Файл: Программа усовершенствования государственного управления и повышения качества услуг, предоставляемых органами власти, так называемая Белая книга модернизации правительства Великобритании.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Management's Responsibility for Internal Controls»). Оба документа требуют от государственных органов поддерживать структуры внутреннего контроля для: обеспечения эффективных и результативных операций, соответствия законам и регуляторным нормам, надёжной финансовой отчётности.
Для усовершенствования риск-менеджмента Главное бюджетно-контрольное управление США в 2005 году выдало «Структуру по риск-менеджменту GAO» (GAO Risk Management Framework)11. «Структура GAO» считается отправной точкой внедрения риск-менеджмента в государственное управление США.
В «Структуре» отмечается, что отдельные этапы подхода, как оценка рисков, не становятся самоцелью, а обеспечивают полный цикл связанной с ним деятельности
— от стратегического планирования через реализацию к мониторингу. Этот процесс является динамическим, и новая информация может быть введена в любой момент. Указанный документ был предназначен как для информирования руководителей и сотрудников ведомств относительно основных составляющих системы риск-менеджмента, так и для использования его в качестве автономного руководства. «Структура по риск-менеджменту» разработана таким образом, чтобы обеспечивать гибкость и возможность применения риск-менеджмента на разных организационных уровнях и в соответствии с условиями деятельности разных государственных органов.
Вместе с тем основным документом, определяющим отношение к государственному риск-менеджменту в США, стал стандарт COSO «Риск-менеджмент организаций: интегрированная модель» (Enterprise Risk Management — Integrated Framework — ERM), принятый в 2004 году и провозгласивший всесторонний подход к управлению рисками.
Основные рекомендации для органов государственной власти на разных этапах внедрения риск-менеджмента основываются на положениях стандарта COSO и состоят в выполнении следующих действий:
1. Внедрение риск-менеджмента: создание терминологии и обеспечение ее понимания на всех уровнях организации; установление плана коммуникаций и его соблюдение; предупреждение недооценки планирования; адаптация стратегии, подхода и методологии к специфике организации; обеспечение поддержки высшего руководства для эффективного определения рисков и обращение с ними; обучение персонала.
2. Организация риск-менеджмента: создание бюро риск-менеджмента
организации; наличие специально назначенного «чемпиона риска» («risk champion»), который владеет отличными коммуникационными навыками и является
представителем руководства организации.
3. Осуществление программы риск-менеджмента: разработка политики;
документирование процесса и анализа рисков для использования в дальнейшем; обеспечение специфических примеров, которые могут использоваться в процессе обучения персонала; изменение культуры организации; привлечение менеджеров к разработке аналитических инструментов и рекомендаций; установление взаимосвязи обучения с результатами деятельности; поиск разнообразных перспектив развития организации.
В качестве главных рисков государственного управления США выделяются риски: для здоровья, для безопасности, финансовые, транспортной безопасности, внешние, оперативные, модернизации.
Для оценки текущей практики риск-менеджмента в государственных органах разработана «Инструкция самооценки модели зрелости ERM», которая ориентируется на пять направлений: основы риск-менеджмента, исполнительное руководство,
интеграция ERM в культуру государственного органа, применение принципов ERM, степень внедрения ERM в стратегические бизнес-операции государственного органа.
В 2007 году в «Федеральном обзоре ключевых компетенций риск-менеджмента» (Federal Risk Management Core Competency Survey) были определены знания, навыки и ресурсы, необходимые для успешного внедрения и поддержки риск-менеджмента в деятельности органов государственной власти.
Внедрение международного стандарта ISO 31000:2009 стало предпосылкой определения именно его как основы использования риск-менеджмента в США. Подобно «Структурам» COSO и GAO, стандарт ISO 31000 обеспечивает целостный подход к риск-менеджменту со схожими терминологией и процессами. Преимуществом ISO 31000 является определение владельцев рисков и необходимость широких знаний о риске — как внутри, так и вне организации, что повышает ответственность и усиливает коммуникацию риск-менеджмента.
Использование государственного риск-менеджмента на стратегическом уровне приобретает особое значение при обеспечении безопасности государства для распределения ограниченных ресурсов, принятия решений и эффективного выполнения основных функций государства. После событий 11 сентября 2001 года правительство
США пересмотрело стратегию национальной безопасности и в 2002 году создало Министерство национальной безопасности для координации деятельности всех ведомств12. Важным шагом к внедрению риск-менеджмента в направлении безопасности общества должно было стать принятие концептуального документа. Им стали «Основы риск-менеджмента» (Risk Management Fundamentals)13, которые должны обеспечить структурированный подход к распределению и использованию информации о рисках и их анализу в министерстве.
Главные цели данного документа — развитие понимания и подхода к риск-менеджменту в сфере национальной безопасности, установление общей основы, которая обеспечивает последовательное применение управления рисками и обучение в этой сфере, а также поддерживает развитие культуры и философии риск-менеджмента в министерстве национальной безопасности.
Таким образом, можем прийти к выводу, что все рассмотренные нами страны модернизировали государственное управление путём внедрения методологии риск-менеджмента, адаптированного к особенностям. Причём использование риск-менеджмента в деятельности органов государственной власти прошло этапы внедрения, становления и развития: риск-менеджмент нуждается в изменении
организационной культуры, является динамическим и должен постоянно пересматриваться, чтобы отвечать изменениям внешней и внутренней среды деятельности. Первоначальное применение инструментов риск-менеджмента в финансовой сфере постепенно привело к осознанию необходимости перехода к интегрированному риск-менеджменту, который предусматривает охват всех направлений организации.
