уже введенным в страну войскам Пруссии, Австрии и России.[11]

Что касается польских дел, то 16 февраля 1775 года Сейм наконец принял закон об уравнении диссидентов в политических правах с католиками. Таким образом, несмотря на все препятствия, Екатерина довела до конца это тяжелое дело и закончила с успехом три кровопролитные войны — две внешние и одну внутреннюю.

Последним замечательным деянием Екатерины стал раздел Польши и присоединение к России западных русских земель. Спустя некоторое время после очередных блистательных побед России над Швецией (война 1788-1790 гг.) и Турцией (1787-1791 гг.), состоялся и Второй раздел Речи Посполитой (1793 г.) по аналогичному с Первым разделом сценарию, однако, без участия Австрии. Второй и третий разделы, последовавшие в 1793 и 1795 годах, были логическим продолжением первого. Многолетняя анархия и события 1772 года образумили многих шляхтичей. Преобразовательная партия на четырехлетнем сейме 1788-1791 годов выработала новую конституцию, принятую 3 мая 1791 года. Она устанавливала наследственную королевскую власть с Сеймом без права вето, допущение депутатов от горожан, полное равноправие диссидентов, отмену конфедераций. Все это совершилось на волне бешеных антирусских выступлений и в пику всем прежним договоренностям, согласно которым Россия гарантировала польскую конституцию. Екатерина вынуждена была пока терпеть дерзость.[11]Но как только мир с Турцией был заключен, Польша была оккупирована русскими войсками, в Варшаву введен русский гарнизон. Это послужило как бы прологом к разделу. В ноябре прусский посол в Петербурге, граф Гольц, представил карту Польши, где очерчен был участок, желаемый Пруссией. В декабре Екатерина после подробного изучения карты утвердила русскую долю раздела. К России отошла большая часть Белоруссии. Это вызвало недовольство патриотично настроенных поляков.

. Хорошо подготовленное восстание началось рано утром 6(17) апреля 1794 года и было неожиданностью для русского гарнизона. Большая часть солдат была перебита, и лишь немногие части с тяжелым уроном смогли пробиться из города. Не доверяя королю, патриоты провозгласили верховным правителем генерала Костюшко. В ответ в сентябре между Австрией, Пруссией и Россией было достигнуто соглашение о третьем разделе. Краковское и Сандомирское воеводства должны были отойти Австрии. Границами России становились Буг и Неман. Кроме того, к ней отходили Курляндия и Литва. Вся остальная Польша с Варшавой отдавалась Пруссии. 4 ноября Суворов взял Варшаву. Революционное правительство было уничтожено, и власть вернулась королю. [8]