В настоящее время во всем мире широкое развитие также получили процессы диверсификации: развитие производств, находящихся на разных уровнях или разных регионах страны, направление инвестиций в разные сферы деятельности, формирование параллельных структур по изготовлению модификаций изделий или решению сложной проблемы. Распределение риска между партнерами и снижение его уровня для каждого партнера создается при взаимном владении акциями различными по специфике и области деятельности в условиях объединений, корпораций, финансово-промышленных групп (ФПГ). Так, например, промышленные организации, в составе ФПГ приобретая акции банка, защищают тем самым свои активы и получают льготные кредиты.
Крупные автомобильные корпорации США «Форд», «Крайслер», «Дженерал Моторе» идут на взаимовыгодное сотрудничество и интеграцию в автомобильном бизнесе. В зарубежной практике информация
0 потенциальном партнере, конкуренте или клиенте содержится в бизнес-справках, предоставляемых рынков информационных услуг. Для оценки риска взаимоотношений представляют интерес неформальные контакты, встречи «без галстука», которые позволяют получить информацию о потенциальном партнере и своевременно разработать стратегию поведения с минимизацией риска.
Мерой защиты и компенсации негативного воздействия неуправляемых факторов выступает страхование имущества, которое защищает владельца от гибели и порчи материальных ценностей. Страхование коммерческих рисков включает риски арендной платы, предоплаты, задержки платежей и неплатежей; риски учредителей; риски несвоевременной отгрузки товаров и недопоставки[1].
Практика мирового финансового рынка выработала несколько возможных организационных институциональных форм управления рисками в предпринимательской деятельности. На национальном уровне к ним относятся государство, национальные гарантийные агентства, создаваемые за счет, главным образом, бюджетных средств и предоставляющие гарантии национальным инвесторам при инвестировании ими средств за рубежом. На межнациональном уровне — международные организации по гарантированию инвестиций. Существуют также частные страховые организации.
Страхование политических рисков осуществляется целым рядом организаций (табл. 3).
В США существует десятки организаций, которые специализируются на изучении, преподавании, пропаганде и продаже инструментов защиты от риска. К ним относятся: биржи, институты, университеты, банки, брокерские конторы, страховые компании, рейтинговые и информационные бюро, консультативные и экспертные фирмы. Контроль над рисковым поведением в ключевых секторах экономики является частью ответственности таких государственных агентств и учреждений, как Федеральная резервная система (FRS), Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC), Офис контролера валюты (ОСС),
Таблица 3
Организации, занимающиеся страхованием и оценкой политических рисков
№ п/п | Уровень организации | Организации |
1 | Меж государстве иные финансовые организации | Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям, Американский банк развития, Общество управления риском и страхованием (Risk and Insurance Management Society, RIMS), Международная федерация ассоциаций управления риском и страхованием (International Federation of Risk and Insurance Management Associations, IFRIMA). |
2 | Государст венные агентства, корпорации и банки | Корпорация США по частным инвестициям за рубежом, Экспортно-импортный банк США, корпорация по страхованию и финансированию экспорта Австралии, департамент страхования экспортных кредитов Великобритании и т.д. |
3 | Частные страховые компании | Lloyd”s, American International Group (AIG), Sovereign Risk Insurance Ltd, Zurich US Political Risk, Exporters Insurance Co, Chubb & Son и т.д. |
4 | Корпорации и аналитические центры, занимающиеся оценкой политических рисков | Political Risk Services, Bank of America World Information Services, Business Environment Risk Intelligence (BERI) S.A., Control Risks Information Services (CRIS), Economist Intelligence Unit (EIU), Institutional Investor, Euromoney, Standard and Poor”s Rating Group, Moody”s Investor Services, Fitch IBCA, а также целый ряд исследовательских институтов. |
Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта обеспечения безопасности предпринимательской деятельности1
№ | Функции | Зарубежный опыт | Отечественный опыт |
1 | Обеспечение промышленной безопасности | Относится к любым объектам собственности | Только к опасным производственным объектам, причисленным к этой категории государственными регулирующими органами, то есть не относится ко всему объекту собственности, как это принято за рубежом. |
2 | Обеспечение охраны труда | Убытки, связанные с нарушениями в области охраны труда, являются одними из наиболее существенных для промышленности наряду с обеспечением экологического соответствия. | Регулируется российским законодательством, предполагается, что организации не будут нести существенные потери из-за нарушения норм охраны труда в краткосрочном периоде. |
3 | Обеспечение эффективного обслуживания оборудования | Отсутствует разделение функций обеспечения безопасности производственного оборудования и безопасности эксплуатации зданий и сооружений. Для разрешения конфликта, возникающего между желанием увеличить производственные показатели за счет более интенсивного использования | Функции обеспечения безопасности производственного оборудования и безопасности эксплуатации зданий и сооружений разделены, более того — часто относятся к компетенции различных дирекций. Это приводит к разделению финансовых потоков на обеспечение деятельности по предотвращению внеплановых потерь |
№ | Функции | Зарубежный опыт | Отечественный опыт |
3 | | оборудования и необходимостью гарантировать некий уровень надежности работы оборудования, подразделения по управлению рисками должны курировать разработку политики по обслуживанию оборудования и проверять ее соблюдение. Увеличение межремонтных периодов — одна из основных причин возникновения крупных убытков на зарубежных предприятиях. | и делает их контроль с точки зрения эффективности вложений более сложным. |
4 | Обеспечение пожарной безопасности | Как правило, эта функция не управляется на уровне центрального офиса компании, а относится к компетенции отдельных предприятий. | Внутренний конфликт заложен в самом принципе функционирования подразделений, обеспечивающих пожарную безопасность на российских предприятиях, когда основная цель заключается в удовлетворении требований государственных регулирующих органов, а не в эффективной защите собственности владельцев. |